Нева… Река, ставшая свидетелем ожесточённых боёв за Ленинград, и до сих пор хранящая тайны времён Великой Отечественной войны.
Под её холодными водами, среди ила и песка, уже много десятилетий покоится военная техника, потерянная в ходе боевых действий.
Многие из этих машин ушли на дно во время переправ на плацдармы Невского пятачка, когда бойцы Красной Армии, не щадя своих жизней, пытались прорвать блокаду Ленинграда, другие, в ходе попыток эвакуировать повреждённую технику с уже захваченных рубежей.
Неизвестно, поднимались ли танки со дна Невы в первые послевоенные годы, но если и поднимали, то, наверняка, лишь в качестве сырья для мартеновских печей. Тогда они не воспринимались как исторические реликвии. Необходимо было восстанавливать разрушенную войной страну, и о сохранении для будущих поколений боевую технику, как немых свидетелей тех событий, тогда не задумывались.
Сегодня известно о восьми танках, поднятых со дна Невы. Все они стали музейными экспонатами, а некоторые из них были поставлены на ход и сейчас участвуют в парадах и исторических реконструкциях. Возможно, были и другие подъёмы, о которых нет информации.
Сегодня вспомним о самом первом танке, поднятом со дна Невы.
Это двухбашенный пулеметный Т-26. Машину обнаружили в июле 1989 года аквалангисты клубов «Катран» (Сосновый Бор) и «Риф» (Воронеж).
Находка была сделана в районе Невского пятачка, недалеко от деревни Пески. Тогда же был осуществлен подъем танка. Легкую машину удалось поднять с помощью надувных резиновых понтонов.
Т-26 являлся самым массовым танком Красной армии в предвоенный период. За период с 1931 по 1933 года было изготовлено 1626 двухбашенных танков Т-26, из них 450 с пулеметно-пушечным вооружением, остальные пулеметные. В 1933 года выпуск двухбашенных танков был прекращен.
Гибель танка связана с событиями конца сентября 1942 года. Тогда Невская оперативная группа, действуя в рамках Синявинской операции, выполняла задачу по восстановлению утраченного в апреле того же года Невского пятачка. Планировалось захватить плацдарм на левом берегу Невы и развивать дальнейшее наступление с целью прорыва блокады Ленинграда.
Т-26 принадлежал 86-му отдельному танковому батальону, который совместно с 86-ой стрелковой дивизией имел задачу форсировать Неву в районе Лобаново, прорвать оборону противники и обеспечить плацдарм для переправы остальных частей. На участке форсирования ширина Невы достигала 400 -450 метров.
На момент начала операции 86-я стрелковая дивизия и 86-ой отдельный танковый батальон были сосредоточены в районе Пески-Лесокомбинат.
Операция началась в ночь на 26 сентября. После закрепления частей на занятых рубежах, началась переправа на левый берег минометов, артиллерии, танков. Переправа велась под сильным артиллерийско-минометным огнем противника.
Понтон, на котором переправляли Т-26, получил прямое попадание вражеского снаряда и начал тонуть. Получил боевые повреждения и танк. Машина затонула в 30 метрах от левого берега.
Вот что сказано в отчете о боевых действиях автобронетанковых войск Невской оперативной группы за период с 26 сентября по 7 октября 1942 года о тех событиях:
«86 ОТБ командиром 86 СД 27 сентября была поставлена задача для переправы танков в районе Пески. Батальон был полностью выведен на исходные позиции. Части 86 СД после форсирования реки Нева имели незначительны успехи. От берега продвинулись на 300-500 метров, плацдарм для обеспечения танков был недостаточен. В результате чего не дало возможности навести переправы. Переправа была разбита и один танк утонул. На этом переправа в этот день была прекращена.»
А вот, как этот эпизод описан в отчете Ленинградского фронта «Описание Невской операции за период с 26 сентября по 7 октября 1942 г.»:
«К 6.00 28.9., на переправе № 1 был готов паром для танка. Погруженный на паром танк подошел к левому берегу. Противник открыл огонь прямой наводкой и, несмотря на ответный огонь танка, паром был разбит и затонул, а танк прямым попаданием артиллерийского снаряда был подожжен и сгорел на настиле парома.»
Согласно таблице безвозвратных потерь танков Невской оперативной группы за период с 8 сентября по 7 октября 1942 года, в операции участвовали 86-й и 48-й отдельные танковые батальоны и отдельный легкотанковый батальон (ОЛТБ).
В документе Т-26 разделены на «пушечные» и «пулемётные». Среди всех Т-26, единственной потерей по статье «утонул» значится пулемётный танк 86-го отб. Пушечных Т-26 при переправе потеряно не было.
При осмотре поднятой машины были обнаружены: неразорвавшаяся мина, ящик с гранатами, полсотни пулеметных дисков, личные вещи экипажа.
Судя по иссеченными осколками личными вещами танкистов и искореженным пулеметным дискам, вражеский снаряд, пробив броню, разорвался внутри боевого отделения.
Ничего не известно о судьбе членов экипажа, но отсутствие человеческих останков позволяет предположить, что экипаж успел покинуть машину до ее затопления.
После подъема танк передали, что символично, в 86-ой Пярнуский учебный танковый полк.
Видимо там и проходила его первичная реставрация. В 1998 году в порядке обмена, по распоряжению Главкома Сухопутных войск, Т-26 был передан музею Победы на Поклонной горе, где танк находится и поныне.
(Продолжение следует. В следующей публикации мы поговорим о танк КВ-1, поднятом в 2003 году)