Найти в Дзене
Extreme Sound

«Helter Skelter»: История о том, как The Beatles создали первый в мире хеви-метал трек

Оглавление

"Helter Skelter" — это, возможно, самый яростный и первобытный момент в дискографии The Beatles. Песня, которая выросла из легкого блюзового джема в то, что многие считают первым в мире треком в жанре хеви-метал. Это история о том, как Пол Маккартни в своем стремлении создать «самую тяжелую» запись раздвинул границы возможного.

В поисках шума

Однажды вечером, готовясь к записи "Blackbird" в студии Abbey Road, Пол Маккартни для разогрева наиграл раннюю версию "Helter Skelter". Это была легкая, почти фанковая акустическая зарисовка с вокалом фальцетом — полная противоположность тому кричащему монстру, который в итоге окажется на «Белом альбоме».

-2

Песня прошла через несколько инкарнаций, потому что Пол поставил перед собой конкретную цель. В интервью 1968 года он так объяснил ее происхождение:

«Я прочитал рецензию на пластинку, где говорилось: "Эта группа... они просто сходят с ума, накладывают эхо на все, орут во всю глотку". И я помню, как подумал: "О, было бы здорово сделать что-то подобное. Какая жалость, что они уже это сделали". А потом я услышал их запись, и она была довольно прямой, очень утонченной, совсем не грубой и кричащей. И тогда я подумал: "А, ну, тогда мы сделаем что-то подобное". У меня была эта песня под названием "Helter Skelter" [в Англии так называют спиральную горку на ярмарках], просто нелепая песня, и мы сделали ее такой, потому что я люблю шум».

Адская кожа и 27-минутный джем

Первая серьезная попытка записать песню состоялась 18 июля 1968 года. Версии, записанные в ту ночь, мало похожи на финальный трек. Это был медленный, вязкий, блюзовый грув, где Джон Леннон играл на басу, а Пол и Джордж — на электрогитарах. Текст еще не был закончен, и Пол чередовал припев "Helter Skelter" с фразой "Hell for leather" («Во всю прыть», буквально «адская кожа»). В ту ночь было записано несколько дублей, самый длинный из которых — эпический 27-минутный джем.

-3

Но ни одна из этих версий не передавала той громкости и энергии, которую искал Пол.

Helter Skelter (Первая версия / Дубль 2)

«Громче и грязнее!»

The Beatles вернулись к "Helter Skelter" 9 и 10 сентября, и на этот раз они выкрутили все ручки на максимум. Они до предела раскачали свои гитары и барабаны, чтобы создать настоящий звуковой хаос, поверх которого лег истошный вокал Пола, поддержанный Джоном и Джорджем. Чтобы добавить еще больше какофонии, Джон к концу песни сыграл на визжащем саксофоне, а их роуди Мэл Эванс — на трубе.

-4

Ринго Старр позже назвал ту сессию «полным безумием и истерикой в студии». Пол Маккартни вспоминал:

«Мы заставили инженеров и продюсера выкрутить звук барабанов и сделать его настолько громким и ужасным, насколько это возможно. Мы сыграли и сказали: "Нет, все еще слишком безопасно, должно быть громче и грязнее". Мы перепробовали все, чтобы "загрязнить" звук, и в конце концов вы можете услышать, как Ринго кричит: "У меня мозоли на пальцах!". Это не была шутка: его руки действительно кровоточили в конце дубля, так яростно он барабанил».
-5

Helter Skelter (Вторая версия — Дубль 17)

Моно против Стерео

Интересно, что легендарный крик Ринго услышали только те, кто купил стерео-версию «Белого альбома». Это был последний альбом The Beatles, для которого делались совершенно разные моно- и стерео-миксы. Моно-версия "Helter Skelter" заканчивается затуханием на 3:39. А в стерео-версии после затухания хаос возобновляется, и только после этого трек обрывается, и Ринго произносит свою знаменитую фразу.

-6

Helter Skelter (микс 2018 года)

Рождение хеви-метала

Тяжелая работа группы окупилась. "Helter Skelter" часто называют первой в истории песней в жанре хеви-метал. И действительно, ее грохочущая ритм-секция, перегруженные, основанные на риффах гитары и воющий вокал — это все отличительные черты жанра, который взорвет музыкальный мир в 70-е. Неудивительно, что каверы на эту песню позже сделают и панки Siouxsie and the Banshees, и глэм-метал гиганты Mötley Crüe.

-7

Но ни один кавер не смог сравниться с первобытной мощью оригинала. Как написал тогда журнал Rolling Stone: «"Хард-роковый" аспект The Beatles часто упускают из виду... Но они, в конце концов, рок-н-ролльная группа. И их прямолинейный рок — это один из самых захватывающих и зрелых их материалов».