В двух предыдущих публикациях рассказывалось о поднятых со дна Невы пяти танках: два Т-26 (пушечный и двухбашенный пулеметный), КВ-1, легкий плавающий Т-38 и колесно-гусеничный БТ-5.
Сегодня мы поговорим о трех боевых машинах одного подразделения, поднятых со дна Невы. Это плавающие танки Т-38, затонувшие в конце сентября 1942 года во время операции Невской оперативной группы (НОГ), проводимой в рамках Синявинской операции. Все они входили в состав отдельного легко-танкового батальона (ОЛТБ) и погибли в этой операции.
Перед НОГ стояла задача: захвата плацдарма на левом берегу Невы с целью дальнейшего наступления с целью прорыва блокады Ленинграда.
Тогда батальон, состоящий из легких плавающих танков Т-37 и Т-38, понес тяжелые потери. Из 34 танков батальона, 7 затонули, а 15 машин были потеряны в ходе боев на плацдарме.
Батальон шел в первом эшелоне атакующих. В ходе форсирования Невы, в котором участвовали семь Т-38, батальон потерял затонувшими 4 танка. Трем Т-38 удалось достичь левого берега, но без поддержки пехотных подразделений, задержавшихся с переправой, танки были быстро уничтожены. Экипажи попытались спастись вплавь, но были расстреляны огнем с берега.
Уже по завершению операции, анализируя действия ОЛТБ в отчете Невской Оперативной группы было сказано:
«Материальная часть танков показала следующие недостатки: танки Т-37 и Т-38 пробивались даже бронебойными пулями. Это приводило к тому, что они быстро выбывали из строя. Эти типы танков следует использовать лишь для охраны отдельных объектов в тылу, в качестве подвижных пулеметных установок, при преследовании накоротке бегущего противника, и в качестве неподвижных огневых пулеметных точек в глубине обороны. В последнем случае следует усиливать их пуленепробиваемость дополнительным инженерным оборудованием.»
На сегодняшний день известно о четырех танках Т-38, утонувших в той операции и поднятых со дна Невы.
О первом Т-38, найденном в 2004 году и поднятом в феврале 2005 года, рассказывалось в предыдущем видео.
Второй Т-38 с Невского пятачка было поднят уже в апреле того же 2005 года.
Как сообщал канал НТВ, танк случайно обнаружили водолазы-любители, фамилии которых не назывались. Один из них уронил в реку дорогой фонарь, спустился за ним и, внезапно, обнаружил затонувший Т-38. Судя по открытым люкам, экипаж сумел покинуть машину. О его дальнейшей судьбе информации нет.
Подъемом танка занимался поисковый клуб «Беркут», из г. Никольское Ленинградской области. Танк подняли с помощью надувных понтонов.
В машине были обнаружены личные вещи экипажа, в т.ч. кожаный планшет. Это была ценная находка. В новостях сообщалась, что находку законсервировали, в надежде в дальнейшем прочесть содержимое планшета.
В этом подъеме много странностей. В новостях сообщалось, что у поисковиков были изъяты пулемет и боеприпасы, а вот на форуме дайверов сообщалось, что у поисковиков изъяли и сам танк. Т-38 вывезли на Невский судоремонтный завод, на котором уже раннее велась реставрация поднятых из Невы танков.
Сколько времени провела на заводе эта машина, и какие реставрационные работы были проведены, и были ли они вообще проведены – неизвестно.
Далее Т-38 попал во Всеволожск, был восстановлен до ходового состояния и в настоящее время находится в музее «Битва за Ленинград». Машина участвует в парадах, реконструкциях, может плавать.
В этом же музее находится еще один Т-38, поднятый из Невы в районе Невского пятачка.
Танк был найден в сентябре 2008 года в 30-ти метрах от берега, на глубине 10-ти метров, дайверами клуба «Дайв-Актив» из Санкт-Петербурга.
Т-38 находился между двух больших валунов, корпус был занесен песком, люк механика-водителя открыт, а сорванная башня лежала в трёх-четырёх метрах от машины.
Во время обследования боевой машины был найден смертный медальон одного из членов экипажа.
Иван Бессонов, а именно он обнаружил на дне Невы погибший Т-38, так вспоминал это: «В находке солдатского медальона есть что-то мистическое. Мы начали размывать песок и обнаружили несколько косточек. Значит в танке могут находиться останки экипажа.
И вдруг, будто по чьей-то незримой воле, из песка медленно всплыла капсула смертного медальона и зависла на уровне маски. Достаточно было только протянуть руку и взять ее. При сильном течении и плохой видимости это казалось настоящим чудом, будто сам боец хочет дать о себе весточку.»
При дальнейшем обследовании Т-38 в боевом отделении были обнаружены останки бойца.
Активное участие в подъеме боевой машины помимо Ивана Бессонова принимали Денис Кузминский и Дмитрий Шахвердов. Поднимали танк с помощью надувных понтонов.
Боеприпасов и оружия в танке не было, но, после тщательного осмотра, были найдены личные вещи, среди которых: ложка с инициалами «Я.Г.Н.», портсигар с дарственной надписью: «Память красноармейцу Попову от командира Гончарова» и котелок с нацарапанной фамилией «Архипов».
Этот котелок принадлежал найденному в танке бойцу.
Содержимое медальона оказалось в достаточно хорошем состоянии. Выяснилось, что он принадлежал Архипову Егору Михайловичу, 1915-го года рождения, уроженцу Калужской области, призванному Кунцевским райвоенкоматом Москвы. Так же удалось установить адрес проживания его жены.
Это позволило приступить к поиску родственников погибшего танкиста и результат не заставил себя ждать. Вскоре удалось разыскать его дочь Наталью Егоровну Сиротину и правнучку Наталью Евгеньевну Кутько. Супруга Егора Михайловича, Людмила Федоровна, ушла из жизни в 2001 году.
Наталье Егоровне было четыре года, когда не стало отца. С 1942 года Егор Михайлович числился пропавшим без вести. Запросы в Центральный Архив Министерства обороны оказались безрезультатными.
Останки героя, по решению родственников, были преданы земле на братском воинском захоронении Невская Дубровка 7 мая 2009 года.
Наталье Егоровне передали личные вещи Егора Михайловича, найденные в боевой машине. Ей так же показали место гибели отца и боевую машину, на которой он пошёл в свой последний бой. Побывала она и в музее «Битва за Ленинград» им. З. Г. Колобанова, где велась реставрация Т-38.
На средства, предоставленные музеем «Битва за Ленинград», на могиле погибшего танкиста была установлена памятная плита.
На ней написано: «Сержант. Механик танка Т-38. 61 олтб. Архипов Егор Михайлович. 1915-1942».
К сожалению, в эту надпись вкрались существенные ошибки.
61-я отдельная легкая танковая бригада не принимала участие в той операции, а на ее вооружении не было танков Т-38 и Т-37, а только Т-60, бронеавтомобили БА-10 и БА-20. Форсировали Неву танки отдельного легко-танкового батальона, сформированного специально для проведения операции НОГ. Так что, уже это исключает 61 олтб как последнее место службы Архипова.
Архипов Егор Михайлович на момент своей гибели был не сержантом, механиком-водителем Т-38, а мл. лейтенантом, командиром взвода отдельного легко-танкового батальона. Вся эта информация есть на портале «Память народа».
Я предполагаю, что вся эта путаница связана с тем, что Егор Михайлович, призванный в июне 1941 года, имел сержантское звание. Видимо, таким его и запомнили родные.
Его брат, Сергей Михайлович, подавая в 1946 году в розыск, в графе звание указал – сержант. В этом звании он проходит еще по ряду документов.
Имеется информация о выбывшем из ЭГ 2013 25 февраля 1942 года старшине Архипове Егоре Михайловиче, 1915 года рождения, в который он попал из 12 учебного танкового полка. Госпиталь 2013 находился в Ленинграде.
Вероятней всего, мл. лейтенантом Архипов стал незадолго до своей гибели.
В его учетно-послужной карточке отмечено, что он участвовал в финской войне (это подтверждается и воспоминаниями его дочери).
В послужном списке всего две записи. В первой сказано, что мл. лейтенант Архипов является командиром взвода ОЛТБ. Примечательна дата этой записи, на должность командира взвода он был назначен 24 сентября 1942 года, т.е. за три дня до своей гибели.
Следующая строка датирована уже 1947 годом и в ней указано, что мл. лейтенант Архипов погиб 27 сентября 1942 года. К сожалению, нет доступа к донесениям о безвозвратных потерях НОГ в ходе той операции, составленные в годы войны. Есть только выписка, в которой сказано, что мл. лейтенант Архипов Егор Михайлович погиб 27 сентября 1942 года. Так же есть приказ об исключении его из списка вооруженных сил Союза ССР, датированный, 23 апреля 1947 года.
Восстанавливали поднятый танк во Всеволожске. Т-38 довели до ходового состояния. В настоящее время машина находится в музее «Битва за Ленинград» имени Зиновия Колобанова.
Неоднократно, совместно с другим Т-38 этого музея они участвовали в реставрациях, выставках, парадах, пересекали водные преграды.
Абсолютно не было никакой информации по четвертому Т-38. Удалось лишь узнать, что в 2018 году этот танк, после двухлетней реставрации в мастерской музея Отечественной военной истории в Падиково, занял свое место в музейной экспозиции. Где, когда и кем был поднят Т-38 – не сообщалось. От Юрия Пашолока (тем, кто интересуется историей танков, эта фамилия известна) удалось узнать, что данная машина поднята из Невы.
Совершенно случайно, на одном из форумов поисковиков, удалось найти сообщение, что в 2016 году со дна Невы был поднят очередной танк Т-38. Это была уже четвертая поднятая машина ОЛТБ, затонувшая в ходе Невской операции конца сентября 1942 года.
Сообщалось, что люки были открыты, останков экипажа в машине обнаружено не было. Под сиденьем механика водителя лежал немецкий штык-нож. Во время обследования Т-38, на корме, с правой стороны, в районе воздухозаборника, была обнаружена пробоина.
Год подъема машины и год начала реставрации Т-38 в музейной мастерской совпадают. В настоящее время боевая машина на ходу, принимает участие в парадах и других мероприятиях, приуроченных к памятным датам.
На этом же форуме так же сообщалось, что на дне Невы обнаружены еще два Т-38. Один из них без башни и находится под завалом бревен.
Как нам известно, согласно отчетам, в операции НОГ отдельный легко-танковый батальон потерял утонувшими 7 танков. Четыре танка уже подняли, два обнаружены и еще находятся в Неве. Остается не найденным еще один Т-38, хотя я не удивлюсь, если обнаружится, что данная машина уже поднята со дна Невы и находится где-то в частной коллекции.