Найти в Дзене

Эмиль Бернар: между примитивом и величием — художник, который подсветил путь Пикассо

Эмиль Бернар – Аркадия
Эмиль Бернар – Аркадия

Эмиль Бернар — яркий, но порой незаслуженно забытый художник конца XIX — начала XX века, чья творческая эволюция отражает переломы в европейском искусстве: от примитивизма до символизма и религиозной медитации. Его короткие, но насыщенные дружбы с Ван Гогом, Гогеном и Сезанном, а также новаторские идеи внесли ощутимый вклад в формирование модернистских течений.

Африканская женщина
Африканская женщина

Ранние годы и формирование личности

Эмиль Бернар родился в Лилле в 1868 году и провёл детство у бабушки, владеющей прачечной — простая, но прочная основа его наблюдательности. В 1878 году семья переехала в Париж; там он учился в коллеже Сент-Барб, а в 1886 году поступил в ателье Фернана Кормона. Конфликтный и упрямый характер художника вскоре привёл к изгнанию из ателье, но именно это стало отправной точкой к самостоятельному поиску.

Экзотическая танцовщица - 1915
Экзотическая танцовщица - 1915
Восточная красотка
Восточная красотка

Понт-Авен, клуазонизм и дружба с Гогеном

В 1886—1888 годах Бернар живёт в Понт-Авене и примыкает к известной художественной группе. Здесь, вместе с Луи Анкетеном, он разрабатывает клуазонистский стиль — живопись, где плоские цветовые поля разделяются чёткими контурами, напоминая витражи или эмаль. Такой приём подчёркивает условность образа и усиливает декоративность композиции. В это же время складывается его дружба с Полем Гогеном, обмен идеями и эстетическими принципами которой важен для обоих.

Гарем
Гарем
Пейзаж в Сен-Бриаке Landscape at Saint-Briac 1886
холст, масло
Пейзаж в Сен-Бриаке Landscape at Saint-Briac 1886 холст, масло

Религиозный кризис и переход к символизму

В 1890 году Бернар переживает глубокий религиозный кризис. Это поворотный момент: художник обращается к мотивам средневекового искусства, к религиозной тематике и медитативной символике. В 1891 году он разрывает дружбу с Гогеном и сближается с символистами — Одилоном Редоном и Фердинандом Ходлером, становится членом группы наби. Его полотна тех лет насыщены духовными аллюзиями и внутренней сосредоточенностью.

Суд любви Court of Love 1890
масло, холст
Суд любви Court of Love 1890 масло, холст
Nature morte (фрукты)
Nature morte (фрукты)
Лоэнгрин (Озеро с лебедями)
Lohengrin (also known as Lake with Swans) 1889
масло, холст
Лоэнгрин (Озеро с лебедями) Lohengrin (also known as Lake with Swans) 1889 масло, холст

Путешествия, преподавание и поздние годы

С 1893 по 1903 годы Бернар много путешествует по Египту, Италии и Испании; в эти годы он создаёт преимущественно религиозные и символистские произведения. Возвратившись в Париж в 1904 году, он остаётся там до конца жизни, преподаёт в Школе изящных искусств и продолжает поиски — в позднем творчестве он обращается к копированию венецианских мастеров, демонстрируя широкий спектр интересов и уважение к традиции.

Париж - Три грации
Париж - Три грации
Pont-Aven Понт-Авен
Pont-Aven Понт-Авен
Леди под дождем - 1895
Леди под дождем - 1895

Влияние и наследие

Эмиль Бернар — моста между традицией и авангардом. Его клуазонистские приёмы и декоративное решение цветовых плоскостей оказали заметное влияние на молодых художников, в частности на Пикассо в «голубой период». Дружба и переписка с Ван Гогом, Гогеном и Сезанном — бесценный источник для исследователей: письма к Бернару проливают свет на творческие методы великих мастеров и на истоки нового видения, приведшего впоследствии к кубизму.

Бретонские крестьянки Breton Peasants ок.1889
масло, холст
Бретонские крестьянки Breton Peasants ок.1889 масло, холст
Negra con un sombrero campana
Negra con un sombrero campana
Две купальщицы под деревом - 1889 г.
Две купальщицы под деревом - 1889 г.

Поэт и человек света

Помимо живописи, Бернар публиковал стихи под псевдонимом Жан Дорсал. Сборник «La Lumière mythique» получил восторженное предисловие от Гийома Аполлинера — свидетельство того, насколько разносторонне́ и многогранно было его дарование.

Бретонская женщина и сенокос - 1890 г.
Бретонская женщина и сенокос - 1890 г.

Деревенская улица. Сен-Бриак Village Street: Saint-Briac 1889
масло, холст
Деревенская улица. Сен-Бриак Village Street: Saint-Briac 1889 масло, холст
Купальщицы с красной коровой - 1887 г.
Купальщицы с красной коровой - 1887 г.

Эмиль Бернар — художник-переплетение стилей и эпох: от примитивной силы до глубокой духовности; от декоративной строгости клуазонизма до созерцания средневековой традиции. Его жизнь — история поиска, дружбы с гениями и постоянного движения между прошлым и будущим искусства. В Бретани до сих пор помнят о нём: не менее пяти улиц носят его имя — знак уважения к мастеру, который умел подсвечивать мир своим собственным светом.