Найти в Дзене
Автовод со стажем

3 причины, почему японские машины для внутреннего рынка лучше экспортных версий тех же моделей

Оглавление

Мало кого удивляет тот факт, что автомобили из Японии всегда были на первом месте по уровню комфорта, качеству и долговечности. Не говоря уже о простой, максимально продуманной конструкции двигателя, трансмиссии и ходовой части. В простоте ремонта им нет равных. И каково бывает удивление многих водителей, когда они узнают, что есть японские машины тех же моделей и комплектаций, но сделанные еще на более высоком техническом уровне.

Речь идет о машинах, предназначенных для продаж исключительно на внутреннем рынке Японии или Japanese Domestic Market (JDM). И они реально лучше экспортных версий. Это примерно как сравнить японскую и китайскую версию Мазды или Тойоты, которую продают где-нибудь на авторынке в Грузии.

Можно долго рассуждать о добросовестности и трудолюбия японских рабочих и инженеров, о страхе потерять репутацию на рынке и менталитете самих японцев, но дело совершенно не в этом. Просто в Японии существуют два очень серьезных фактора.

Первое - это культ личного автомобиля, точнее это колоссальный по объему продаж бизнес. Японцы машины покупают часто, постоянно пользуются услугами станций технического обслуживания и легко меняют как сами автомобили, так и сервисные станции.

Жесткий контроль качества

Небольшой недостаток в конструкции, череда негативных отзывов может легко обрушить продажи. Более того, государство вводит огромные штрафы к нарушителям, заставляет компенсировать ущерб или даже вынуждает отзывать из продаж партии машин в десятки тысяч экземпляров. Причем в некоторых случаях не для устранения дефекта, а для утилизации. То есть делать неудачные машины в Японии крайне разорительно.

Вид сзади
Вид сзади

Второй фактор - это специфика производства. Понятно, что большая часть автосборочных предприятий - это роботизированные линии. Никто не сваривает кузова на стапелях и собирает отдельные агрегаты вручную. Только так можно добиться высокого качества сборки и низких производственных затрат. Но роботы работают эффективно, с высоким уровнем производительности только с абсолютно качественными комплектующими.

Поэтому все детали, от обычных пластиковых шестеренок до коленчатых валов и деталей цилиндро-поршневой группы, все проходят селективный контроль качества. Проще говоря, делят на высший сорт, первый и второй сорт. Высший сорт идет на селективную сборку машин для внутреннего рынка.

Система распределения качества

Выбракованный высший сорт и второй сорт используется для экспортных автомобилей. Эти автомобили идут в США и страны Европы. Остальное продается в Китай на совместные сборочные заводы. Автозапчасти компании не производят, это все, равно как и обслуживание, отдано на откуп мелким производителям.

Салон
Салон

Кстати, заслужить статус компаньона какой-нибудь Тойоты невероятно сложно, для этого нужно обладать производственной базой высокого уровня. Правда, много случаев, когда элементы, запчасти и расходники делаются на семейном предприятии по старинке, на станках. И гарантией качества является имя владельца.

Интересно, что руководитель такой компании может помимо общего руководства непосредственно участвовать в завершающем контроле, заниматься закупкой сырья или вести финансово-бухгалтерское сопровождение. Часто такие компании неразрывно связаны с определенными сервисными сетями и оптовыми поставщиками для главной компании.

От них же получают информацию о недостатках, а также рекомендации по их модернизации и устранению проблем. Репутационные и производственные связи настолько прочные, что в цепочку производства и поставок запчастей не смогли вклиниться даже китайские и американские мегакорпорации. Хотя в Европе это им удалось без проблем.

Особая философия производства

Понятно, что подобная система поставок запчастей обходится очень недешево, и правительство Японии часто даже субсидирует мелких производителей. В итоге получается, что одна крупная автокорпорация дает работу и содержит целые города и семейные кланы. А заодно и заставляет уважать свои модели, стимулирует делать качественно и покупать их для собственного пользования.

Неудивительно, что машины для внутреннего рынка не просто делают качественно. Практически на всех этапах производства все работники участвуют в усовершенствовании технологических процессов, в выработке рационализаторских предложений и улучшения репутации автомобиля на внутреннем рынке.

-3

И неудивительно, что японцы за редким исключением считают иностранные автомобили лишь дешевой имитацией их моделей, а специалистов даже из развитых стран достаточно ленивыми для настоящей работы. Интересно, что вся система классического промышленного производства в Японии была создана еще до Первой мировой, пережила серьезные испытания и восстановилась с нуля буквально за пять лет.

И с тех пор практически не изменилась.

Также рекомендую к прочтению:

Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!

С уважением, Владимир Воробьёв

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад, если поставите лайк и подпишитесь на канал - удачи на дорогах!

Авто
5,66 млн интересуются