Кладбище тяжелого рока усеяно легионами забытых музыкальных легенд. Мы уже исследовали некоторые из них, но это лишь верхушка айсберга. В конце 60-х — начале 70-х годов десятки групп по всему миру выкручивали ручки усилителей на максимум, создавая новый, тяжелый и опасный звук. Многие из них так и не добились славы, но их вклад в формирование хеви-метала невозможно переоценить. Давайте продолжим наше погружение в мир этих буйных рокеров, чье эхо до сих пор слышно в десятках поджанров современного метала.
Granicus – Granicus (1973)
Потерянное сокровище американского хард-рока
Granicus вспыхнули ярко, но очень ненадолго, оставив после себя всего один одноименный альбом. Во главе с вокалистом Вуди Леффелом, чей вой напоминал молодого Роберта Планта, они подписали контракт с RCA Records, но их дебют коммерчески провалился, и группа распалась. Сегодня "Granicus" считается одним из главных утерянных сокровищ американского хард-рока. Это идеальный баланс между зубодробительными боевиками и задумчивыми балладами, а 11-минутный прог-металлический гигант "Prayer" — настоящая жемчужина.
Jerusalem – Jerusalem (1972)
Британская мощь под крылом Иэна Гиллана
Эту британскую группу взял под свое крыло сам вокалист Deep Purple Иэн Гиллан, который стал их менеджером и спродюсировал дебютный альбом. "Jerusalem" — это альбом, опередивший свое время. В нем слышны риффы, которые позже станут характерными для Новой волны британского хеви-метала. Это сырой, прямолинейный и лишенный всякого пафоса хард-рок, похожий на пьяную драку на парковке у паба. Несмотря на совместные туры с Sabbath и Purple, группа так и не добилась успеха, но оставила после себя музыкальные идеи, которые позже подхватят другие.
Dies Irae – First (1971)
Немецкий краут-рок, наркотики и оккультизм
Смешайте дьявольское вдохновение, преданность галлюциногенам, краут-рок, хард-рок, блюз и прог, и вы получите немецкую группу Dies Irae. Их единственный альбом "First", спродюсированный легендарным Конни Планком, наделал шума после выхода. Радиостанции отказывались его крутить из-за текстов, пропагандирующих оккультизм и наркотики. Такие треки, как "Lucifer", "Harmagedon Dragonlove" и "Trip", полны зловещей развязности и наркотического угара. Это как если бы Sabbath, Pink Floyd и Ash Ra Tempel вместе объелись транквилизаторов.
Buffalo – Dead Forever (1972) / Volcanic Rock (1973)
Австралийская ярость
Австралийская группа Buffalo в 70-х выпустила несколько убойных альбомов, но их первые два — настоящие сокровища. Это неотесанный, грязный и невероятно мощный хард-рок, который оказал огромное влияние на всю австралийскую паб-рок сцену (включая Rose Tattoo). Сложно выбрать, какой из альбомов лучше, но оба они являются эталоном брутального и бескомпромиссного австралийского рока.
Toad – Toad (1972)
Швейцарские предтечи Krokus и Celtic Frost
Группа Toad заложила фундамент для будущих швейцарских метал-экспортов. Основанная участниками краут-рок группы Brainticket, Toad пошли по пути хард-рока. Их гитарист-виртуоз 'Вик' Вержеат, как истинный последователь Хендрикса, часто играл на гитаре зубами. Их музыка — это горячий, джемовый пауэр-трио-рок, а их концертные записи — настоящие фейерверки.
Cactus – Cactus (1970)
Американская супергруппа и шред-фестиваль
Cactus сложно назвать совсем уж неизвестной группой, но их дебютный альбом удивительно мало кто слышал. Основанная ритм-секцией Vanilla Fudge, группа изначально должна была включать Джеффа Бека и Рода Стюарта. В итоге состав получился другим, но не менее мощным. Их дебют 1970 года — это настоящий фестиваль гитарного шреда, обжигающий буги-рок и ураганные джемы. Это 40 минут первоклассного, запредельно тяжелого рока.
T2 – It’ll All Work Out in Boomland (1970)
Прогрессивный рок с гаражной яростью
Прогрессивный рок оказал на метал не меньшее влияние, чем хард-рок. И британское трио T2 — яркое тому подтверждение. Их единственный альбом, записанный оригинальным составом, — это огненная смесь стратосферных прог-мелодий, гаражного рока и обжигающего блюза. Гитарист-вундеркинд Кит Кросс, которому на момент записи было всего 17 лет, выдает невероятно энергичные и мрачные партии. Альбом одновременно грувовый и фантастически интенсивный.
High Tide – Sea Shanties (1969)
Лучший прото-метал альбом, который вы никогда не слышали
Еще до того, как Black Sabbath выпустили свой дебют, британцы High Tide уже записали настоящий прото-металлический шедевр. В их музыке гениально переплетаются скрипка будущего участника Hawkwind Саймона Хауса и невероятно тяжелая, искаженная гитара Тони Хилла. Такие треки, как "Futilist’s Lament" и "Death Warmed Up", — это одни из самых тяжелых записей 60-х. Это безусловный, неоспоримый и неопровержимый шедевр, который обязан услышать каждый.
May Blitz – May Blitz (1970)
Британский ответ на Black Sabbath
Дебютный альбом May Blitz стоит в одном ряду с дебютом Black Sabbath как один из основополагающих британских тяжелых альбомов. May Blitz были не такими тяжеловесными, как Sabbath, но то, чего им не хватало в массе, они компенсировали широтой музыкального кругозора. Это электризующая смесь думового рока, заоблачных риффов и психоделии. Их два альбома показывают трио, которое максимально использует возможности (и громкость) своего звука.
The Third Power – Believe (1970)
Бунт из Детройта
MC5 были не единственными, кто «вышибал джемы» в Детройте. Трио The Third Power на своем единственном альбоме выдало порцию exhilarating (бодрящего) психоделического хард-рока. Их лейбл не знал, что делать с таким воющим релизом, и быстро от них избавился, но гитарные истерики Дрю Эбботта звучат бодряще и по сей день.
Flower Travellin' Band – Satori (1971)
Японский шедевр и психоделическое путешествие
Если смешать лучшие элементы "Immigrant Song", "In-A-Gadda-Da-Vida" и "Black Sabbath", а затем добавить к ним психоделию, вы получите Flower Travellin' Band. Их альбом "Satori" — это 42-минутный шедевр, пятичастная сюита, которая отправляет слушателя в путешествие на край вселенной. Здесь есть все: пронзительные гитары в духе нью-йоркской сцены, новоорлеанский блюз, эксцентричный лондонский рок, а также африканские, ближневосточные и азиатские мотивы. Один из лучших тяжелых альбомов, когда-либо выходивших в Японии.
Sir Lord Baltimore – Kingdom Come (1970)
Первый настоящий метал-альбом Америки
Дебют Sir Lord Baltimore — это прыжок от прото-метала к полноценному металу. Ходят слухи, что это был первый американский альбом, к которому применили термин «хеви-метал». Записанный в студии Хендрикса Electric Ladyland, "Kingdom Come" — это оглушительная батарея сырых, искаженных блюзовых риффов. Многие считают его первым настоящим метал-релизом Северной Америки.
Elias Hulk – Unchained (1970)
Встреча старой гвардии с новой
Elias Hulk на своем единственном альбоме смешали все оттенки гитарного рока той эпохи: британский блюз, прог, краут-рок и психоделию в духе The Doors. Эта эклектичность, возможно, и помешала им добиться успеха, но сегодня "Unchained" представляет собой увлекательное путешествие по плодородной музыкальной территории, где хиппи-рок встречает своего более жестокого потомка.
Fuse – Fuse (1969)
Будущие звезды Cheap Trick играют хард-рок
Эта группа в основном известна тем, что в ее составе были Рик Нильсен и Том Петерссон, будущие участники мега-успешных Cheap Trick. Но на их единственном альбоме вы не найдете глянцевого поп-рока. "Fuse" — это малоизвестное сокровище, смесь мелодичных джемов на клавишных и блюзового хард-рока с кипящим под поверхностью прото-металом.
I Drive – I Drive (1972)
Недооцененный тяжелый орган-рок
Манчестерская группа I Drive годами оттачивала свое мастерство в клубах Германии. Их единственный альбом — это тяжелый, пропитанный фуззом гитарный и органный рок в духе ранних Deep Purple и Uriah Heep. Из-за проблем с лейблом альбом почти не распространялся, но сегодня он является отличным примером сильно недооцененного тяжелого рока той эпохи.
Kraftwerk – Live on Radio Bremen (1971)
Когда Kraftwerk играли стоунер-метал
Kraftwerk в списке прото-метала? Да! Этот бутлег 1971 года, записанный составом с Клаусом Дингером и Михаэлем Ротером, представляет легендарных пионеров электроники в совершенно ином свете. Более часа они играют колоссальный, качающий, почти думовый стоунер-метал, вдохновленный Black Sabbath и Jimi Hendrix. Это уникальный взгляд на то, каким мог бы быть «моторик-метал», и захватывающая сноска в истории рок-н-ролла.
Josefus – Dead Man (1970)
Грязный блюз и южный прото-метал
Техасцы Josefus взяли южный рок, блюз и буги, отвергли «власть цветов» и создали свой собственный, опасно перегруженный рок-н-ролл. Их альбом "Dead Man" — это фантастически грязная и сырая запись, а 17-минутный заглавный трек — это хаотичный джем, который заставит вас плакать и вопить от радости.
Pentagram – First Daze Here (The Vintage Collection) (1972-1976)
Рождение американского дума
Включать Pentagram в этот список — почти читерство, ведь они — легенды дума. Но невозможно говорить о прото-метале, не упомянув их. Этот сборник ранних демо, репетиционных записей и джемов 70-х годов — это чистое, неразбавленное воплощение первобытного дума. Здесь есть все, что нужно знать о проблемном вокалисте Бобби Либлинге и непреходящем наследии его группы. Если вы хотите отправиться в прошлое, чтобы увидеть рождение дума, Pentagram — идеальная отправная точка.