Три базовых романа, которые должна была прочитать девочка, которая еще не знала о том, что она миллениал – это «Унесенные ветром», «Птичка певчая» и «Джейн Эйр». Кто-то добавлял к этому «Поющих в терновнике», кто-то погружался в приключения Анжелики, но база остается базой. Сегодня я хочу попытаться показать привычное в новом ключе. Поговорим о «Джейн Эйр»: романе, сломавшем стереотипы и ставшим вызовом эпохе. Я выделила пять тем, которые неочевидны юному читателю и которые раскрываются в книге с опытом. Пока писала - захотела перечитать в 150-й раз!
«Джейн Эйр» - не любовный роман, а манифест феминизма
Сегодня «Джейн Эйр» воспринимается как образец классической английской прозы, но в 1847 году роман звучал как вызов — бунтарский и даже в чём-то антихристианский. Он казался настолько радикальным, что Шарлотта Бронте решилась опубликовать его под мужским псевдонимом. Если в юности мы видели в книге лишь историю любви бедной гувернантки и аристократа, то теперь очевидно: это куда больше, чем роман о чувствах. Любовная линия здесь лишь призма, сквозь которую проступают глубинные конфликты и поиски свободы. На самом деле «Джейн Эйр» — смелое исследование женской независимости, ее столкновения с жесткими ожиданиями общества. Уже сам характер главной героини звучал для викторианской эпохи как вызов. Однако современные феминистки не всегда видят в романе образцовый разрыв с патриархальными устоями.
Джейн Эйр, Рочестер и Сент-Джон – беспрецедентные персонажи в литературе той эпохи
Есть целое исследование французского критика Эмиля Монтегю («Écrivains modernes de l’Angleterre», 1885, раздел о Шарлотте Бронте), где он говорит о трех центральных персонажах романа. Джейн – героиня нового формата, она покоряет не внешностью, а нравственной энергией, внутренним стержнем и силой голоса. Для нее важен не статус мужчины, а энергия, свобода и способность быть равным партнером.
Эдвард Рочестер — тоже не «книжный красавец» и не байронический герой. Это человек с мощной натурой, прошедший тяжёлые испытания. Монтегю сравнивает его с Мирабо — ярким оратором и революционером с неудержимым нравом. Он пишет, что в Рочестере есть и самсоновская сила, и уязвимость, которую может обнажить женщина. Жизнь оставляет ему лишь обломки — безумную жену и дочь от танцовщицы. Но в его сердце живёт жгучая потребность любить и быть любимым. Он ищет не украшение рядом, а равного спутника.
Сент-Джон — прямая противоположность Рочестеру. Монтегю видит в нём отголоски Жана Кальвина и Джона Нокса. Сент-Джон любит не Джейн, а ее способность к самопожертвованию. Он не способен на нежность, его стихия – пламенная духовная борьба, ради которой можно пожертвовать, в том числе, и земной любовью.
Эта триада разрушает привычную викторианскую схему «добродетельная девушка и романтический красавец». Для романа, написанного женщиной, это было новаторством.
Берта – темный двойник Джейн и символ бунта против патриархальных устоев
Загадочная и пугающая фигура первой жены мистера Рочестера, встающая на пути к женскому счастью главной героини, может быть рассмотрена с различных точек зрения. Многие литературоведы, опираясь на юнгианские концепции, считают ее «тенью» Джейн: воплощением подавленной ярости, чувственности и протеста. В пользу этой теории говорят, например, символические жесты Берты, где она рвет на себе фату или поджигает дом. Все это происходит не на первом плане текста, а в его «подполье». То есть это акты агрессии, которым Джен не может дать волю публично. Образ Берты, явившийся Джен в зеркале накануне свадьбы, объясняет этот тезис. Берта – это воплощение того, что для женщины того времени считалось неприличным. Берта – это подавленный женский голос.
Другая часть исследователей говорит о том, что Берта – это символ разрушения патриархата. Сперва Берта – это жертва мужской власти, деперсонифицированная, лишенная голоса (мы знаем ее исключительно в трактовке мужа) и находящаяся в вынужденной изоляции. Но поджог Торнфилда разрушает и материальную, и символическую основу Рочестера как мужчины-патриарха, после этого он становится слабым и уязвимым. Благодаря этому становится возможным союз Джейн и Эдварда на иных условиях – раненый Рочестер и сильная Джейн. Таким образом Берта – это катализатор краха патриархальной модели.
Элен Бернс – «светлый ангел» Джейн
Если Берта – тень Джейн и ее темный двойник, то подруга по Ловуду Элен Бернс – ее светлая сторона. В начале романа Шарлотта Бронте выстраивает викторианский идеал в образе Элен, а затем символически разрывает связь главной героини с ним, заставляя подругу умереть от чахотки. Однако покорная, смиренная, мягкая, добродетельная натура – это лишь часть образа Элен. Подруга становится для Джен нравственным ориентиром, она берет у нее стойкость, способность терпеть и прощать. Важный момент: на могиле Элен выбито латинское «Воскресну». Это не только обещание христианского воздаяния, но и символ возрождения главной героини. Смерть Элен становится точкой отсчета для внутреннего роста Джейн. А ее «Воскресну» становится буквально девизом для главной героини, которая обновляется и возрождается через страдания, а затем обретает счастье и любовь.
«Джейн Эйр» - это сказка о Золушке и Синей Бороде
Для английских писателей XIX века характерно обращение к фольклорным сюжетам. Шарлотта Бронте также использует паутину сказки в качестве основы сюжета, на которую нанизывается остальное повествование. И наиболее очевидный каркас – это сказка о Золушке. Бедная сирота с тяжелой судьбой и злой мачехой, внешне непривлекательная, оказывается в волшебном замке Торнфилд, где находит прекрасного принца, который впоследствии ищет ее после спешного побега. Вот она – канва классической сказки, нашедшей отражение во множестве произведений, столь милых сердцам читательниц.
Однако Торнфилд – это не только обитель прекрасного принца, но и замок Синей Бороды, который насильно удерживает сумасшедшую жену в тайной комнате, куда запрещено заглядывать. Бронте не скрывает этой свой аллюзии, прямо сравнивая поместье с замком сказочного злодея в воображении главной героини. Кстати, фольклористы, исследовавшие этот популярный в западноевропейских сказках сюжет, говорят о том, что в нем воплотился популярный для тех времен жизненный сценарий. Молодая и неопытная девушка выходит замуж за мужчину старше себя, у которого к тому времени сложилась своя «тайная комната» взаимоотношений с женщинами.
Буду благодарна за лайк, если вы узнали что-то новое для себя о любимом романе! Обратная связь мотивирует меня продолжать дальнейший литературоведческий поиск!