Найти в Дзене
АВТО ПОЧЕМУЧКА

Секрет долголетия советского штурмовика Су-25

Оглавление

«Грач» — так тепло и уважительно лётчики называют штурмовик Су-25 уже больше сорока лет.

Эта машина — настоящий ветеран, прошедший огонь Афганистана и множество других горячих точек, и сегодня он снова в небе.

Его работа — не красивые виражи на парадах и не погони за истребителями. Его стихия — быть рядом с пехотой, прямо над полем боя, там, где свистят пули и рвутся снаряды.

Так в чём же секрет этой удивительной машины, которую солдаты прозвали «летающим танком» за её способность выживать там, где, казалось бы, выжить невозможно?

Железный характер: броня и прочность

Первый и главный секрет «Грача» — его феноменальная защищённость. Этот самолёт изначально создавался не для воздушных парадов, а для работы прямо над полем боя, под шквальным огнём с земли.

Макет самолета СПБ
Макет самолета СПБ

Поэтому конструкторы уделили броне особое внимание. Пилот находится внутри цельной титановой капсулы, сваренной из листов толщиной до 24 мм.

Для пилота такая кабина — не хрупкая скорлупа, а настоящий бронированный кокон, дающий уверенность под огнём.

Спереди его дополнительно прикрывает толстое лобовое бронестекло.

Штурмовик Су-25 «Грач»
Штурмовик Су-25 «Грач»

Двигатели и топливные баки — сердце любой машины — здесь тоже упрятаны под надёжную броню.

Конструкторы специально разнесли их так, чтобы одно удачное попадание не вывело из строя сразу всё.

Насколько это сработало, по-настоящему показал Афганистан. Там «Грачи» иногда приползали на аэродром, больше похожие на решето, сосчитать все дыры было просто невозможно.

Лётчики рассказывали истории, от которых стынет кровь, но факт остаётся фактом: за все годы той войны ни один «Грач» не взорвался в воздухе из-за пробитого бака.

Эта машина создана с одной мыслью: принять на себя весь адский огонь, но удержать в небе пилота и дать ему шанс вернуться домой.

Право на второй шанс: дублирование систем

Второй секрет долголетия Су-25 — принцип тотального дублирования. Практически все жизненно важные системы в самолёте имеют своего «двойника».

-4

У «Грача» два сердца — два двигателя, и расположены они по бокам, подальше друг от друга. Это простое, но гениальное решение даёт огромный шанс выжить.

Если ракета попадает в один, второй продолжает тянуть, давая возможность уйти из-под огня.

Совсем недавно был случай, когда подбитый из ПЗРК «Грач» именно так, на одном крыле, дотянул до своих. Это не просто везение, это заложенный в него запас прочности.

И так во всём. Перебили гидравлику, которая помогает управлять рулями? Не беда, остаются надёжные, как дедовский молоток, механические тяги.

Повредили один топливопровод? Есть второй. Эта философия «двойной гарантии» пронизывает всю машину.

-5

Для лётчика это означает одно: самолёт будет бороться за жизнь вместе с ним до последнего. Он не бросит тебя беспомощным куском металла при первой же пробоине. И эта уверенность в своей машине в бою стоит дороже любой брони.

Солдат, а не аристократ: простота и модернизация

И третья причина его долголетия — солдатский характер. «Грач» — не капризная барышня, а настоящая рабочая лошадка, которой не нужны тепличные условия.

Его можно подлатать прямо на полевом аэродроме, под дождём, с помощью кувалды и пары крепких слов.

-6

В бою, когда каждая секунда на вес золота, эта его неприхотливость и готовность снова взлететь после ремонта — бесценны.

Техники могут буквально под открытым небом заменить повреждённый узел, используя минимальный набор инструментов.

«Грачу» не нужны идеальные взлётные полосы и стерильные ангары, он готов к суровой реальности фронтового аэродрома.

При этом «Грач» не застыл в прошлом. За десятилетия службы он прошёл несколько этапов глубокой модернизации.

Его прозвали «Суперграчом». Снаружи — всё тот же знакомый, немного грубоватый силуэт, который ни с чем не спутаешь. Но внутри пилота ждёт совсем другой мир. Больше нет россыпи дрожащих стрелок и циферблатов.

Теперь перед глазами лётчика — большой цифровой экран, где всё поле боя видно, как на ладони, и днём, и в самой тёмной ночи.

Он никогда не заблудится благодаря спутникам, а новое оружие позволяет бить врага издалека, не подставляясь под ответный удар.

Но самое невероятное — вокруг самолёта теперь возникает невидимый силовой щит, который ослепляет и сбивает с курса летящие в него ракеты.

Подбитый Су-25
Подбитый Су-25

Теперь «Грач» не просто надеется на свою броню, он научился уворачиваться от ударов, как опытный боксёр. Но главное — внутри этого умного бойца всё ещё бьётся сердце старого, несгибаемого солдата.

Именно этот сплав проверенной временем брони, солдатской выносливости и современных технологий и позволяет ему оставаться в строю, спасая жизни и выполняя самые невыполнимые задачи.