Найти в Дзене
Расхламление и минимализм

У маркетплейсов на вас особые планы

Оглавление

61% россиян регулярно заходит на маркеплейсы без плана что-либо купить, а 15% вообще идёт туда Р А З В Л Е К А Т Ь С Я – намеренно. Данные из июльского исследования Rambler&Co и «Самоката».

В целом е-коммерс (электронная торговля) сейчас проживает те же процессы, что ранее пережили моллы и ТРЦ, которые из просто_магазинов эволюционировали в досуговые центры. Цель обоих – стать местом, где хочется провести ВЕСЬ день, желательно всей семьёй.

Кстати, забавно, что моллы при этом взяли на себя роль, которую раньше выполняли... церкви. Именно храм на Руси был центром города и ЖИЗНИ вообще. А впрочем, это уже совсем другая история, аналогий не провожу)

Проведём собственное мини-исследование⤵️

С одной стороны, маркеплейсы в гонке за внимание пользователя геймифицируются – каждый запускает если не игры, то как минимум игровые механики, интегрированные в систему лояльности: набор баллов, коллекционирование бонусов и призов.

Опустим, что они все давно – и банки, и логистические компании, и курьерские службы. Это уже база.

С другой, пользователь и безо всякой геймификации идёт сюда добровольно – «просто изучить спрос», добавить что-то в корзину, сравнить цены и отзывы. Как минимум 42% при этом, естественно, что-то покупает, а 16% – делает это достаточно часто (по их собственной оценке).

Цифры дикие,

но на поверку тут ничего нового – тот же быстрый дофамин, который мы раньше искали по соцсетям. И если тогда мы прикрывались бесконечным саморазвитием и поиском, прасьтихосспаде, мотивации, то теперь – попыткой «быть в теме», «держать руку на пульсе» и даже анализировать цены ради финансовой грамотности.

Драматично, что именно эти вот «аналитики» чаще всего и находят себя в захламёлнных квартирах выплачивающими бесконечные кредиты, взятые под покупку разного барахла.

-2

Маркетплейсы теперь – соцсеть, а соцсети теперь – маркетплесы

Запрещённая Meta (признана экстремистской на территории РФ) давным-давно внедрила возможность купить товар не покидая приложения. Та же история с китайским Тиктоком, где границы между соцсетью и магазином почти нет.

Е-коммерсы запускают форматы сториз и блогов и настолько активно сотрудничают с инфлюенсерами, что вот-вот придумают способ перетащить их сюда с потрохами, точнее со всем своим контентом. Как это сделать? Либо объединиться с соцсетью, либо ею стать. Уверена, так и произойдёт в ближайшее время.

-3

Забавный пример

Пикантный скандал случился на маркеплейсах минувшим летом. Пользователи обоих полов спонтанно там организовали соцсеть_для_взрослых – прямо в отзывах к товарам из категорий «18+» и «нижнее бельё». Одни покупали, пользовались и фотографировали, другие – восторженно комментировали.

Где-то в параллельной вселенной люди в комментах знакомились, обменивались контактами, встречались, женились и поднимали демографию, но в нашей – бдительные мимокрокодилы вовремя обратили на «безобразие» внимание Екатерины Свет Очей Ваших Мизулиной😄 Лавку прикрыли, голые фотки теперь снова выложить некуда)) Так что терпим, товарищи, держим себя в руках.

А что ещё?

А ещё аналитики OKKAM прогнозируют, что к 2030 году маркетплейсы станут двигателем и центром экономики впечатлений, а мы будем тут покупать лаже товары повседневного спроса. Я, кстати, давно так делаю – и с бытовой химией, и даже с продуктами, когда это возможно.

Вместо резюме

Выводов тут немало, но я выскажу те, что «по нашей части»:

  • ограничение соцсетей через их замену маркетплейсами ничего не меняет, это та же охота за быстрым дофамином и прокрастинация;
  • никакой финансовой грамотности в аналитике трендов и цен нет; она есть скорее в удалении приложения;
  • наиболее эффективный метод борьбы с зависимостью от маркетплейсов – это формирование спроса_снаружи вместо спроса_внутри; вот как это выглядит на практике:
-5

На сегодня всё, друзья. Да пребудут с нами силы чистоты, простоты, гедонизма и здравого смысла. До новых букв💚

Напоминаю: если вам нравится автор, если вы разделяете его ценности, то вы делаете мир лучше, голосуя за него своим лайком.