Может ли Федор Бондарчук сравниться с Сергеем Бондарчуком? Можно ли сравнить Алису Гребенщикову с ее папой?..
Все корифеи советских комедий – Эльдар Рязанов, Леонид Гайдай, Марк Захаров и Георгий Данелия – перестали снимать отличное кино как-то одновременно.
Нет, съемок в принципе они не прекратили. Но разве можно сравнить, допустим, «Операцию "Кооперацию"…» с кино-приключениями Шурика? Или «Тихие омуты» – со «Служебным романом» и «Жестоким романсом»?
Пожалуй, правильнее всех поступил Марк Захаров, который после 1988 г. фильмов уже не снимал.
Кто-то называл причины такого снижения качества. Например, у Эльдара Рязанова ушла из жизни супруга, которая раньше во многом влияла на его вкусы, съемки и проч.
Однако не только ведь у Рязанова комедии стали не настолько искрометными, как раньше.
Можно ли на одну доску поставить «"Юнону" и "Авось"» Алексея Рыбникова и современные мюзиклы? А рок советский и нынешний?
Если посмотреть непредвзято на то, что сейчас возникает в кино и музыке, можно сказать – да, есть отдельные таланты, шедевры, но в целом, по большому счету нет тенденции ВАХ:
- золотая эра кино была в советский период;
- музыка в СССР была более интересной, чем сейчас;
- книг тоже было больше именно глубоких, талантливых, а не просто хороших.
Одна из причин проста и сложна одновременно: многие творцы «заигрались» в «крутых». Вспомните, сколько в 1990-е гг. стали снимать фильмов с бандитами, перестрелками…
Даже мэтр комедии Гайдай умудрился поставить детектив, хотя и веселый. Правда вот, многие ли сегодня раз за разом пересматривают его картину, которую сам он назвал шпионской: «На Дерибасовской хорошая погода…»?
Кстати, это был последний фильм Леонида Иовича. В нем, вроде бы, было всё: отличные актеры, музыка, любимые режиссером трюки… Не было одного, самого главного: он не смешил, как советские комедии Гайдая.
А уж о нынешних ремейках комедий Гайдая с Рязановым мы и вообще молчим. Их в принципе мало кто видел. И уж тем более почти никто не пересматривает по второму кругу.
Кроме того, часть писателей, певцов и проч. банально уехали «за бугор».
Добавим к этому особенности образования, в которое включены те, кто вступает в мир творчества сегодня:
- на смену сакрального «Твое Величество Политехнический» пришел «политех»;
- вместо «учиться, учиться и учиться!» стала устойчивой формула «поколение ЕГЭ»;
- произведения искусства «измеряются» хайпом, рейтингами;
- дошло до того, что многое не только в промышленности и медицине, но и в творческой сфере генерится с помощью искусственного интеллекта…
Еще одну причину в разное время озвучивали различные авторы: когда пропадают барьеры, неинтересно творить. Больше стимулов что-то создавать, когда… кто-то мешает. По принципу запретного плода.
Так они и считают: мол, в советское время была колоссальная цензура, поэтому на волне противоречия хотелось ей противостоять; с 1990-х гг. пошла волна вседозволенности – и бороться стало не с кем. А самовыражаться без борьбы скучно.
Смогли бы сегодня Владимир Высоцкий надрывно исповедоваться со сцены, а Виктор Цой требовать перемен?.. Да, они писали бы новое. Но какого качества?
Важным выглядит и то, что истончилась связь поколений. Преемственность ныне существует, но всё больше в экономической среде. В творчестве же… даже если человек родился в творческой династии, он от опыта предков радикально отстраняется, конъюнктурно пытаясь нащупать текущие требования аудитории.
Главное же – в том, что, если можно так выразиться, в последние 2-3 десятка лет пропала общая искра (читайте об этом подробнее пост «Гении рождаются в одно время и в одном пространстве: 4 ярких примера»).
Да, сейчас немало талантов во всех сферах. Однако многие из них – те, кто начинал еще в советское время. Допустим, Никита Михалков продолжает снимать фильмы, Евгений Миронов – в кино играть…
А кого-то из тех, кто появился в культуре уже после (!) 1990-х гг., можно ли назвать гением?..
Друзья, а как считаете вы: создавалось ли что-то шедевральное в культуре с конца 1980-х гг. и почему?
И в развитие темы читайте Дзен-посты «Почему, уходя из КВН, его актеры делаются такими несмешными», плюс «""Юнона" и "Авось"" – это не про любовь и не только "Белый шиповник"», ну и «Так где же она, эта зыбкая грань между рок- и поп-музыкой?», конкретно «3,5 причины, почему я не люблю, когда перепевают Виктора Цоя» и близкое ему «О чем бы в наши дни пел Цой».
#кино #знаменитости #культура #телевидение #искусство #песни #русский рок