Кладбище тяжелого рока усеяно легионами забытых музыкальных легенд. В конце 60-х — начале 70-х годов, когда «Эра Водолея» начала угасать, ее сладкоголосую психоделию и миролюбивый настрой атаковали новые, невероятно громкие и злобные звуковые силы. На смену цветам и улыбкам пришли стальной скрежет, мрачные риффы и первобытная ярость — предвестники восхождения хеви-метала.
Споры о том, кто был первым, бесконечны. Можно копнуть в 50-е и найти корни метала в блюзе Вилли Джонсона и гитарном рокоте Линка Рэя. Можно указать на Cream с их альбомом "Disraeli Gears" (1967) или на неоспоримую классику прото-метала — "In-A-Gadda-Da-Vida" (1968) от Iron Butterfly. А как же "Vincebus Eruptum" (1968) от Blue Cheer, этот триумф нарождающейся тяжести?
В конечном счете, в генофонд хеви-метала можно занести всех, кто в те годы выкручивал ручки усилителей на максимум. Суперзвезды той эпохи, такие как Black Sabbath, Led Zeppelin, Deep Purple, Jimi Hendrix, Hawkwind, King Crimson и Uriah Heep, хорошо известны. Но существует бесчисленное множество менее знаменитых, но не менее важных групп, которые питали машину тяжелого металла, и многие из них были куда интереснее своих более известных собратьев. Давайте погрузимся в мир этих буйных рокеров, чье эхо до сих пор слышно в десятках поджанров современного метала.
Speed, Glue & Shinki – Eve (1971)
Японский психоз и химия разрушения
Этот альбом 1971 года — настоящий пир обжигающего и зачастую кривого тяжелого блюза. Трио, собранное в 1970 году, состояло из гитариста Синки Чена (японского ответа Джими Хендриксу), басиста Масаёси Кабе и филиппинского вокалиста и барабанщика Джоуи Смита. Название группы родилось из привычек ее участников: Кабе в юности нюхал клей (glue), а Смит увлекался амфетаминами (speed). Они записали всего один альбом, "Eve", но низкие продажи и острая неприязнь Кабе и Синки к личным привычкам Смита быстро похоронили группу. "Eve" — это 35 минут эксцентричного, пропитанного наркотиками тяжелого блюза.
Captain Beyond – Captain Beyond (1972)
Космическая одиссея супергруппы
Состав Captain Beyond выглядел как рецепт гарантированного успеха: бывший вокалист Deep Purple Род Эванс, экс-барабанщик Джонни Уинтера Бобби Колдуэлл и два участника Iron Butterfly — гитарист Ларри «Носорог» Райнхарт и басист Ли Дорман. Их одноименный дебют 1972 года — один из лучших альбомов в истории тяжелого рока. Это смесь джаза, фолка, прога и космического хард-рока, где каждый трек плавно перетекает в следующий. Сложные инструментальные пассажи, постоянно меняющиеся размеры и голос рок-бога Эванса создают вневременной шедевр. К сожалению, после менее удачного второго альбома магия исчезла, но их дебют остается образцом изобретательного и астрономического рока.
Heavy Cruiser – Heavy Cruiser (1972)
Случайный шедевр фузз-рока
Иногда лучшие вещи происходят случайно. Канадский рокер Нил Мерриуэзер привел в студию участников калифорнийской блюз-рок-группы Mama Lion и, почти непреднамеренно, записал два великолепных альбома под вывеской Heavy Cruiser. Это были скорее сборники идей и импровизаций, чем продуманные записи. Но результат впечатлил всех, и демо-записи были выпущены как полноценные альбомы. Дебют 1972 года — это тяжелая, психоделическая дуэль гитары и органа, пропитанная дисторшном и джемовой свободой. Это настоящий праздник для любителей фузза.
Wildfire – Smokin' (1970)
Редкая жемчужина из Техаса
Нет ничего слаще для коллекционера, чем найти редкий частный пресс. Альбом "Smokin'" техасского трио Wildfire — именно такой случай. Записанный в 1970 году как демо для лейблов, он в итоге был продан крошечным тиражом в хэдшопах Калифорнии. И он полностью оправдывает свое название ("Дымящийся"). Более чем десятиминутный трек "Quicksand" — это настоящее путешествие по тяжелым психоделическим лабиринтам, а "Stars in the Sky" — грохочущий хард-рок с отчетливым запахом марихуаны. Идеальная музыка для тех, кто любит «вдохнуть, подержать и кашлянуть».
Machine – Machine (1970)
Голландская эксцентрика с духовыми
Роттердамская группа Machine на своем единственном альбоме 1970 года смешала психоделию, прог и хард-рок с обильным использованием духовых. Флейта, кларнет, саксофон и труба здесь выступают наравне с гитарами и органом. Это уникальная смесь фанка, эйсид-рока и тяжелых, почти думовых композиций вроде "Old Black Magic" и "Lonesome Tree". Альбом является ярким примером нидербит-сцены и европейского андеграундного психоделического рока.
Hard Stuff – Bulletproof (1972)
Британская мощь и несбывшиеся надежды
После ухода из Atomic Rooster гитарист Джон Дю Канн вместе с барабанщиком Полом Хэммондом и басистом Джоном Густафсоном из Quatermass создал трио Hard Stuff. Они подписали контракт с лейблом Deep Purple и выпустили два альбома, но их карьеру оборвала автокатастрофа. Их дебют "Bulletproof" (1972) — это непризнанный триумф буйных гитар и громоподобных барабанов. Такие треки, как "Sinister Minister", гудят и тлеют, как электростанция на грани взрыва. Это один из самых мощных альбомов британского хард-рока начала 70-х.
Warpig – Warpig (1970)
Канадские лидеры, а не последователи
Когда заходит речь о самых «прото-металлических» группах, канадцы Warpig всегда оказываются в числе первых. Их одноименный дебют 1970 года часто сравнивают с Uriah Heep или Deep Purple, но важно помнить: Warpig выпустили свой альбом раньше, чем многие работы, с которыми их сравнивают. Они были лидерами, а не последователями. Такие треки, как "Flaggit" и "Tough Nuts", — это образцы раннего североамериканского метала, и их вклад в эволюцию жанра неоспорим.
November – En ny tid är här… (1970)
Шведский металл на родном языке
Стокгольмскую группу November часто называют первой настоящей прото-метал-группой Швеции. Вдохновляясь Blue Cheer и Cream, они нашли свою силу в уникальном сочетании тяжелого рока со скандинавскими мелодиями и решением петь на родном языке. Их дебютный альбом "En ny tid är här…" («Новое время здесь...») — это радостное столкновение блюза, фолка и хард-рока, созданное для максимальной громкости. И пусть вас не смущает шведский язык — это доказательство универсальной притягательности первобытного рок-н-ролла.
Blackwater Park – Dirt Box (1971)
Немецкая грязь и вдохновение для Opeth
Доказательство влияния этой немецкой группы можно найти в названии одноименного альбома шведских прог-дэт-гигантов Opeth. Дебют Blackwater Park "Dirt Box" (1971) — это смесь джаза, прога, спейс- и гаражного рока, покрытая толстым слоем грязи. Хотя фронтменом был англичанин, альбом пропитан тем духом освобождения, который царил на немецкой сцене 70-х. Эпический трек "Rock Song" — это кульминация их творчества, долгий эйсид-роковый угар с нотками мистицизма.