Машины, привезённые по схеме параллельного импорта, начали предлагаться с довольно существенными скидками. И это реальный факт, а не реклама компаний-посредников. Казалось бы, спрос на параллельные авто только растёт, и естественно, по законам рынка машины должны дорожать.
Но в реальности происходит нечто другое. Так, например, популярная модель BMW X3, за которую в начале года просили 8,5 миллиона рублей, а речь идёт об абсолютно новой машине, сейчас выставлена на продажу почти на миллион дешевле.
Более того, даже более дорогие X3 Long предлагаются на 10-15% дешевле прежних цен. Интересно, что сильнее всего подешевели самые популярные, топовые версии машин.
Снижение цен на популярные модели
Так, например, лидер продаж бренда, кроссовер Toyota RAV4, упал в цене также на миллион рублей. А тот же Highlander продаётся дешевле на 1,5 миллиона рублей. И таких случаев более чем достаточно, причём большая часть сниженных цен случается в автосалонах крупных мультибрендовых дилерских компаний.
С одной стороны, у таких посредников всегда есть свободный капитал, они увереннее чувствуют себя на внешнем рынке и естественно могут получать от продавцов серьёзные скидки при закупке больших партий товара. Но дело не только в этом.
Николай Иванов, директор департамента продаж новых автомобилей компании «Рольф», прокомментировал ситуацию в совершенно неожиданном ракурсе. По его мнению, причиной снижения цен стал не увеличившийся оборот или спрос на авто, а простое изменение курса юаня к рублю.
Влияние валютных курсов
Сейчас за один юань дают 11 рублей, и этот курс остаётся стабильным последние несколько месяцев. Был небольшой скачок месяц назад, но буквально в пределах нескольких процентов. Более того, рубль относительно юаня укрепляется примерно с темпами 2,45% в месяц.
То есть российская валюта растёт и укрепляется. В начале года тот же юань стоил 14 рублей, а это почти на 20% дороже, чем нынешние котировки. По мнению Николая Иванова, машины, поставленные по схеме параллельного импорта, дешевеют из-за курсовой разницы рубль-юань.
Никаких других объективных причин для падения цен не просматривается. Мнение директора департамента продаж новых автомобилей компании «Рольф» можно несколько дополнить.
По статистике поставки машин по схеме параллельного импорта через Китай на сегодня по объёмам примерно на третьем месте. Основная часть «параллельных» машин ввозится частными лицами и компаниями из Японии и Южной Кореи.
Курсы валют других стран
Можно посмотреть на курсы валют этих стран за период с начала 2025 года. Например, курс вона, валюты Республики Корея, был самым высоким в январе 2025 года - это примерно 1 KRW = 0,07 рубля. Сейчас курс снизился до уровня 0,05 рубля за один вон.
То есть машины, привезённые из Южной Кореи, тоже должны существенно подешеветь, даже больше, чем в случае поставок из Китая. Что касается самых массовых поставок машин из Японии, то курс иены к рублю менялся примерно так же, как и в случае валюты Южной Кореи.
В январе 2025 года за 1 иену давали 0,635 рубля, сейчас рубль подорожал до уровня 53,8 копейки за иену. Конечно, изменения не столь значительны, как в случае Южной Кореи, но тоже на уровне не менее 20%.
Понятно, что есть ещё несколько направлений поставок машин по параллельному импорту, прежде всего из Европы, США и некоторых стран СНГ. Поставки из Европы и США стали дороже, курс рубля к доллару несколько снизился.
Другие направления поставок
Но нужно учитывать, что большинство автомобилей, привозимых из Евросоюза и США, - это дорогие бренды, их количество невелико и не может сравниться с поставками из Китая, Японии и Южной Кореи. Что касается стран СНГ, то здесь ситуация в целом не изменилась.
Ценники на привезённые авто несколько колеблются, но в целом ни удешевления, ни подорожания не происходит. Более того, объёмы поставок через страны СНГ скорее всего вырастут.
Есть ещё один фактор, который заставляет машины параллельного импорта дешеветь. Это существенное изменение законодательства и ставок утилизационного сбора на автомобили, ввозимые частными лицами.
Перекупщики и компании-посредники стремятся поскорее избавиться от таких авто, чтобы через месяц не попасть под увеличенные ставки утилизационного сбора. Так что вполне возможно, что в последующие несколько недель эта категория авто сильно подешевеет.
Также рекомендую к прочтению:
Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!
С уважением, Владимир Воробьёв