Найти в Дзене
Дарья Нестерова

Ребёнок пишет “зеркально”. Это всегда дисграфия?

Оглавление

Иногда родители замечают, что их ребёнок пишет буквы и цифры зеркально. Является ли этой нормой или нарушением?

Какое-то время такое явление вполне вписывается в нормы. Мозг ребёнка развивается постепенно, укрепляются межполушарные связи, то есть левое и правое полушарие активно общаются, и многие действия, которые не давались, получаются всё лучше и лучше.

Постепенно левое полушарие начинает доминировать (чаще всего), и эффект “зеркальных букв и цифр” пропадает. Так что, если вы видите дошкольника или младшего школьника, который пишет буквы не в ту сторону или рисует хвостик наоборот, это не всегда говорит о каком-то нарушении или проблемах.

И это одна из причин, почему многие нарушения, типа дислексии (проблем с чтением), дисграфии (проблем с письмом), дискалькулии (проблем со счётом) диагностируют точно, начиная со второго класса. К этому моменту происходит автоматизация навыка письма, и если “зеркальность” остаётся, нужно обращаться к специалисту.

Запишите ребёнка к неврологу, логопеду, нейропсихологу, детскому психиатру. На выбор. В принципе любой хороший специалист из вышеуказанных сможет продиагностировать, отправить на дальнейшее исследование, если нужно, и сказать, что делать дальше.

Из-за чего могут быть проблемы с верным написанием? Не диагнозы, а именно особенности развития.

✔️ Недоразвитие проприоцепции (понимания своего тела в пространстве), схемы тела. В этом случае ребёнок путает лево, право, верх, низ, и запомнить, в какую сторону писать букву, тоже не может.

✔️ Проблемы онтогенеза в первый год жизни. Ребёнок рождается и развивается по одному сценарию. И все этапы должны быть своевременны. Чем меньше в этом моменте неправильного, тем лучше. И на первый взгляд кажется, что ничего страшного, что ребёнок не ползал, а сразу пошёл. Но это не так. Мозг развивается поэтапно, постепенно и одинаково. Если что-то пошло не так, оно может отразиться на дальнейшем развитии и выскочить в самом неожиданном. Проводя консультации и диагностику с ребятишками, почти всегда выясняю у родителей, что в первый год жизни были особенности.

✔️ Раннее развитие. Мозг не может выполнять много задач, покуда происходит его развитие. Должно происходить естественное познание мира, обучение через игру. Обучать читать в 4 года – очень сомнительное решение, которое может аукнуться. Мозг в этот момент не получил то, что ему действительно требовалось.

✔️ Леворукость. Как я говорила, когда начинает доминировать левое полушарие, проблемы с зеркальностью при письме обычно уходят. Но леворукий ребёнок развивается чуть иначе, и у него очень активно правое полушарие. Это не означает, что нужно его переучивать. Важно лишь уделить больше внимания и найти подход к обучению чтению, письму такого ребёнка.

✔️ Сниженная концентрация внимания. При СДВГ или просто недоразвитии концентрации ребёнок может отвлекаться. Рука автоматически что-то пишет и пишет не то, а сам ребёнок витает в облаках. В этом случае нужно работать над укреплением внимания, концентрации через игры и упражнения для этого.

Не стоит сразу же паниковать, ругать ребёнка, заставлять его переписывать. Если он дошкольник и младшеклассник, попробуйте мягко показать, как нужно. Если есть и другие проблемы, то к специалистам обратиться стоит.

Но если ребёнок учится во втором классе и далее, а проблема сохраняется, то обратить внимание на неё точно нужно.

____________

Если нуждаетесь в помощи, ждём Вас на наших диагностических консультациях с ребятишками. Тренеры нашей онлайн-школы смогут выявить сложности и подобрать подходящее обучение.

✍️ Записаться на консультацию

_________

Реклама. ИП Малугина Д.Н. ИНН: 422102078500 erid: 2VtzquWziuH