Найти в Дзене
несокрушимая и легендарная

Невские пленники. Танки Невского пятачка: гибель, подъем, вторая жизнь (2 часть)

В первой публикации мы рассказали о двухбашенном пулеметном танки Т-26, поднятом в районе Невского пятачка в 1989 году.

Тяжелый танк КВ-1, поднятый в апреле 2003 года в районе Невского пятачка, стал первой известной машиной, поднятой со дна Невы в постсоветский период.

Машина была обнаружена 11 августа 2002 года командой аквалангистов «ОТКРЫТОЕ МОРЕ» и поисковым отрядом «МГА», обследующих фарватер Невы. Танк находился в 30 метрах от левого берега.

КВ-1 являлся основным тяжёлым танком РККА в начальный период Великой Отечественной войны. Его серийное производство велось с февраля 1940 года на Кировском заводе в Ленинграде, а после эвакуации — на Челябинском тракторном заводе. До прекращения выпуска в 1942 году, было изготовлено 3165 машин этой модификации.

-2

Танк отличался мощным для своего времени бронированием что делало его практически неуязвимым для большинства немецких противотанковых средств 1941 года.

Найденный поисковиками танк находился в хорошем техническом состоянии. При обследовании машины, на моторном отделении, были обнаружены уже разрушившиеся ящики со снарядами.

-3

Это говорило о том, что танк затонул во время переправы на Невский плацдарм, а не во время эвакуации. В инструментальном ящике, кроме инструментов лежали личные вещи членов экипажа: ботинки, котелки и прочее.

В десяти метрах от танка находился паром, на котором перевозили танк.

Операция по подъему танка началась в марте 2003 года. Подъем осуществлял военно-патриотический клуб «Поиск» из Республики Беларусь, г. Шклов. Руководитель-Игорь Матюк.

Танк весом около 50 тонн, решено было вытаскивать с помощью ЗИЛ-157, оборудованного лебедкой, с применением полиспастов, увеличивающих тяговое усилие лебедки до 150 тонн.

-4

Когда лебедкой сорвали танк с места и потащили его к берегу, водолазы отметили факт проворачивания гусениц. При переправе танки специально ставили на нейтральную передачу, чтобы их легче было эвакуировать в случае, если машина уходила под воду.

-5

Подъем танка являлся сложной задачей. Подготовка к подъему и сам подъем заняли 40 дней.

Из танка извлекли 136 снарядов для танковой пушки, 16 гранат Ф-1, 3 пулемета ДТ и 33 снаряженных диска к ним.

-6

Осмотр машины показал, что до переправы на Невский пятачок, машина уже повоевала, так как на броне были обнаружены боевые повреждения, устраненные силами полевых ремонтных подразделений.

Танк имел серийный номер М-5069. Он был собран на Ленинградском Кировском заводе во второй половине августа 1941 года, а уже 26 августа 1941 года машина ушла на фронт. Машина воевала в состав 1-ой танковой роты 1-го танкового батальона 123-го танкового полка 123-й танковой бригады.

Танк был потерян в ночь с 3 на 4 декабря 1941 года.

Произошло следующее: Паром с танком отправился к левому берегу в 2 часа 15 минут 4 декабря. Из-за падения уровня Невы причал на левом берегу оказался выше парома, поэтому для схода машины на берег требовалось подпилить сваи, чтобы выровнять уровень причала и парома.

Времени на это не было, поэтому начальник парома с согласия командира танковой роты и командира танка решил все же машину выгрузить при "ненормальном причале".

В ЖБД 41-го отдельного понтонно-мостового батальона так описан этот случай: "При выгрузке танка на левом берегу, последний попал на сваю, свернулся с мостков и стал погружаться в воду. Паром накренился, зачерпнул воду и затонул".

-7

В документах 123-го танкового полка эти события описаны так: В 4.00 при выгрузке на левый берег 3-го танка КВ № 5069 лопнули причальные строения пристани. Паром с танком отошел от пристани и утонул в реке. Потерь среди личного состава экипажа нет".

-8

Реставрацией танка занимался 61-й БТРЗ, в г. Стрельне.

Первый, поднятый в постсоветский период танк со дна Невы, стал первым экспонатом танковой экспозиции, рядом с Музеем-заповедником "Прорыв блокады Ленинграда".

-10
-11

Информация о легком танке Т-26 образца 1933 года, поднятом из Невы и установленном возле Музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» достаточно скудная.

Машина была обнаружена весной 2003 года. Сильно обмелевшая Нева далеко отступила от обычной кромки берега, обнажив остов корпуса лёгкого танка Т-26.

-12

Отсутствие башни, подбашенной коробки и верхних бронелистов, вероятно срезанных уже после войны, не позволяло определить, был ли это пушечный или пулемётный вариант Т-26. Ходовая часть сохранилась в хорошем состоянии.

Какому подразделению принадлежал танк, в какой операции он погиб, а также, обстоятельства его гибели - неизвестны. Вероятнее всего, подбитый в боях на Невском пятачке Т-26 вытащили на берег для ремонта или эвакуации, а, возможно, использовали его как донор, для восстановления других подбитых танков.

Судя по фотографии, на которой запечатлён камуфлированный автомобиль ЗиЛ-157 с кунгом, тянущий корпус Т-26, подъемом танка занимались наши давние знакомые из военно-патриотического клуба «Поиск» (г. Шклов, Республика Беларусь). Именно этот автомобиль использовался поисковиками при подъёме из Невы танка КВ-1 с серийным номером М-5069 в апреле того же года.

-13

Инициатива по восстановлению танка принадлежала сотрудникам музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда». Вера Ивановна Позднякова, первый директор этого музея, обратилась за помощью на Невский судоремонтный завод (НССЗ), где она, до вступления в должность директором музея, работала директором Дома культуры.

Руководство завода откликнулось на просьбу музея. Для восстановления танка была выделена площадка и оказана техническая поддержка бригаде Игоря Девятникова, занимающейся реставрацией боевой машины.

Недостающие бронелисты, подбашенную коробку, и башню пришлось делать самим. Эта первичная реставрация была, скажем так, символической. Внешний вид танка был далек от оригинала.

-15

Все изменилось, когда удалось найти недостающие элементы для танка.

В свое время, на Арбузовском плацдарме была найдена башня легкого танка и передана в питерское НПО «Спецматериалов».

Вероятней всего, это была башня танка БТ, так как отверстия для стрельбы из личного оружия в Т-26 закрывались заслонками изнутри, а у БТ - грушевидными заглушками.

Руководство НПО «Спецматериалов» передало башню музею, и реставрация продолжилась. Кроме башни, судя по коррозии на броне, на танке заменили подбашенную коробку, установили крылья, после чего, в январе 2005 года, машина заняла свое место в музее-заповеднике.

-17

Всего, с учетом перерывов, на восстановление Т-26 ушел год. Одну из пробоин в правом борту корпуса специально оставили нетронутой, чтобы подчеркнуть боевое прошлое этой машины.

(Продолжение следует)

Использованные материалы:

Портал "Память народа"ttps://pamyat-naroda.ru/
Подъём танка КВ-1 на Невском пятачке. Ютуб-канал Оpensearu https://tankist31.livejournal.com/ https://ostromir.livejournal.com И.Мощанский "Танки, вперед" http://www.off-road-drive.ru/archive/26/Prodoljenie_istorii