О чем не любили распространяться с советских СМИ, так это о неудачах, которые всегда неизбежны при испытании новой техники.
Если к этому еще добавить аварии, в которых гибли или теряли здоровье, превращаясь в инвалидов молодые, прекрасно подготовленные специалисты, то и вовсе о происшествии старательно умалчивали, ссылаясь на гриф секретности.
О советских космонавтах, которыми гордилась вся страна, где имена самых известных героев знали от мала до великих, в средствах массовой информации упоминалось только самое хорошее.
В общих чертах, конечно, простым людям описывали о трудностях на тренировках и требования, которые должен был выполнять каждый будущий космонавт, но как было на самом деле, знали только специалисты, работающие в этой области и сами пилоты.
О том, что в Первом отряде, специально созданном для полетов в космос, были и такие космонавты, которым так и не удалось осуществить свою мечту, долгое время и вовсе старательно умалчивали.
Что так и остается одним из важных фактором, так это то, что молодые, абсолютно здоровые люди, отличающиеся особым складом ума, прекрасно понимали, насколько рискованным был их выбор.
Тем не менее, мечта добраться до космических пространств была главной целью в их жизни. Кем были эти люди, которые смогли пожертвовать не только своим здоровьем, но и в некоторых случаях жизнью. У каждого из этих космонавтов своя история, которая может раскрыть тайны целой эпохи.
Отряд космонавтов №1
Изначально профессии космонавт как таковой не было в профессиональном сленге и тех, кого набирали в первый отряд, до начала тренировок являлись летчиками-испытателями и военными пилотами обученных летать на самолетах-истребителях.
Из трех с половиной тысяч молодых, здоровых, отличающихся особой выносливостью пилотов было отобрано всего 20 человек.
По своему телосложению это были обычные парни, не тяжелее 70 кг и рост которых не превышал 170 см.
Самому старшему кандидату на тот момент было чуть более 30 лет, так как возрастная планка не должна была превышать 35-летнюю отметку.
К 7 марту 1960 году был сформирован первый основной состав космонавтов из 12 человек, в которые были отобраны Георгий Шонин, Юрий Гагарин, Герман Титов, Иван Аникеев, Павел Попович, Андиян Николаев, Алексей Леонов, Владимир Комаров, Григорий Нелюбов, Виктор Горбатко, Борис Волынов и Валерий Быковский.
Позже было решено дополнить список восьмью пилотами, которые стали дублирующим составом: Анатолий Карташов, Марс Рафиков, Валентин Филатьев, Павел Беляев, Дмитрий Заикин, Валентин Бондаренко, Евгений Хрунов и Валентин Варламов.
По своим профессиональным навыкам, каждый из этих 20 пилотов потенциально являлся претендентом на право стать космонавтом, но к полетам было допущено только 12 человек.
Те же восемь человек, которые так же интенсивно проходили тренировки наравне со всеми, так и не смогли осуществить свою мечту.
Варламов Валентин – первый, кто выбыл из списка
Нелепая случайность, приключившаяся с пилотом летом в 1960 году, стала причиной отчисления Валентина Варламова из списка претендентов на полет в космос.
После одной из изнурительных тренировок весь состав будущих космонавтов решил провести отдых на одном из озер вблизи тренировочного лагеря. Во время ныряния Валентин сильно ударился головой о дно водоема и неудачно травмировал спину.
Почти год врачи наблюдали за состоянием здоровья пилота, но в конечном результате смещение одного из шейных позвонков стало причиной отчисления Варламова из отряда космонавтов.
Несмотря на то, что пилон был отстранен от тренировок, его оставили в качестве инструктора по обучению в отряде.
Он так и остался навсегда в списке специалистов Звездного городка, подготовивших лучших космонавтов не только в стране, но и в мире, сумевших слетать в космос и выполнить поставленные им задачи по исследованию особенностей космических пространств.
Карташов Анатолий
Карташов являлся одним из лучших пилотов и по своим данным мог стать первым космонавтом, которому бы было доверено первый полет в космос, но в конце октября 1960 года у него были обнаружены проблемы со здоровьем.
Причиной стала тренировка, в ходе которой космонавтам требовалось пройти перегрузки от 7 до 12 g, где у Анатолия и было обнаружено негативное воздействие в виде сильных кровоизлияний в области бедер и спины.
На период восстановления здоровья в медицинском центре место Карташова занял другой пилот, Григорий Нелюбов.
Хотя после реабилитации по восстановлению здоровья Карташова вернули в основной состав, в список космонавтов, которые должны были пройти специальные экзамены, Анатолий не вошел, после чего пилот, за 5 дней до знаменитого полета Гагарина самолично подал рапорт на перевод его в обычную военную часть.
Карташов в дальнейшем посвятил всю свою жизнь авиации, работая в ОКБ Антонова, и был уволен в звании полковника в связи с выходом на пенсию.
Заикин Дмитрий
И этот пилот также был отчислен по состоянию здоровья из основного состава, хотя и продолжал тренироваться как дублер до конца 1969 года.
У Дмитрия Алексеевича были обнаружена болезнь желудка, которая мешала тренировкам, но, даже не смотря на это, пилот смог добиться отличных результатов и даже был допущен в качестве дублера командира корабля «Восход-2», который к тому моменту был задействован по программе по подготовке к полету военного космического корабля-разведчика «Союз-ВИ».
Дмитрий Алексеевич остался работать в Звездном городке, и даже несколько раз его кандидатура значилась в списках космонавтов, которых планировали к полетам, но язвенное заболевание стало причиной, почему его оставили в дальнейшем работать ведущим инженером по технологическим экспериментам.
На пенсию Дмитрий Алексеевич вышел в 1996 году, хотя даже после этого нередко консультировал специалистов, занимающихся созданием специальных программ по экспериментам.
Рафиков Марс
А вот у этого пилота причиной для отчисления стало не проблемы со здоровьем, а его неподобающее на тот период поведение и систематические нарушения дисциплины.
Марс Закирович неоднократно самовольно покидал пределы отряда, чем нарушал график тренировок.
Еще одной причиной отчисления стало аморальное поведение пилота в быту, точнее, Марс Закирович решил развестись с женой, а на тот период это было непозволительным поступком, позорящее звание советского космонавта.
Отчисление стало серьезным предупреждением для остальных космонавтов Первого отряда, хотя и три последующие отчисления также были связаны из-за нарушений дисциплины.
После отчисления Марс Закирович Рафиков продолжил службу до самого выхода на пенсию в ВВС СССР и не факт, что он не раз и не два не пожалел о своих необдуманных поступках, которые он совершил в молодости.
Аникеев Иван, Нелюбов Григорий и Филатьев Валентин
Здесь и вовсе пилоты были отчислены из-за нелепой стычки с военным патрулем, который пытаясь задержать летчиков, вел себя грубо по отношению к летчикам.
Позже, когда комендант комендатуры разобрался со всеми подробностями, решил не давать ходу происшествием, но с одним условием.
Пилотам было предложено извиниться за свои действия, но здесь, что называется коса, нашла на камень: Григорий Нелюбов наотрез отказался приносить извинение.
В конечном результате комендатура дала ход рапорту, который и стал причиной для отчисления всей троицы, хотя к тому периоду Нелюбов уже был зачислен в тройку пилотов, которых готовили к первому полету.
За пилотов нарушивших дисциплину лично ходатайствовали Гагарин, Терешкова и Быковский, но и их просьбы не повлияли на решение руководителей отряда.
Григорий Нелюбов очень сильно переживал сове отчисление и неоднократно пытался восстановить карьеру и подавал несколько рапортов с просьбой повторно зачислить его в списки космонавтов.
Главный конструктор С.П. Королев был последней надеждой пилота, но после смерти легендарного инженера в 1966 году Нелюбов понял, что в космос ему уже никогда не полететь. В скорости, точнее через месяц не стало и самого Григория.
После изгнания из отряда Нелюбова перевели на Дальний Восток в военную часть служить пилотом ВВС. Случившееся Григорий пытался заглушить спиртными напитками и вскорости он настолько стал часто ими злоупотреблять, что нередко отстранялся от полетов.
Когда он узнал, что его главный протеже С.П. Королев умер, Григорий, написав жене и друзьям прощальную записку, покончил жизнь самоубийством, выпрыгнув с третьего этажа своей квартиры.