Найти в Дзене
Extreme Sound

Магия числа 14: Двадцатка лучших четырнадцатых альбомов в истории рока

Далеко не каждому артисту или группе везет записать 14 студийных альбомов. Еще реже эти пластинки оказываются действительно хорошими, а уж тем более – великими. Но это не значит, что такое невозможно!

В 1978 году The Rolling Stones, например, феерически вернулись после творческого затишья середины 70-х с великолепным альбомом "Some Girls". Они не только уловили новые музыкальные веяния вроде панка и диско, но и мастерски вплели их в свое фирменное звучание. (Удивительно, но с тех пор "Роллинги" выпустили еще 10 студийников!)

В то время как такие иконы, как Led Zeppelin и The Beatles, остановились на девяти и двенадцати альбомах соответственно (если считать по британской дискографии "ливерпульской четверки"), многие другие легенды классического рока умудрялись сохранять творческую мощь и после выпуска более чем чертовой дюжины пластинок.

Конечно, некоторые суперзвезды на этом этапе карьеры откровенно спотыкались. Вы не найдете в нашем списке попытку Сэмми Хагара подражать Джимми Баффетту на альбоме "Livin' It Up" или потуги Kiss скопировать Bon Jovi на "Crazy Nights". Впрочем, их более поздние (и куда более удачные) работы наверняка появятся в будущих подобных подборках.

Зато здесь есть два пронзительных альбома, созданных невероятно талантливыми артистами — Фредди Меркьюри из Queen и Леонардом Коэном. Оба, борясь с тяжелейшими и, увы, смертельными болезнями, создали свои финальные, венчающие карьеру шедевры.

В нашем списке 20 лучших 14-х альбомов в истории рока, вы также найдете истории о впечатляющих камбэках, завершении целых творческих эпох и удивительно смелых проектах, созданных с огромной любовью и вопреки всем ожиданиям.

Итак, поехали! 20 лучших 14-х альбомов в истории рока:
Не многим группам удается записать 14-й альбом. Еще реже он становится великим.

20 (Делят место). Yes, 'Talk' (1994)
Лейбл: Victory Music

Через три года после того, как две отдельные фракции Yes объединились для записи не слишком впечатляющего, но коммерчески успешного "Union" (1991), они снова распались. Состав 80-х (Джон Андерсон, Крис Сквайр, Алан Уайт, Тревор Рэбин и Тони Кэй) попытался повторить успех своих альбомов "90125" и "Big Generator" с пластинкой "Talk". Андерсон был вовлечен в написание песен на гораздо более раннем этапе, чем обычно, что помогло придать таким трекам, как "The Calling" и 16-минутному эпику "Endless Dream", закрывающему альбом, новую, более четкую сфокусированность.

20 (Делят место). Melvins, 'Hostile Ambient Takeover' (2002)
Лейбл: Ipecac

-2

По сравнению с альбомами Melvins, вышедшими до и после него – амбициозной трилогией "The Maggot / The Bootlicker / The Crybaby" и совместной работой с электронной музыкой "Pigs of the Roman Empire" (2004) – "Hostile Ambient Takeover" 2002 года кажется относительно традиционной пластинкой. Конечно, "традиционный" здесь – понятие очень относительное. Уже через две минуты вдохновенного прог-панковского риффинга и вокала в "(Untitled)" уступает место продолжительному барабанному соло, а затем еще более длинному шквалу фидбэка и шума. Восьмиминутная "The Fool, The Meddling Idiot" звучит так, будто кто-то заставил очень мощный двигатель двигаться в направлении, полностью противоположном его первоначальному предназначению, а в жуткой 16-минутной заключительной "The Anti-Vermin Seed" Базз Осборн шепчет под звуки, напоминающие сердцебиение спящего дракона. "H.A.T." также был выпущен серией 7-дюймовых синглов с каверами на песни Alice Cooper, Ramones и The Tubes на би-сайдах.

19. The Beach Boys, 'Friends' (1968)
Лейбл: Capitol

-3

Через два года после выхода новаторского "Pet Sounds" многие поклонники The Beach Boys все еще были сбиты с толку тем, что группа отказалась от своего разрекламированного следующего альбома "Smile" и вместо этого выпустила нежные, простые записи, которые намеренно выбивались из бурной культурной атмосферы конца 60-х. Частично вдохновленный их открытием медитации, великолепный, но несколько легковесный "Friends" мало что сделал для успокоения этих опасений, но с годами обрел преданную культовую аудиторию.

18. Queen, 'Innuendo' (1991)
Лейбл: Hollywood

-4

14-й студийный альбом Queen стал последним, выпущенным при жизни Фредди Меркьюри. Во время его записи певец втайне вел все более безнадежную борьбу со СПИДом. Он умер через девять месяцев после выхода "Innuendo", проведя свои последние дни за записью партий фортепиано и вокала, которые легли в основу последнего альбома группы, "Made in Heaven" (1995). Темы потерь и смертности пронизывают весь "Innuendo", от шепота Меркьюри "I still love you" в конце "These Are the Days of Our Lives" до эмоционально заряженной заключительной песни "The Show Must Go On".

17. Bruce Springsteen, 'We Shall Overcome: The Seeger Sessions' (2006)
Лейбл: Columbia

-5

После того, как Брюс Спрингстин записал песню для трибьют-альбома Пита Сигера в 1997 году, он с головой ушел в творчество этой фолк-легенды. В итоге это привело к тому, что он собрал большую группу с банджо, контрабасом, аккордеоном и даже тубой, чтобы исполнить еще больше песен Сигера. Отказавшись от своего обычного студийного перфекционизма, Спрингстин сделал сессии свободными и живыми. Получившийся альбом стал чистым трудом любви – он никогда не предназначался для огромного коммерческого успеха, но стал отличным примером преданности Спрингстина своей музе.

16. Black Sabbath, 'Headless Cross' (1989)
Лейбл: I.R.S.

-6

К 1989 году уже невозможно было притворяться, что Black Sabbath – это все еще настоящая группа. От их знаменитого оригинального состава остался только Тони Айомми, а на "Headless Cross" звучит уже пятый вокалист группы [Тони Мартин] и пятый барабанщик [Кози Пауэлл] – и это только те, кто участвовал в записи альбомов, не считая туровых музыкантов. Тем не менее, риффы Айомми остаются уникально притягательными, а трех-альбомный период Мартина в группе со временем получает все большее признание.

14 (Делят место). Joni Mitchell, 'Night Ride Home' (1991)
Лейбл: Geffen

-7

После завершения разочаровывающего десятилетия сумбурным, гнавшимся за продюсерскими трендами альбомом "Chalk Mark in a Rain Storm" (1988), Джони Митчелл триумфально вернулась к форме на "Night Ride Home" 1991 года. Более сдержанные текстуры альбома сместили акцент туда, где он и должен быть – на ее удивительный голос и мелодии. Семиминутный центральный трек "Come In From the Cold" – явная вершина, но, несмотря на некоторые неприятные темы, весь альбом слушается очень гладко.

14 (Делят место). AC/DC, 'Stiff Upper Lip' (2000)
Лейбл: Albert / East West / Elektra

-8

После того, как сотрудничество с известным продюсером Риком Рубином привело к личному разочарованию и не самым звездным результатам на "Ballbreaker" (1995), Малкольм и Ангус Янги из AC/DC воссоединились со своим старшим братом Джорджем (который был сопродюсером всех их ранних альбомов) для записи "Stiff Upper Lip" в 2000 году. Хотя проблема с качеством сонграйтинга, преследовавшая последние альбомы группы, осталась, пластинка получилась более свободной и приятной, чем ее предшественник, особенно на забойном треке "Safe in New York City".

13. Aerosmith, 'Honkin' On Bobo' (2004)
Лейбл: Columbia

-9

Отточенная формула с привлечением сторонних авторов песен, которая принесла Aerosmith огромный успех, начиная с "Permanent Vacation" 1987 года, дала сбой на безвкусном "Just Push Play" 2001 года. Группа мудро решила вернуться в прошлое и воссоединиться со своими корнями на "Honkin' on Bobo" 2004 года – альбоме, полном каверов на блюзовые и ранние рок-песни. Им не всегда удается "испачкать руки" как следует, но это большой шаг в правильном направлении.

12. Leonard Cohen, 'You Want it Darker' (2016)
Лейбл: Sony Music

-10

Как и "Innuendo" Queen, это бескомпромиссный альбом, созданный артистом, знавшим, что его жизнь близится к концу. Коэн умер через 17 дней после выхода "You Want It Darker", который он завершил, несмотря на осложнения от лейкемии, включавшие многочисленные переломы позвоночника. "Я готов, мой Господь," – поет он в заглавном треке, в котором участвуют кантор и хор из синагоги его детства.

11. Pink Floyd, 'The Division Bell' (1994)
Лейбл: Columbia

-11

Второй альбом Pink Floyd после ухода Роджера Уотерса стал заметным улучшением по сравнению с "A Momentary Lapse of Reason" (1987). Хотя его авторского таланта и концептуальной направленности все еще не хватало, оставшееся трио Дэвида Гилмора, Ника Мейсона и Ричарда Райта смогло воссоздать часть своей былой магии на таких треках, как "High Hopes" и "What Do You Want From Me."

10. Genesis, 'We Can't Dance' (1991)
Лейбл: Atlantic / Virgin

-12

Последний альбом Фила Коллинза с Genesis демонстрирует, как группа в основном повторяет формулу, принесшую им огромный успех на "Invisible Touch" 1986 года – глянцевые, тщательно спродюсированные поп-песни, смешанные со случайными всплесками более авантюрных прогрессив-роковых эпиков их ранних дней. Здесь есть несколько приятных моментов – например, бодрая "Jesus He Knows Me" заслуженно высмеивает телепроповедников – но формула начала изживать себя. Коллинз, похоже, это понял, покинув группу в 1996 году, чтобы полностью сосредоточиться на сольной карьере.

8 (Делят место). Marvin Gaye, 'I Want You' (1976)
Лейбл: Tamla

-13

Выпущенный через три года после шедеврального "Let's Get It On", альбом Марвина Гэя "I Want You" показывает, как соул-певец объединяется с продюсером Леоном Уэйром и использует синтезаторы для создания более футуристичного, диско-ориентированного звучания. Откровенно сексуальные тексты Гэя вызвали недовольство некоторых критиков того времени, но открыли дорогу для будущих артистов, таких как Принс. В музыкальном плане меланхоличная, ночная, "тихая буря" альбома "I Want You" оказала огромное влияние на будущие поколения суперзвезд соула.

8 (Делят место). Elvis Costello, 'Brutal Youth' (1994)
Лейбл: Warner

-14

Элвис Костелло воссоединился со своей знаменитой бывшей аккомпанирующей группой The Attractions впервые почти за десять лет на альбоме "Brutal Youth" 1994 года. Они не достигают звездных высот своих прежних работ, но здесь присутствует легкое очарование, которого Костелло с трудом добивался во многих своих работах 90-х. После еще одного совместного альбома – "All This Useless Beauty" 1996 года, полного звездных гостей – Костелло и The Attractions расстались навсегда.

7. Prince and the New Power Generation, 'The Love Symbol Album' (1992)
Лейбл: Warner Bros.

-15

После завершения (относительного) коммерческого спада путем перехода к более органичному и радиоформатному звучанию на мультиплатиновом "Diamonds and Pearls" (1991), Принс совершил еще один из своих странных, но замечательных виражей с альбомом "Love Symbol". Можно проигнорировать излишние скиты концептуального альбома и сосредоточиться на ослепительном диапазоне стилей, которые Принс и его новая группа здесь покоряют – от трибьюта Джеймсу Брауну "Sexy M.F." до регги-оттенков "Blue Light" и потустороннего, неожиданно ставшего хитом "7".

6. Bob Dylan, 'Planet Waves' (1974)
Лейбл: Sony

-16

14-й альбом Боба Дилана ознаменовал собой двойное возвращение. Это был его первый альбом с новым материалом со времен "New Morning" (1970), а также его воссоединение с группой The Band, с которой он гастролировал и записывался в середине 60-х. (Часто бутлегированные результаты их студийного сотрудничества не были официально выпущены как "The Basement Tapes" до 1975 года, годом позже "Planet Waves".)
Хотя альбом вскоре был омрачен шедевром Дилана 1975 года "Blood on the Tracks", "Planet Waves" действительно стал значительным улучшением по сравнению с его недавними работами и стал домом (в двух формах) для одной из его самых популярных песен десятилетия – "Forever Young".

5. Fleetwood Mac, 'Tango in the Night' (1987)
Лейбл: Warner Bros.

-17

Удивит ли вас, если мы скажем, что полная история всех драм, стоявших за пятым и последним альбомом самого популярного состава Fleetwood Mac, содержит слишком много перипетий, чтобы объяснить ее в коротком описании? Достаточно сказать, что через пять лет после "Mirage" 1982 года обстоятельства сложились так, чтобы квинтет собрался вместе еще раз. Интересно, что на этот раз героем оказалась Кристин МакВи, поскольку ее "Everywhere" и "Little Lies" стали самыми популярными хитами альбома. Остальная часть альбома, конечно, технически безупречна, но почему-то лишена той остроты и магии, которые были присущи их предыдущим работам.

4. The Cure, 'Songs of a Lost World' (2024)
Лейбл: Fiction

-18

16-летнее ожидание 14-го студийного альбома The Cure того стоило! Роберт Смит сказал, что великолепный, вызывающий яркие образы "Songs of a Lost World" стал первым шагом в пятилетнем плане ухода на покой – и эпический финал "Endsong" стал бы идеальной последней нотой для их карьеры. Но так же легко представить это как начало новой смелой главы для группы, чей талант и сосредоточенность остаются такими же острыми, как и прежде.

3. Stevie Wonder, 'Music of My Mind' (1972)
Лейбл: Tamla

-19

Прошло десять лет и тринадцать студийных альбомов, прежде чем Стиви Уандер по контракту получил полный творческий контроль над своей музыкой. Его новаторское увлечение синтезаторами помогло ему в полной мере воспользоваться этой новообретенной свободой. Работая почти исключительно как "человек-оркестр", Уандер достиг новых высот изысканности в своей музыке, наиболее ярко проявившихся в восхитительной "Superwoman (Where Were You When I Needed You)". И это было только начало одной из самых впечатляющих серий альбомов в истории популярной музыки; можно с уверенностью сказать, что "Talking Book", "Innervisions", "Fulfillingness' First Finale" и "Songs in the Key of Life" займут очень высокие места в будущих подобных списках.

2. David Bowie, 'Scary Monsters (and Super Creeps)' (1980)
Лейбл: RCA

-20

После завершения своей знаменитой берлинской трилогии "Low", "'Heroes'" и "Lodger", Дэвид Боуи решил сменить как местоположение, так и методы в попытке повысить свой коммерческий успех. Он перенес сессии в Нью-Йорк и сменил спонтанный подход своих предыдущих трех альбомов на более тщательно продуманный процесс написания песен. Поддержанный хитами "Ashes to Ashes" (продолжение "Space Oddity") и "Fashion", "Scary Monsters (and Super Creeps)" продался вдвое большим тиражом, чем "Lodger" по всему миру, не пожертвовав при этом признанием критиков. Три года спустя он достигнет еще больших коммерческих высот со своим следующим студийным альбомом "Let's Dance".

1. The Rolling Stones, 'Some Girls' (1978)
Лейбл: Rolling Stones

-21

После выпуска трио все более сумбурных альбомов в начале 70-х, и на фоне того, что популярность диско и панка породила первые слухи о том, что их время прошло, The Rolling Stones мощно вернулись с "Some Girls". Это была не только их самая цельная коллекция песен со времен "Sticky Fingers" (1971), но и пластинка, на которой они включили элементы этих новых жанров – но полностью на своих условиях. Знойные ритмы "Miss You" явно родились на танцполе, но гитары и губная гармоника делают песню одновременно чем-то новым и абсолютно узнаваемым творением "Стоунз".