Появление в начале этого года новых Вест с вариаторами вызвало множество оценок и суждений о перспективах трансмиссий. Дело в том, что надёжность и долговечность вариатора - это не только правильная установка на машину, но ещё и грамотная настройка агрегата.
А с этим пунктом бывает по-разному. По крайней мере на Ладу Весту последний раз CVT-коробку ставили ещё в 2015 году. Практически сразу с появлением на конвейере вариатора JF015E специалистами были изучены доступная в интернете документация, описание и отзывы о конструкции.
И надо сказать, прогноз получился неутешительным. Несмотря на то что коробка JF015E - это, по сути, упрощённая копия очень неплохого «японца» JF011E, сделать новый вариатор более надёжным и ресурсным точно не получилось.
Проблемы прототипа
Кстати, и прототип тоже нельзя было назвать идеалом надёжности. Как и все вариаторы, модель JF011E была крайне чувствительна к перегреву, к низкому качеству обслуживания и быстро теряла работоспособность толкающего ремня, конусов и подшипников.
Последние приходилось менять уже при пробеге в 40-50 тысяч километров. У нового JF015E изменили размеры пары конусов и параметры толкающего ремня. В планах было выйти на обеспечение крутящего момента до 160 Н•м, а заодно максимально снизить износ поверхностей.
В данный момент сухой износ этих двух деталей считается основной причиной преждевременного выхода из строя вариатора. Это действительно наиболее уязвимое место любого вариатора.
Кстати, по отзывам, у одного из владельцев Весты с вариатором 2015 года выпуска машина прошла более 350 тысяч километров. Владелец авто объясняет большой пробег тщательным обслуживанием и регулировками, более частой сменой гидравлической жидкости и очень аккуратным стилем вождения.
Конструктивные изменения
Уменьшенные размеры конусов потребовали более высоких оборотов вращения и автоматически снизили диапазон регулирования передаточного числа. Поэтому в конструкцию вариатора добавили дополнительную двухступенчатую планетарную передачу.
Коробка стала более выносливой, но от проблем всё равно уйти не удалось. Высокие обороты шкивов выводили из строя шарикоподшипник со втулкой уже на 40 тысяч километров.
Новый JF015E получил сразу несколько изменений в конструкции, которые должны были устранить все проблемы 2015 года. Во-первых, подшипник заменили с шарикового на роликовый, и это сразу сказалось на ресурсе.
По крайней мере после 100 тысяч километров пробега состояние подшипника не вызывало нареканий. Причём это была не однократная проверка вариатора на конкретной модели, а выборочная проверка сразу на нескольких машинах разных моделей.
Улучшения в планетарной передаче
Кроме подшипника была изменена технология изготовления большой (солнечной) шестерни планетарной передачи. Понятно, что при проектировании модели «15Е» производители экономили даже в тех местах вариатора, где японские инженеры считали экономию бессмысленной.
На старых JF015E солнечную шестерню сваривали обычным способом из двух половин, и шов мог разрушиться. Сейчас шестерню усилили, причём с двойным запасом, ввели обязательный неразрушающий контроль и проверку качества шва. Так что по этому узлу проблем явно не будет.
Из наиболее нагруженных элементов вариатора кроме подшипников нужно отметить ремень. Из-за больших оборотов толкающий ремень довольно быстро истирается, а при повышенной температуре и загрязнённом масле процесс идёт очень быстро.
Рекомендации по обслуживанию
Так что будет полезным на 100 тысяч километров просто заменить ремень. А заодно и тарелки на конусах. И проверить состояние редукционного клапана. Из-за мусора, скопившегося в картере вариатора, его начинает подклинивать.
Это недорого, но как минимум добавит в ресурс вариатора ещё сотню тысяч километров. Самая дорогая часть нового JF015E - это гидроблок, штука сложная и крайне чувствительная к качеству масла и наличию абразива и стружки в гидравлической жидкости.
Естественно, на первых 50 тысяч километров истирание и накопление грязи самое интенсивное. Поэтому, чтобы не менять потом весь гидроблок, нужно стараться почаще промывать картер, регулировать блок, естественно менять фильтры и отмывать от налипшей дорожной грязи охлаждающие поверхности коробки.
Но даже если не повезло и механик на сервисе допустил оплошность или ошибку, блок на новом JF015E вполне можно восстановить. Причём восстановление соленоидов - это уже вполне рутинная операция. Но опять же, она потребуется лишь для чрезвычайных ситуаций.
Итоговая оценка ресурса
В общем и целом ресурс нового JF015E достаточно большой, если конечно хоть что-то делать для сохранения работоспособности вариатора. Самое доступное - это обеспечение нормального охлаждения, не перегревать вариатор и регулярно следить за состоянием гидравлической жидкости.
Правило простое: чем чаще меняешь и промываешь, тем дольше ездишь до капитального ремонта. Ну и конечно, масло должно быть пусть не оригинальным, но нужной спецификации и однозначно высокого качества.
Также рекомендую к прочтению:
Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!
С уважением, Владимир Воробьёв