Найти в Дзене

Дореволюционный нон-фикшен и «Утро России»

Оглавление

О том, как издавались произведения классиков до революции, я много писала, в том числе и о гонорарах, и о продвижении книг. Но в тех статьях речь шла о художественных произведениях для широкой читательской аудитории. А как обстояли дела с изданием нехудожественной литературы, той, что сейчас называется нон-фикшен? То есть как издавались разнообразные познавательные книги, пособия по домоводству, мемуары, описания путешествий и так далее. Ведь такие книги были, но почему-то об их публикации, и авторах мало пишут.

Особенности дореволюционного нехудожественного книгоиздания

Разнообразная популярная литература издавалась, но её издание носило как бы вспомогательный характер. Речь не идёт о научных монографиях и учебниках, их публикацией занимались типографии при университетах и академиях. А вот с популярной литературой дело обстояло сложнее.

Дело в том, что до революции практически не было издательств, аналогичных современным с разными редакциями, штатом редакторов и маркетологов. В XIX веке издательством книг занимались, если можно так выразиться, индивидуальные предприниматели, содержащие на свои средства типографию и получавшие от этого доход. И именно типографии, а не издательства были главными на книжном рынке. Типографские услуги были недешевы (как и сейчас, впрочем), поэтому печаталась в первую очередь наиболее продаваемая продукция для широкого потребителя.

Так, одним из крупнейших дореволюционных издателей был Иван Дмитриевич Сытин (1851-1934), который начал свою издательскую деятельность с выпуска календарей, именно они и лубочные картинки составляли основу издаваемой его типографией полиграфической продукции и приносили основной доход. В год у Сытина выпускалось свыше 50 миллионов картинок для самого широкого потребителя, правда, качество «лубков» было хорошее и рисовали их известные художники: В. В. Верещагин, В. М. Васнецов и др. Но именно доходы от этой продукции позволяли И. Д. Сытину издавать не только сочинения А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, но и научно-популярную литературу, например, серию «Библиотека для самообразования» и многотомные издания: «Народная энциклопедия научных и прикладных знаний», «Отечественная война и русское общество. 1812–1912» и другие.

Типография. Начало XX века.
Типография. Начало XX века.

Большинство типографий того времени имело универсальный характер, причём ориентировались издатели преимущественно на выпуск популярных календарей или журналов, которые стоили дешевле книг. Исключения составляли дорогие издания, выпускаемые небольшими тиражами и рассчитанные на состоятельных покупателей. Например, в типографии Маврикия Осиповича Вольфа (1825–1883) в конце 70-х годов XIX века выходило богато иллюстрированное многотомное издание «Живописная Россия». Хотя основной доход Вольф получал с переизданий сочинений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, словаря В. Даля и т. д.

Но вот какому-то автору, пожелавшему опубликовать свою книгу не столь массового спроса было совсем непросто, даже если этот автор считался признанным специалист в своей области. Тут имелось два пути: либо издавать через типографию крупного университета, но для этого с ним нужно сотрудничать как преподавателю, либо издаваться за свой счёт. (Что и в настоящее время не редкость). Вот, например, фольклорист Леонид Николаевич Майков издал свою книгу «Великорусские заклинания» в «семейной» типографии.

Но всё же были издательства, владельцы которых не отказывали в публикации авторам научно-популярной литературы, в том числе и потому, что больших гонораров такие авторы не требовали. Например, издательство М. и С. Сабашниковых, основанное в Москве в 1891 г., было одним из немногих, специализировавшихся в основном на прикладной литературе.

Или картографическое издательство А. А. Ильина печатало военно-топографические и географические карты по заказам государственных и частных предпринимателей за деньги заказчиков. Это давало финансовую возможность публиковать и книги о путешествиях, труды Русского географического общества и даже учебники по географии.

Но я хочу остановиться подробнее на другом интересном издательстве, точнее, на типографии «Утро России», память о которой и до сих пор сохраняется в Москве.

-3

«Утро России» как газета

В начале XX века в России выходило более 1000 разных газет, не считая журналов, которых тоже было примерно столько же. Газеты пользовались популярностью, активно раскупались и читались, в том числе и выпускавшиеся ежедневно. К таким ежедневникам относилась и газета «Утро России», которая начала выходить в 1907 году. Что в ней такого необычного, раз она привлекла моё внимание?

Эту газету выпускали старообрядцы. В конце XIX – начале XX веков старообрядцы в России составляли значительный процент состоятельных купцов и промышленников, пользовались уважением властей и активно занимались благотворительностью. Речь идёт, конечно, не о таёжных раскольниках, а о последователях Русской Единоверческой церкви — религиозной организации, придерживающейся «старого обряда», но подчиняющейся Московской патриархии. Старообрядцы в начале XX составляли значительную часть «партии прогрессистов», как называли представителей промышленников либерального толка, выступающих против самодержавия за развитие и власть промышленного капитала. Большевиков и их принципы прогрессисты тоже не признавали. Вот эта позиция и отражалась на страницах газеты «Утро России».

Выпуск газеты организовал крупный промышленник и политический деятель старообрядец Павел Павлович Рябушинский (1871—1924). Причём для этого богоугодного дела он создал типографию, здание для которой было построено в том же 1907 году по проекту известного архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля. Это здание, на фасаде которого красуются буквы «Утро России», и сейчас находится по адресу Большой Путинковский переулок, дом 5.

-4

Правда, судьба у газеты была сложная: за критику связи царского правительства с черносотенцами издание почти сразу же после начала публикации власти закрыли. Но ненадолго. Русских старообрядцев всегда отличало упрямство и умение противостоять неблагоприятным обстоятельствам. Через год газета начала выходить снова, причём в ней публиковались не только духовные и коммерческие статьи, но и разные материалы сторонников духовного обновления страны. Среди издаваемых в газете «Утро России» авторов я с удивлением обнаружила и символистов, и авангардистов, и представителей других направлений Серебряного века русской литературы, например, А. С. Грина, З. Н. Гиппиус, А. Белого, Вяч. Иванова, В. Г. Тан-Богораза, З. Н. Гиппиус и других.

Типография «Утро России»: история взлёта и падения

В типографии печаталась не только газета, но и книги, причём это была одна из немногих в России типографий, где издание художественной литературы было не в приоритете. П. П. Рябушинский выступал за развитие «просвещённого предпринимательства» и акцент делал на издание литературы, которая этому должна была способствовать. Поэтому в типографии выходили полезные общеобразовательные книги, как раз их в настоящее время отнесли бы к жанру нон-фикшен. Вот некоторые произведения, вышедшие в типографии «Утро России»:

  • О. Эскофье «Повар-практик. Руководство, составленное профессором кулинарного искусства» (1911);
  • А. А. Ивановский «Население земного шара» (1911);
  • Вл. Семёнов «Благоустройство городов» (1912);
  • Д. Д. Галанин «Образование и обучение» (1913);
  • Василий Ключевский «Очерки и речи. Второй сборник статей В. Ключевского» (1913);
  • П. Дементьев «Мысли о земстве. Материалы для земской реформы (сборник)» (1913);
  • Иеромонах Михаил (Семенов), архиепископ Михаил (Мудьюгин) «Великий разгром» (1913);
  • Василий Ключевский «История сословий в России. Курс, читанный в Московском университете в 1886 году» (1914).

Особенно хочется обратить ваше внимание на произведения В. Ключевского, например, его книга «История сословий в России» и до сих пор представляет интерес.

То, что не удалось сделать царскому правительству, сделали большевики. За активную контрреволюционную пропаганду газета «Утро России» была закрыта в апреле 1918 года.

Но типография продолжала работать, и после национализации в здании долго размещалась типография Военного издательства НКО СССР, а затем 1-я типография «Воениздата» им С. К. Тимошенко. И это, несомненно, была одна из лучших типографий, издававших полезную научно-популярную и патриотическую литературу. Правда, в советские времена здание реконструировали, а вывеску «Утро России», а заменили на барельеф, изображающий заводские трубы и рабочего.

А вот распад СССР одна из лучших типографий Москвы не пережила, перестроиться на бульварную литературу, популярную в 90-е годы, сотрудники издательства так и не смогли, и почти столетняя типография перестала существовать, а здание «Утро России» было отдано под казино.

-5

В настоящее время здание типографии продолжает оставаться частью культурного наследия Москвы. Сама типография, её история и вклад в развитие печатной индустрии вызывают интерес у историков, архитекторов и исследователей культуры. Здание отремонтировали, надпись «Утро России» на фасаде, сейчас там располагается многофункциональный культурно-развлекательный и деловой центр. Не слишком далеко ушли от казино, но хотя бы здание восстановили, а с ним и память о типографии «Утро России».

Статьи на тему дореволюционного издательского дела:

"Отношение писателей и издателей в XIX веке. Миф №1"

"Писатели и книгоиздание в XIX веке. Миф №2"

"Книжная реклама в XIX веке. Миф №3"