О том, как издавались произведения классиков до революции, я много писала, в том числе и о гонорарах, и о продвижении книг. Но в тех статьях речь шла о художественных произведениях для широкой читательской аудитории. А как обстояли дела с изданием нехудожественной литературы, той, что сейчас называется нон-фикшен? То есть как издавались разнообразные познавательные книги, пособия по домоводству, мемуары, описания путешествий и так далее. Ведь такие книги были, но почему-то об их публикации, и авторах мало пишут.
Особенности дореволюционного нехудожественного книгоиздания
Разнообразная популярная литература издавалась, но её издание носило как бы вспомогательный характер. Речь не идёт о научных монографиях и учебниках, их публикацией занимались типографии при университетах и академиях. А вот с популярной литературой дело обстояло сложнее.
Дело в том, что до революции практически не было издательств, аналогичных современным с разными редакциями, штатом редакторов и маркетологов. В XIX веке издательством книг занимались, если можно так выразиться, индивидуальные предприниматели, содержащие на свои средства типографию и получавшие от этого доход. И именно типографии, а не издательства были главными на книжном рынке. Типографские услуги были недешевы (как и сейчас, впрочем), поэтому печаталась в первую очередь наиболее продаваемая продукция для широкого потребителя.
Так, одним из крупнейших дореволюционных издателей был Иван Дмитриевич Сытин (1851-1934), который начал свою издательскую деятельность с выпуска календарей, именно они и лубочные картинки составляли основу издаваемой его типографией полиграфической продукции и приносили основной доход. В год у Сытина выпускалось свыше 50 миллионов картинок для самого широкого потребителя, правда, качество «лубков» было хорошее и рисовали их известные художники: В. В. Верещагин, В. М. Васнецов и др. Но именно доходы от этой продукции позволяли И. Д. Сытину издавать не только сочинения А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, но и научно-популярную литературу, например, серию «Библиотека для самообразования» и многотомные издания: «Народная энциклопедия научных и прикладных знаний», «Отечественная война и русское общество. 1812–1912» и другие.
Большинство типографий того времени имело универсальный характер, причём ориентировались издатели преимущественно на выпуск популярных календарей или журналов, которые стоили дешевле книг. Исключения составляли дорогие издания, выпускаемые небольшими тиражами и рассчитанные на состоятельных покупателей. Например, в типографии Маврикия Осиповича Вольфа (1825–1883) в конце 70-х годов XIX века выходило богато иллюстрированное многотомное издание «Живописная Россия». Хотя основной доход Вольф получал с переизданий сочинений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, словаря В. Даля и т. д.
Но вот какому-то автору, пожелавшему опубликовать свою книгу не столь массового спроса было совсем непросто, даже если этот автор считался признанным специалист в своей области. Тут имелось два пути: либо издавать через типографию крупного университета, но для этого с ним нужно сотрудничать как преподавателю, либо издаваться за свой счёт. (Что и в настоящее время не редкость). Вот, например, фольклорист Леонид Николаевич Майков издал свою книгу «Великорусские заклинания» в «семейной» типографии.
Но всё же были издательства, владельцы которых не отказывали в публикации авторам научно-популярной литературы, в том числе и потому, что больших гонораров такие авторы не требовали. Например, издательство М. и С. Сабашниковых, основанное в Москве в 1891 г., было одним из немногих, специализировавшихся в основном на прикладной литературе.
Или картографическое издательство А. А. Ильина печатало военно-топографические и географические карты по заказам государственных и частных предпринимателей за деньги заказчиков. Это давало финансовую возможность публиковать и книги о путешествиях, труды Русского географического общества и даже учебники по географии.
Но я хочу остановиться подробнее на другом интересном издательстве, точнее, на типографии «Утро России», память о которой и до сих пор сохраняется в Москве.
«Утро России» как газета
В начале XX века в России выходило более 1000 разных газет, не считая журналов, которых тоже было примерно столько же. Газеты пользовались популярностью, активно раскупались и читались, в том числе и выпускавшиеся ежедневно. К таким ежедневникам относилась и газета «Утро России», которая начала выходить в 1907 году. Что в ней такого необычного, раз она привлекла моё внимание?
Эту газету выпускали старообрядцы. В конце XIX – начале XX веков старообрядцы в России составляли значительный процент состоятельных купцов и промышленников, пользовались уважением властей и активно занимались благотворительностью. Речь идёт, конечно, не о таёжных раскольниках, а о последователях Русской Единоверческой церкви — религиозной организации, придерживающейся «старого обряда», но подчиняющейся Московской патриархии. Старообрядцы в начале XX составляли значительную часть «партии прогрессистов», как называли представителей промышленников либерального толка, выступающих против самодержавия за развитие и власть промышленного капитала. Большевиков и их принципы прогрессисты тоже не признавали. Вот эта позиция и отражалась на страницах газеты «Утро России».
Выпуск газеты организовал крупный промышленник и политический деятель старообрядец Павел Павлович Рябушинский (1871—1924). Причём для этого богоугодного дела он создал типографию, здание для которой было построено в том же 1907 году по проекту известного архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля. Это здание, на фасаде которого красуются буквы «Утро России», и сейчас находится по адресу Большой Путинковский переулок, дом 5.
Правда, судьба у газеты была сложная: за критику связи царского правительства с черносотенцами издание почти сразу же после начала публикации власти закрыли. Но ненадолго. Русских старообрядцев всегда отличало упрямство и умение противостоять неблагоприятным обстоятельствам. Через год газета начала выходить снова, причём в ней публиковались не только духовные и коммерческие статьи, но и разные материалы сторонников духовного обновления страны. Среди издаваемых в газете «Утро России» авторов я с удивлением обнаружила и символистов, и авангардистов, и представителей других направлений Серебряного века русской литературы, например, А. С. Грина, З. Н. Гиппиус, А. Белого, Вяч. Иванова, В. Г. Тан-Богораза, З. Н. Гиппиус и других.
Типография «Утро России»: история взлёта и падения
В типографии печаталась не только газета, но и книги, причём это была одна из немногих в России типографий, где издание художественной литературы было не в приоритете. П. П. Рябушинский выступал за развитие «просвещённого предпринимательства» и акцент делал на издание литературы, которая этому должна была способствовать. Поэтому в типографии выходили полезные общеобразовательные книги, как раз их в настоящее время отнесли бы к жанру нон-фикшен. Вот некоторые произведения, вышедшие в типографии «Утро России»:
- О. Эскофье «Повар-практик. Руководство, составленное профессором кулинарного искусства» (1911);
- А. А. Ивановский «Население земного шара» (1911);
- Вл. Семёнов «Благоустройство городов» (1912);
- Д. Д. Галанин «Образование и обучение» (1913);
- Василий Ключевский «Очерки и речи. Второй сборник статей В. Ключевского» (1913);
- П. Дементьев «Мысли о земстве. Материалы для земской реформы (сборник)» (1913);
- Иеромонах Михаил (Семенов), архиепископ Михаил (Мудьюгин) «Великий разгром» (1913);
- Василий Ключевский «История сословий в России. Курс, читанный в Московском университете в 1886 году» (1914).
Особенно хочется обратить ваше внимание на произведения В. Ключевского, например, его книга «История сословий в России» и до сих пор представляет интерес.
То, что не удалось сделать царскому правительству, сделали большевики. За активную контрреволюционную пропаганду газета «Утро России» была закрыта в апреле 1918 года.
Но типография продолжала работать, и после национализации в здании долго размещалась типография Военного издательства НКО СССР, а затем 1-я типография «Воениздата» им С. К. Тимошенко. И это, несомненно, была одна из лучших типографий, издававших полезную научно-популярную и патриотическую литературу. Правда, в советские времена здание реконструировали, а вывеску «Утро России», а заменили на барельеф, изображающий заводские трубы и рабочего.
А вот распад СССР одна из лучших типографий Москвы не пережила, перестроиться на бульварную литературу, популярную в 90-е годы, сотрудники издательства так и не смогли, и почти столетняя типография перестала существовать, а здание «Утро России» было отдано под казино.
В настоящее время здание типографии продолжает оставаться частью культурного наследия Москвы. Сама типография, её история и вклад в развитие печатной индустрии вызывают интерес у историков, архитекторов и исследователей культуры. Здание отремонтировали, надпись «Утро России» на фасаде, сейчас там располагается многофункциональный культурно-развлекательный и деловой центр. Не слишком далеко ушли от казино, но хотя бы здание восстановили, а с ним и память о типографии «Утро России».
Статьи на тему дореволюционного издательского дела:
"Отношение писателей и издателей в XIX веке. Миф №1"