Найти в Дзене

Плохой прогноз для генералов на будущие войны

То, что ситуация на поле боя сегодня меняется кардинально, не писал только ленивый. И я в том числе, хоть и ленивый (в хорошем смысле слова).

А давайте попробуем посмотреть на некоторые интересные тенденции в струе этих перемен, которые мне кажутся заслуживающими внимания, и могут повлечь за собой изменения в других областях.

Ходившие ещё несколько лет назад разговоры о сетевых войнах теперь получили новое наполнение. Многое мы уже видим на экране, остальное, можем себе представить достаточно точно. Сегодняшний уровень технического развития позволяет нам кардинально изменять в обозримом будущем систему управления войсками.

Всего за два-три века мы прошли в этом плане огромный путь. Всё, что мог Наполеон на Бородинском поле, это послать гонца к своему маршалу с посланием. Причём посланием совершенно бесполезным, ибо за время, пока гонец доберётся, ситуация изменится, да и маршалу на месте виднее. А дальше по цепочке — командиры дивизий истолкует приказы в своём видении, и так далее. Тем более, что разбираться, к тому времени, когда станет понятно, что что-то не то и не так, уже не будет смысла. Или не с кем. Я уж не говорю о том, что на решения Кутузова император из Петербурга де-факто повлиять не смог — учитывая расстояния, война могла успеть кончиться.

Сегодня, у нас есть возможность в режиме реального времени наблюдать (причём с разных точек, от общего вида и до камеры на шлеме каждого) действия минимальных тактических единиц и передавать им команды мгновенно. То есть реально командующий армией может управлять конкретным танком, пушкой, даже бойцом. Кто-то скажет, что это не реально? Конечно, руководить действиями каждого из ста тысяч — не реально. Но и не нужно. Для этого, во-первых, есть искусственный интеллект, который (может не сегодня, но точно завтра) сможет оценивать обстановку и подсказывать человеку, на что обратить внимание. Ведь это только кажется многим, что в армии все постоянно сражаются. На самом деле гораздо большую часть боевых действий занимают передвижения. А кроме передвижений существуют многие действия, которые, скажем так, растянуты во времени. То есть вы даёте команду подразделениям на выдвижение на определённые позиции, задаёте артиллерии указания по ведению стрельбы, даёте команду авиации, и пока это всё происходит, есть время. А когда что-то меняется — самолёты легли на боевой курс, пехоты наткнулась на вражеские позиции, то вы даёте новые команды, переключая внимание на ключевые позиции. В зависимости от сложности можно доводить команды на разных уровнях — до командира батальона, роты, взвода и даже боевой группы из пары бойцов. Где важно, смотрите за всем сами, на остальных участках можно доверить на местах, или есть заместители, нижестоящее командование — дивизии, бригады. И контроль даже за небольшой группой не подразумевает постоянного слежения, дали команду выдвигаться и дальше они сами.

То есть мы приходим к тому, что поле боя превращается в подобие компьютерной игры. И я, вспоминая, как разрабатывал алгоритм компьютерных стратегий ещё более полутора десятков лет назад, уже понимаю, насколько сегодня возросли возможности по управлению. И вся разница в том, что вы передаёте команду обученным военному делу людям, которые способны решать проблемы «на земле» гораздо лучше, чем их компьютерные аналоги. И при этом существует вся армейская вертикаль, где командиры разного уровня тоже могут выполнять команды в пределах своей компетенции и не нужно влезать во все текущие мелочи.

И в этом практически уже нет моих фантазий, мы просто сейчас находимся в начальной стадии процесса перехода именно к такой войне.

А причём тут заголовок, скажите вы? Вроде как генералов эта система не отменяет, структура остаётся со всеми звеньями — от взвода до дивизии.

А вот и нет. Как-то я плохо себе представляю современный генералитет, способный играть в компьютерные игры такого уровня. Причём и не только современный, дело тут именно в самой системе. В систему подготовки кадров и дальнейшего роста по карьерной лестнице, данная картина войны не вписывается. Тут нужна параллельная система подготовки нужных кадров или их поиска. Версия о том, что каждого курсанта начнут готовить к сетевому управлению битвами, не прокатит. Если он способный, то ему сразу и командовать на генеральском уровне и не ждать соответствующих звёздочек на погоны лет …цать. Тем более, что рост карьерный может идти в обратном порядке возрастанию возраста. Сетевая война может, и наверняка покажет, что некий сутулый и худой юноша в очках, окажется намного способнее десятка генералов с большими звёздами на погонах. И нужнее, ибо будет одерживать победы, просто переигрывая такого же на другой стороне фронта. А мы к этому уже идём семимильными шагами.

При этом, вся военная существующая структура останется. Просто на всех уровнях управления, военные будут и как прежде выполнять планы и отданные заранее приказы, но все их действия будут контролироваться и координироваться сверху, и кроме, как обычно, приказов от непосредственного начальника, команды могут исходить с самых разных уровней управления. И они будут частью большой игры, в которую играют люди, которых пока в армии нет. Ещё нет.

Возможно, я ошибаюсь, или, что скорее, не смог донести точно свою мысль.

Посмотрим. Сейчас так быстро всё меняется.