Чем различаются рок- и поп-музыка?
Вам наверняка знакома непримиримость между теми, кто любит эстраду, и теми, кто называет их попсой.
Более того, эти группировки даже внутри себя разделяются. Например:
- поклонники классического рока слушают из всех Цоев исключительно Виктора и не признают за своих тех, кто слушает Аниту и ездит на «Нашествие»;
- а те, кто туда ездит, в свою очередь, считают классический рок устаревшим, за настоящий же рок признаю́т современный – вместе с Земфирой и проч.
А если вдуматься: так в чем же разница между рок- и поп-музыкой?
Самое смешное: сколько бы я ни спрашивала в разное время у поклонников обоих этих направлений, включая поднаправления в виде рока старого и нового, – никто мне толком не раскрыл, где же тут граница.
Всё буквально зиждется на зыбком восприятии: вот это – оно, а это – фу.
Так, может, особой разницы и нет?
Однако, если ты, допустим, в текст своей песни введешь слова а-ля «город – джаз, город – блюз, город – рок-н-ролл», она от этого более рóковой не станет.
Конкретно тут процитированы слова песни группы «Браво», работающей в стиле бит, который стои́т примерно между рок- и поп-музыкой, но все же ближе к року. Однако, опять же, это сугубо по ощущениям. А как же с фактическим состоянием дел? Ведь ощущения у всех разные.
Давайте разберемся, какие различия выделяют специалисты… и правы ли они – ну, или совпадают ли наши с вами ощущения с их оценками.
1. Если брать именно то, как задумывался сам жанр изначально (а не то, в какой вид его привели люди, желавшие к нему подвизаться), рок в большей степени зависит от инструментов. Речь прежде всего о гитарах и ударных.
Впрочем, вот незадача: а где мы видели эстраду без инструментов? Причем как ударные, так и гитары там тоже вполне себе присутствуют.
2. По определению рок, зародившийся конкретно как рок-н-ролл, обязательно подразумевал четкую ритмику, завязанную с конкретной формой движения, по аналогии:
- с roll… Кто сказал – японские суши? Это очень даже аглицкое «кататься», «поворачиваться»;
- shake… И опять-таки не надо гастрономических ассоциаций. Тут это переводится как «трястись», «шататься»;
- twist. Это означает «скручиваться», «вертеться», «извиваться». Да-да, в конце концов «это же вам не лезгинка»;
- swing… Так, второй смысл отбрасываем сразу и даем перевод, уместный в данном случае, – «раскачиваться», «размахивать».
Ну и как вам такие формы движения?
Как тут не вспомнить классическое «Вертись и кричи», больше знакомое нам по Twist and Shout в исполнении ранних битлов, но вообще-то написанное не ими (как многие ошибочно думают), а Филом Медли и Бертом Расселом.
3. Рок-музыка, в отличие от эстрады, акцентирует сильные ритмы. Правда, и представителям рока свойственно порой уходить:
- в лирику, как Пол Маккартни с его разными там «Мишель» и т. п.;
- психоделию, как поздний Джордж Харрисон;
- смежные жанры и поджанры джаз, блюз, панк, кантри и т. п.
Но тут надо различать:
- одно дело – когда такие лирические отступления являются редкими исключениями;
- другое дело – когда бо́льшая часть музыки певца/группы состоит именно из такой вот лирики без пресловутых сильных ритмов (вот почему, к примеру, «Секрет», при всем уважении и симпатии к нему и при всей любви их самих к битлам, по большому счету рок-группой назвать нельзя).
4. Рок не любит повторений, «заезженных» мотивов и популярных аккордов.
Причем речь не о том, чтоб просто сыграть «Лунную сонату» задом наперед, как Джон Леннон, а о том, чтоб придумать что-то совершенно новое, как он же в его собственных песнях.
5. В отличие от поп-музыки, рок не использует простеньких, запоминающихся мелодий с легкими аранжировками, под которые так любят танцевать на дискотеках.
Справедливости ради надо сказать, что даже самые классические рокеры порой этого не избегают. Взять хоть «Странных людей» Джима Моррисона. Но вспоминаем разницу, выделенную нами в п. 3, и прощаем мэтру эту мелодичность. :)
В целом можно сказать, что ключевое отличие рока от попсы – небанальность.
Это касается и музыки, и сопровождающего ее текста.
Даже о самых, казалось бы, привычных вещах можно спеть самым разным образом. Вот сравните, как поют о любви два исполнителя:
«Все говорят, что любовь – это девятый вал…
Любовь – это всё, что мы есть…
Стоя здесь – между востоком и западом»
и
«Моя любовь не грешней, чем казалось,
Но ее у меня не осталось».
Какую из этих песен к какому жанру вы отнесли бы? Сначала подумайте и ответьте на вопрос, а потом читайте статью дальше. ;)
Так вот. Первая цитата – из песни БГ, вторая – из песни Анжелики Варум... Чувствуете разницу? :)
Кстати, манеры исполнения ключевой признак небанальности тоже касается. Причем выкинуть финт наподобие костюма из мяса, как Леди Гага, – это как раз не более, чем квази-, лже-небанальность.
И вот тут важно отличать рок подлинный от разных там квази- и лже-.
Это очень четко говорит о современной культуре, которая всё более упрощается:
- вместо чтения само́й классической книги – быстрое проглядывание аннотации о ней;
- вместо прослушивания интересной песни – ее адаптированная современная перепевка;
- …
А как считаете вы, уважаемые читатели: есть ли разница между рок- и поп-музыкой? И если есть, то в чем она? И что конкретно любите слушать вы?
В продолжение темы читайте Дзен-статьи «3,5 причины, почему я не люблю, когда перепевают Виктора Цоя» плюс «О чем бы в наши дни пел Виктор Цой». И отгадывайте интересные тесты «Понимаете ли вы песни БГ?» и еще «А вы помните песни Виктора Цоя? Проверьте, ответив на 10 вопросов»
#музыка #знаменитости #культура #музыканты #искусство #песни #русский рок