Один из главных романов, которые должна была прочесть девочка, которая еще не знала, что она миллениал – это «Унесенные ветром». И все же эта сага – нечто большее, чем история становления зеленоглазой сердцеедки Скарлетт, которая приходит к важному принципу «Подумать об этом завтра». Сегодня попытаемся за любовно-военными перипетиями разглядеть то, что не было видно раньше.
«Унесенные ветром» - не любовный роман, а эпопея о смене цивилизации
В молодости многие нетерпеливо пролистывали страницы о гибели Атланты в огне, торопясь узнать, как там дела у неунывающей красотки Скарлетт. Однако талантливая журналистка Маргарет Митчелл через призму женской судьбы попыталась охарактеризовать целую эпоху: как гибнет Старый Юг и рождается новая Америка, где ценятся предприимчивость и практичность, а не дворянский кодекс чести.
Маргарет Митчелл, будучи южанкой, опровергает общепринятую для своего времени трактовку тех событий и явно симпатизирует Югу, давая реконструкцию событий глазами южан. Это чувствуется даже вопреки тому, что явной аналитики политических событий в романе нет.
Гражданская война стала кризисом идентичности всего государства: Америка его едва пережила с учетом масштаба катастрофических последствий для экономики и общества. И многие писатели, обращавшиеся к этой теме, не скрывали апокалиптических настроений, изображая южан. У Митчелл благодаря главной героине тема обретает иное звучание. Южанка по происхождению, Скарлетт претерпевает такие трансформации, что становится способной выжить в новых реалиях. И некоторые исследователи говорят о том, что это книга о рождении нового типа женщины – капиталистической. Эдакой «Анти-Эммы» в противовес традиционным женским образам XIX века.
Отношения Скарлетт и Мелани – роман в романе
И вовсе не в том смысле, который может усмотреть испорченный ум современного читателя. Центральный конфликт романа, по мнению некоторых исследователей, это отношения Скарлетт с самой собой. А точнее – противостояние женского и мужского начала в ней. И именно Мелани характеризует все то женственное, нежное, любящее, принимающее, что Скарлетт подсознательно пытается вытеснить внутри себя, чтобы выжить в новой реальности. Интересно, что Скарлетт не может сойтись ни с одной из женщин старой формации – тех самых леди, которой она вроде бы так стремилась стать, согласно заветам матери.
Эллен О’Хара – еще один символ американской довоенной женственности. Перед тем, как дочь возвращается в лоно Тары, Эллен умирает, не дожив до конца войны. Исследователи полагают, что это символизирует, во-первых, необходимость для Скарлетт стать взрослой и самодостаточной, с опорой лишь на саму себя, а во-вторых, это свидетельствует о гибели прежних идеалов. Архетипический идеал женщины становится анахронизмом в послевоенной действительности новой Америки. Погибает и Мелани. Что примечательно – в попытках дать новую жизнь.
Союз Мелани и Эшли – это скорее партнерство родственных душ, нежели наполненный страстью союз мужчины и женщины. Эшли – «женственный» мужчина: мягкий, утонченный, идеально воспитанный. Слишком джентльмен, чтобы противостоять переменам и вписаться в становление капиталистической действительности. Скарлетт буквально тащит его на себе в будущее, давая управлять лесопилкой.
В начале книги Джеральд провидчески говорит фразу «Чтобы быть счастливы, муж и жена должны быть из одного теста», то ли программируя дочь на поиски близкого по духу существа, то ли предвещая ее будущее. Четыре героя – две пары – создают идеальный баланс женственности и мужественности. Мягкие Мелани и Эшли, а также жесткие Скарлетт и Ретт. Вспомним, как нежно Батлер относится к Мелани, это ли не зеркало несбывшихся чувств Скарлетт и Эшли? Чтобы быть счастливой с Реттом, Скарлетт придется сперва принять Мелани, понять, что любит ее. И на фоне ее кончины понять, что любит Ретта. Принятие своего женского начала, своей слабости и уязвимости, разрешение партнеру доминировать – вот ключ к счастью Скарлетт.
Тара – символ материнского архетипа
Родное поместье Скарлетт – Тара – больше, чем просто дом или земля, на которой произрастает хлопок. Тара – это идиллическое убежище для всех, матриархальный рай, где каждый получает подкрепление и заботу. Однако для Скарлетт это не просто отчий дом: это буквально материнская утроба, к которой она припадает, чтобы насытиться силой и энергией, «зазеленеть».
Помните, в самом начале романа Митчелл красочно описывает всю зелень, так выгодно подчеркивающую красоту юной цветущей Скарлетт? Ее зеленые глаза, муслиновое платье в зеленый цветочек, зеленые сафьяновые туфельки – и вот, Скарлетт словно молодое стройное деревце, напитанное соками жизни, готовое цвести и приносить плоды. Затем в середине романа, когда истощенная войной и физически и эмоционально Скарлетт шьет зеленое платье из бархатных занавесок Тары и вновь обретает свою идентичность – красотки, способной покорить любого мужчину.
Все это дает ей Тара – ее дом, ее убежище, ее материнское лоно, к которому можно припасть в сложные моменты, красная земля, из которой произрастает ее суть. Тара – архетип Великой матери, рождающая и питающая. Земля в «Унесенных ветром» описывается максимально феминно – многократно встречается прилагательное «мягкая», как и в описании Эллен О’Хара. Кстати, без нее Джеральд не мог «укротить» Тару: поместье начало жить и цвести только после приезда Эллен. Точно также Тара начинает возрождаться после войны, когда за нее берется Скарлетт. Место становится источником жизни не только для нее, но и для Мелани и других. Кстати, некоторые исследователи усматривают в этом мотив античного мифа об Антее, сыне Посейдона и Геи, получающем невероятную силу при соприкосновении с со своей матерью землей (древнегреческое Γαῖα — Земля).
«Она думала о Таре, и словно прохладная рука ложилась ей на сердце, успокаивая его учащенное биение. Она видела белый дом, приветливо просвечивающий сквозь красноватую осеннюю листву, ощущала тишину сельских сумерек, нисходившую на нее благодатью, самой кожей чувствовала, как увлажняет роса протянувшиеся на многие акры кусты хлопка с их коробочками, мерцающими среди зелени, как звезды, видела эту пронзительно красную землю и мрачную темную красоту сосен на холмах», - пишет Маргарет Митчелл в самом конце романа, давая читателю надежду на то, что Скарлетт возродится и в этот раз. И именно в Таре она собирается «подумать об этом завтра».
Зеленое платье из бархатных штор – символ выживания и трансформации
Выше я уже упомянула два знаменитых платья в главном цвете Скарлетт – зеленом. Однако сцену с пошивом наряда для покорения Ретта из бархатной шторы стоит разобрать отдельно.
Первый символический слой – цветовой: очевидно, что зеленый означает возрождение, жизнь. Для Скарлетт платье становится не просто одеждой, а второй кожей, в которую она облекает свою волю к жизни. После военной разрухи и нищеты Тара дает ей свою силу, превращая остатки былой роскоши в инструмент для выживания.
Второй символический пласт – это сама ткань: платье шьется из бархата, акцентирующего роскошь и величие. Для Скарлетт важно сыграть свою роль: не только добыть деньги, но и вернуть социальное влияние. Платье из бархата – это костюм для театра будущей жизни, броня и маска одновременно.
Третий символический слой – трансформация через «кожу»: одежда представляется как метафора идентичности. Скарлетт буквально сбрасывает с себя старую кожу, подобно змее, и облекается в новую. Она больше не разоренная вдова с младенцем на руках, а женщина новой эпохи, сильная и жесткая. Можно сравнить эту сцену с обрядом инициации. Здесь рождается новая Скарлетт, способная извлекать ресурс даже из руин. Можно вспомнить, какую роль играют одежды в ряде мифов и сказок: у многих героев есть особый наряд, который придает им невероятные качества, это шкура Немейского льва у Геракла, шапка-невидимка и крылатые сандалии у Персея, волчья шкура в скандинавском эпосе, сапоги-скороходы и прочее. Можно провести даже библейскую параллель, когда Бог шьет Адаму и Еве кожаные ризы, которые одновременно защищают и напоминают о грехопадении.
Ретт Батлер как трикстер
Трикстер – это архетипический персонаж, нарушающий заведенный порядок и помогающий герою выйти за рамки. Примеры из мифологии и фольклора – Локи и Иван дурак, самый знакомый нам пример из литературы – Остап Бендер. Трикстер постоянно высмеивает устоявшуюся мораль, условности, это образ зачастую одновременно и демонический, и комический.
Роль Ретта Батлера – не только стать Тем Самым для Скарлетт. Несмотря на то, что формально он принадлежит к Старому Югу, Ретт постоянно высмеивает лицемерие южного общества, делает состояние на контрабанде и открыто говорит о бессмысленности Гражданской войны, нарушает устои и сочетает в себе черты циника и романтика. Благодаря Ретту Скарлетт избавляется от иллюзий, не только относительно Эшли, но и относительно всего старого мира. Ретт – носитель энергии разрушения, без которой невозможно возрождение, не только главной героини, но и всей Америки, где могут выжить лишь люди нового типа – прагматичные, зрелые и по-настоящему сильные, а не запутавшиеся в литературных представлениях о сложностях жизни.
Буду благодарна за лайк, если вы узнали что-то новое для себя о Скарлетт. Обратная связь мотивирует меня продолжать писать о книгах! А еще лучше, если вы обменяетесь со мной своими идеями на тему того, как непрост этот роман, которым мы зачитывались в свое время. Роскошь общения с начитанными людьми – вот для чего в конечном счете затевался этот блог.