Найти тему

Отношение писателей и издателей в XIX веке. Миф №1

Судя по часто встречающимся комментариям и некоторым статьям на тему классической и современной литературы, представления об отношениях литераторов и издателей в XIX веке сильно мифологизированы. Мифов о том, как почитали гениев русской литературы в обществе и как ценили в издательствах, множество, я остановлюсь лишь на наиболее часто встречающихся. Кстати, интересно, что это именно мифы, выдумки, не имеющие под собой реальной основы, так как люди, их распространяющие не имеют никакого представления о том, как обстояли дела на самом деле.

Миф 1. Раньше издавали гениев, а сейчас графоманов, современным издательствам лишь бы деньги заработать (бабло срубить).

В подтверждение своей позиции критически настроенные люди задают такой вопрос: «А вот нынешние издательства опубликовали бы произведения Льва Толстого, Чехова, Тургенева, Достоевского? Нет. Сейчас издатели только о деньгах думают, а не о развитии литературы».

Спешу вас огорчить: в XIX веке издатели о том же самом думали. Или вы считаете, что в XIX веке они руководствовались исключительно благородной целью просвещения народа себе в убыток? Нет, и в то время издательства были коммерческими организациями и печатали то, что хорошо продавалось. Состоятельных людей, желающих купить книги, было меньше, чем сейчас, поэтому предпочитали издавать литературные журналы. А в них наряду с серьёзной литературой (произведениями Толстого, Достоевского, Тургенева, Чехова, Крестовского и др.) печатали и ширпотреб: приключенческие повести, фельетоны, юмористические заметки, карикатуры. И именно этот ширпотреб поддерживал продажи периодических изданий.

Собственно, поэтому классики большей частью писали рассказы или повести, которые проще было опубликовать в литературном журнале или в газете. О жанре романа-фельетона я писала. Но и в журналах, кстати, больше печатались произведения писателей, входящих в редакцию издания, например, Чехова, Некрасова и др.

-2

А большие книги и сборники рассказов авторы часто публиковали за свои деньги. И то успех был совсем не гарантирован, поэтому издательства и не хотели рисковать, издавая серьёзную литературу, на которую был низкий спрос. Книга стоила 3-5 рублей, что не все могли себе позволить. Если что, зарплата учителя начальной школы в конце XIX века составляла 25 р. в месяц.

За свой счёт издавал книги В. Я. Брюсов, сборники стихов — К. Д. Бальмонт. Постоянно сам издавал свои книги М.Е. Салтыков-Щедрин. Он писал: «Что может быть проще; напечатать известное число в типографии в долг и потом продавать экземпляры с уступкою, хотя и большою. Всё же лучше, нежели продавать право на издание». Причём нередко главную роль играл именно денежный вопрос (о нём мы поговорим в другой статье), так как издатели платили мало, и чаще всего это было роялти, то есть выплата с продаж. Если учесть, что тираж в 4 тыс. экземпляров мог продаваться более двух лет, то выплаты растягивались и часто задерживались.

Начинающие, безвестные авторы могли пробиться к читателю только таким образом — за свой счёт. Интернета же тогда не было. Например, А. П. Чехов дважды пытался издать свои произведения. На типографские услуги при издании первого сборника рассказов «На досуге» ему не хватило денег, а вторую книгу «Сказки Мельпомены» (М., 1884) он напечатал в кредит, обязавшись оплатить издательству расходы в течение четырёх месяцев. Дела с публикациями у Антона Павловича наладились, только когда он начал работать в редакции газеты «Новое время». А ведь он очень неплохо писал, только вот не беллетристику, увы.

Лев Толстой свою первую повесть «Детство» в 1852 году отдал журналу «Современник», причём бесплатно, так как редактор журнала, а им тогда был Н. А. Некрасов, ответил в письме, что за первую публикацию автору гонорар не положен.

Книжный магазин Базунова в Москве XIX век.
Книжный магазин Базунова в Москве XIX век.

Первый тираж романа «Война и мира» Л. Н. Толстой тоже выпустил за свой счёт, а он уже тогда был известным автором. И причина здесь была не только в осторожности издателей, которые не рисковали издавать такую многотомную книгу, из опасения, что это не окупится. Главной причиной был денежный вопрос. Издательства (а Толстой обращался к разным) не желали платить графу большой гонорар, так как не знали, смогут ли окупить тираж 5-ти томов. Тогда планировалось издать пять, потом издали в четырёх, а сейчас уже три. Тем более гонорар автору тогда платили за печатный лист, а Толстой всегда с издательствами скандалил из-за денег — это общеизвестный факт. Начинал он издаваться по цене 50 р. за печатный лист, но потом, постепенно повышая, доторговался до 300 р.

Прикинув, во сколько встанет издание «Войны и мира» вместе с авторским гонораром, издатели приходили в ужас. Издатель М. Н. Катков, у которого чаще всего публиковался Толстой, пытался сторговаться за 150 р. или хотя бы за 250, но получил отказ от автора. Поэтому Лев Николаевич решил издать сам и прибыль ни с кем не делить. Вообще, история о том, как издавалась эта многотомная эпопея, сама тянет на эпопею с элементами триллера — автор свою книгу переписал почти полностью по мере работы с присланной из издательства корректурой. Достаточно сказать, что в первом варианте Болконский оставался жив.

Тираж был задуман большой по тем временам — 4800, и это сулило автору немалую прибыль, даже при цене — 8 р. за все 4 тома. Хотя на современные деньги — это больше 8 000 р. Расходился тираж долго, но роман принёс Л. Н. Толстому настоящую славу.

Писатель и издатель.
Писатель и издатель.

Это вовсе не значит, что книги не публиковались издателями. Публиковались, но, преимущественно, то, что и сейчас, и тогда называли бульварной литературой или макулатурой. Однако именно небольшие в мягких обложках книжки о приключениях, детективы и псевдоисторические романы пользовались большим успехом, нежели серьёзная литература. Эти книги продавались коробейниками с лотков и стоили достаточно дешёво (10-15 медных копеек за книжку), чтобы их мог купить небогатый разночинец. А дёшевы они были потому, что гонорары авторам платили мизерные, да и бумага была плохонькая. Но вот «вырезка из газеты «Архангельск» №191 за 1908 г., судите сами.

Пусть вас не смущает запятая. Это не десятичные дроби. Это отделение тысяч от десятков. То есть 65,000 - это 65 тысяч.
Пусть вас не смущает запятая. Это не десятичные дроби. Это отделение тысяч от десятков. То есть 65,000 - это 65 тысяч.

Обратили внимание на тиражи? Тем, кого мы сейчас называем классиками, такие тиражи и не снились. Две, максимум четыре тысячи экземпляров, это всё, на что они могли рассчитывать. Да и то тираж мог лежать на полках магазинов годами.

Это только один из немногих мифов об отношении издателей XIX века к серьезной литературе. Как видите, разговор получился довольно пространный, поэтому на сегодня заканчиваю. Следующий миф: «Не ради денег, а из любви к искусству» Ему будет посвящена следующая статья. Хотя и в этой кое-что прозвучало. Не скучайте. Не ссорьтесь в комментариях. Я на неделю исчезну из интернета. Но я вернусь.

Те, кого заинтересовала эта тема, можете почитать серьёзное научное исследование с показательной статистикой: Сборник статей Рейгблат А.И. От Бовы к Бальмонту и другое. Работы по исторической социологии русской литературы — М.: Новое литературное обозрение, 2009. — 448 с. Есть на Литресе. Но, возможно, еще где-нибудь найдется.

Продолжение темы. Литераторы XIX века. Миф 2.