Найти в Дзене
АВТО ПОЧЕМУЧКА

Почему советские авианосцы не дожили до сегодняшнего дня

Советский Союз был не только страной балета и баллистических ракет. Он был еще и империей амбиций. Особенно когда речь шла о военной мощи. И если на суше и в воздухе СССР чувствовал себя уверенно, то в морских просторах, особенно в сфере авианосного флота, всё было куда сложнее. Несмотря на масштабные проекты, ресурсы и грандиозные планы, ни один советский авианосец не дожил до полноценной, долгой и стабильной службы. Почему? Разберёмся на примере каждого из них. История советских авианосцев могла начаться ещё в 1920-х. Тогда планировалось переоборудовать линейный крейсер "Измаил". Он остался от императорского флота. И его было решено переделать в полноценный авианосец. Идея, на тот момент революционная, не была доведена до конца. Причины были банальны. Это отсутствие нужных технологий, политическая нестабильность. А еще общее недоверие к концепции авианосцев как таковых. В итоге корпус "Измаила" так и не стал морским аэродромом и был окончательно списан. В 1960-х годах Советский С
Оглавление

Советский Союз был не только страной балета и баллистических ракет. Он был еще и империей амбиций. Особенно когда речь шла о военной мощи.

И если на суше и в воздухе СССР чувствовал себя уверенно, то в морских просторах, особенно в сфере авианосного флота, всё было куда сложнее.

Несмотря на масштабные проекты, ресурсы и грандиозные планы, ни один советский авианосец не дожил до полноценной, долгой и стабильной службы. Почему? Разберёмся на примере каждого из них.

"Измаил". Несостоявшийся первенец

История советских авианосцев могла начаться ещё в 1920-х. Тогда планировалось переоборудовать линейный крейсер "Измаил".

-2

Он остался от императорского флота. И его было решено переделать в полноценный авианосец. Идея, на тот момент революционная, не была доведена до конца.

Причины были банальны. Это отсутствие нужных технологий, политическая нестабильность. А еще общее недоверие к концепции авианосцев как таковых.

В итоге корпус "Измаила" так и не стал морским аэродромом и был окончательно списан.

"Москва" и "Ленинград". Первые шаги в неверном направлении

В 1960-х годах Советский Союз делает новую попытку. Он проектирует и строит противолодочные крейсеры "Москва" и "Ленинград".

Ленинград
Ленинград

Формально они не назывались авианосцами, но на практике несли на борту вертолёты и претендовали на статус "мини-авианосцев".

Москва
Москва

Увы, корабли страдали от конструктивных просчётов. То есть от плохой мореходности, слабого вооружения и ограниченных возможностей по авиагруппе.

Да и сами вертолёты, базировавшиеся на борту, могли выполнять лишь противолодочные задачи.

-5

О полноценном применении авиации речи не шло. Эти крейсеры прослужили до конца 1980-х. А потом были списаны, не оправдав надежд флота.

"Киев" и его братья. Амбиции без базы

В 1970-х и 80-х годах был создан целый класс авианесущих крейсеров. Это "Киев", "Минск", "Новороссийск", "Баку".

Баку
Баку
Новороссийск
Новороссийск
Минск
Минск
Киев
Киев

Формально это не авианосцы, а гибрид ракетного крейсера и авианосца. Конструкция позволяла запускать вертикально взлетающие самолёты Як-38 и размещать вертолёты.

Но на деле эти корабли были перегружены оружием. Авиагруппа была малочисленной и маломощной. А сами Як-38 показали себя крайне ненадёжными. Один из них даже получил прозвище "летающий утюг".

Обслуживание таких кораблей было дорогостоящим, эффективность спорной.

После распада СССР все четыре корабля были выведены из состава ВМФ. Часть из них продана на слом или в музеи за рубеж.

"Адмирал Горшков". Продан из-за бедности

Следующий корабль - "Баку", позже переименованный в "Адмирал Горшков". Он был технологическим развитием "Киева".

Адмирал Горшков (Баку)
Адмирал Горшков (Баку)

Авианосец обладал улучшенными системами и более современной авиагруппой. Однако после распада СССР у России не было ни средств, ни политической воли содержать такой гигант.

В итоге корабль был продан Индии, где после модернизации стал известен как "Викрамадитья".

Викрамадитья после ремонта
Викрамадитья после ремонта

Вот она, ирония судьбы. Советский авианосец обрел вторую жизнь под чужим флагом.

Викрамадитья во всей красе
Викрамадитья во всей красе

"Адмирал Кузнецов". Символ надежды и проблем

Единственный оставшийся в строю авианосец советской постройки - "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". Корабль построен в конце 1980-х и должен был стать гордостью флота.

Адмирал Кузнецов
Адмирал Кузнецов

На практике же он стал символом постоянных ремонтов, аварий и технических неполадок. Его двигательная установка регулярно выходит из строя. Он нуждается в постоянной модернизации. А каждый выход в море сопровождается буксирами.

Самолёты, базирующиеся на нём, неоднократно терялись из-за технических проблем с палубой. На данный момент он находится в ремонте, и его будущее туманно. Фактически это последний и единственный "наследник" советской авианосной программы. И он с трудом дышит.

Советские авианосцы не дожили до наших дней не потому, что были обречены. А потому что существовали в системе, где главной целью был не результат, а демонстрация силы.

У СССР были амбиции построить мощный авианосный флот, но не было ни устойчивой технологической базы, ни опыта эксплуатации таких кораблей, ни единой концепции их применения.

После распада Советского Союза все эти корабли оказались не нужны новой стране, у которой не было денег даже на покраску, не говоря уже о содержании.

В итоге грандиозные проекты стали музейными экспонатами, ресторанными площадками и индийскими авианосцами.

Ирония? Возможно. История? Несомненно. Урок? Очевиден.

Сила - это не тонна стали, а умение ей распорядиться.