Найти в Дзене

Интернет, буддизм и CGI: Мамору Хосода о создании «Летних войн»

14 августа в российский прокат вернулись «Летние войны» — один из самых амбициозных фильмов Мамору Хосоды, вышедший 16 лет назад. Мы в «Покеболе с предсказанием» с радостью поддерживаем релиз, так что перевели архивное интервью режиссера для Gigazine. Там он рассказывает много интересного про замысел и аудиторию, работу с анимацией и озвучанием, а также проясняет степень влияния буддийской живописи. — Кажется, что «Летние войны» появились из-за желание сделать что-то более драйвовое после завершения работы над «Девочкой, покорившей время». Есть ли у вас целевая аудитория, на которую вы ориентируетесь? — Обычно я хочу, чтобы фильм посмотрели люди, которые чувствуют себя похожими на главных героев. В случае с предыдущей работой, «Девочкой, покорившей время», я хотел, чтобы её увидела старшеклассница вроде Макото. Я даже интервьюировал учеников старших классов: наблюдал за ними на улицах, размышлял, о чем они думают, и делал ту историю именно для таких старшеклассников. — Понятно. Значит,

14 августа в российский прокат вернулись «Летние войны» — один из самых амбициозных фильмов Мамору Хосоды, вышедший 16 лет назад. Мы в «Покеболе с предсказанием» с радостью поддерживаем релиз, так что перевели архивное интервью режиссера для Gigazine. Там он рассказывает много интересного про замысел и аудиторию, работу с анимацией и озвучанием, а также проясняет степень влияния буддийской живописи.

— Кажется, что «Летние войны» появились из-за желание сделать что-то более драйвовое после завершения работы над «Девочкой, покорившей время». Есть ли у вас целевая аудитория, на которую вы ориентируетесь?

— Обычно я хочу, чтобы фильм посмотрели люди, которые чувствуют себя похожими на главных героев. В случае с предыдущей работой, «Девочкой, покорившей время», я хотел, чтобы её увидела старшеклассница вроде Макото. Я даже интервьюировал учеников старших классов: наблюдал за ними на улицах, размышлял, о чем они думают, и делал ту историю именно для таких старшеклассников.

— Понятно. Значит, целевая аудитория «Летних войн» — старшеклассники, похожие на Кэндзи, главного героя?

— В случае с «Летними войнами» протагонистом выступает Кэндзи, которого озвучивает Рюносуке Камики, но если посмотреть на постер, то вся семья Дзинноути тоже словно главные герои. Поэтому, например, я хочу, чтобы фильм посмотрели все: от детей пяти-шести лет до бабушек под 90. Конечно, для 90-летней бабушки поход в кино может быть опасен — в зале ведь есть лестницы, — но всё же мне хотелось бы, чтобы она его увидела. Так что целевая аудитория — люди самых разных поколений.

— Сталкивались ли вы с трудностями при создании «Летних войн»?

— «Девочка, покорившая время» была фильмом с ограниченным набором персонажей, но в этот раз есть сцена, где появляется большая семья из 28 человек, и каждый что-то делает. В финале, когда они собираются вместе, их даже трудно увидеть в каждом кадре.

— Действительно, Кэндзи — главный герой, но члены семьи Дзинноути тоже активно действуют, и можно сказать, что они тоже все ключевые персонажи.

— Верно. Было сложно управлять ими всеми одновременно, но когда двигаются все, то сразу ощущается атмосфера кипящей жизни. Думаю, это удалось передать на экране настолько, насколько аниматорам пришлось попотеть.

— Работа была тяжелой, а было ли вам весело?

— Дел было очень много — мы даже сомневались, успеем ли закончить всё в срок. Бывали моменты, когда я говорил, что семья в аниме не очень тщательно прорисована, и, хотя это тяжело, команда справился с этим. После озвучивания мы все собрались и вместе повеселились — думаю, именно это и помогло создать чувство единства, как в настоящей семье.

— Есть ли в «Летних войнах» момент, который стал для вас особым вызовом?

— Думаю, сочетание «цифрового мира» с [реальностью] «семьи / родственников» — довольно редкое явление в истории кино. Я хотел деликатно показать и «виртуальное», и «семейное» не как что-то хорошее или плохое, а как две важные для нас «сети». Первым испытанием было сделать экшн-фильм, где главная роль отведена семье. Раньше я не имел дела с чем-то подобным, поэтому в процессе работы сильно переживал, что любители аниме подумают: «Это что, семья в аниме?». На стартовавших недавно предварительных показах мне сказали, что вышло «интересно». Это убедило мне, что, похоже, получилось. Однако пока премьеры не было, я всё же волнуюсь. В фильме не то чтобы много юных девушек, в основном тети 30-40 лет — для современного аниме это совсем нетипично. Надеюсь, зрители примут этот вызов.

Рабочий материал «Летних войн» (2009)
Рабочий материал «Летних войн» (2009)

— Говорят, что в «Девочке…» у вас много актеров, для которых озвучание не основной профиль, что придало свежести голосам персонажей. В этот раз вы пригласили непрофессиональных сэйю на главные роли с той же целью?

— Дело, скорее, не в «свежести», а в соответствии персонажу. Например, Камики (Рюносуке) — буквально похож на Кэндзи. Когда проект начинался три года назад, ему было всего 12–13 лет, и я не думал, что он будет играть эту роль. Сейчас Камики 16, примерно как Кэндзи, и, хотя он в профессии 14 лет*, у него очень скромный характер. Теперь мне кажется, что никто, кроме него, и не мог сыграть Кэндзи. Конечно, было бы грубо просить Сакаэ Дзинноути, 90-летнюю пенсионерку, изображать молодую бабушку, поэтому я пригласил Сумико Фудзи** воплотить образ бодрой главы семьи с прямой спиной. Для каждой роли я старался выбрать человека, который подходит и по характеру, и по внутренним качествам.

*Рюносуке дебютировал в рекламе Toy Box, когда ему было два годика.

**Актриса также известная под именем Дзюнко Фудзи, которая начала карьеру в 1960-х, снимаясь в фильмах про якудза (например, франшизе «Красный пион»).

— Вот как.

— В касте есть такие известные актеры, как Итиро Нагаи, Тадаси Накамура, Миэко Нобусава, Каори Ямагата и другие, но Нанами Сакураба, сыгравшая Нацуки, до этого никогда не работала с аниме. Её героиня — единственная молодая девушка в фильме, первая красавица школы, и я думал, раз в аниме множество подобных персонажей, быстро найдётся подходящая исполнительница. Я был в этом уверен. Затем начались прослушивания, в которых участвовали сэйю очень высокого уровня, и многие на самом деле хорошо справлялись, но никому роль не подходила как влитая.

— То есть вы представляли Нацуки чуть иначе [чем героинь других аниме]?

— Верно. Поначалу я думал, что быстро найду исполнительницу на роль красивой девушки, но это было моим заблуждением. Во время прослушиваний я понял, что Нацуки — это не просто красивая девушка. Мне нужно что-то вроде невинной простоты 17-летней старшеклассницы, которая втягивает парня [в ситуацию]. Если она будет звучать слишком мило, это всё испортит, а если переборщить с «голосом красивой девочки», то это не подойдет.

— То есть одной миловидности тут недостаточно…

— Было много прослушиваний, пока я не нашел, кого надо. Когда на кастинг пришла госпожа Сакураба, у нее, вероятно, было не так много опыта, но стоило произнести несколько реплик — и я сразу подумал: «Вот она, Нацуки». Точно так же, когда мы работали над «Девочкой, покорившей время», стоило мне услышать голос Риисы Наки, как я мгновенно понял: «Это — Макото». Думаю, дело не в том, хороши или плохи актеры, а в самой роли. Дело же не в том, чтобы просто «сыграть» Нацуки, но в поисках человека, у которого Нацуки уже внутри.

«Летние войны» (2009)
«Летние войны» (2009)

— В этом фильме госпожа Нака исполняет роль Юми Дзинноути — 38-летней тетушки с ребенком. Ей досталась эта роль по той же причине?

— Нака-сан идеально попала в роль Макото, героини «Девочки…», а три года спустя она выросла в очень хорошую актрису. Такие сэйю могут справиться с персонажами, даже если немного отличаются от них. Думаю, тот факт, что Нака-сан играет энергичную 38-летнюю маму с ребенком, далекую от нее самой, является доказательством: она хороша в своем деле. Когда я воображаю персонажей вроде Юми, мне представляется старомодный голос, но мне самому «30 или 40 лет», и я не так уж стар. Сейчас я не могу сделать «взрослый» голос, поскольку еще молодой человек. Думаю, мне удалось передать настоящий образ женщины 30 лет, благодаря исполнению Наки-сан, принявшей этот вызов.

— Действительно, при просмотре у меня не возникло чувства дискомфорта. Немного меняя тему: на мероприятии Tokyo International Anime Fair 2009 речь шла о 3D, вы говорили, что впечатлены трехмерными текстурами фильма «Яблочное зернышко» (2007). Правда, ваша страна ОЗ, созданная с помощью компьютерной графики (CG), удивила меня еще больше. Помог ли опыт коллег вам достичь такого результата?

— Это немного другая история. В «Яблочном зернышке» очень удачная концепция, а компания Digital Frontier, специализирующаяся на передовых CG-технологиях, тогда сделала то, чего никто раньше не делал, хотя многие думали в эту сторону. Они оживили персонажей с помощью toon-рендеринга [или сел-шейдинга]. Я считаю, они с блеском продемонстрировали возможности этой идеи. Однако в нашем случае компьютерная графика несколько иная. Предполагая, что всё будет выполнено при помощи сел-шейдинга, я попросил приложить особые усилия в том, чтобы передать максимально высокий уровень CG [в виртуальном пространстве]. Мир ОЗ очень прост по дизайну — он не перегружен деталями. Однако простота вовсе не означает легкость в производстве: даже для передачи градаций белого уходит масса времени и сил. А ведь там еще примерно миллиард аватаров.

«Летние войны» (2009)
«Летние войны» (2009)

— На Anime Fair я слышал, что каждый аватар из миллиарда уникален.

— На момент Anime Fair фильм еще находился в работе, но в готовом виде это, честно говоря, потрясает. Если смотреть на большом экране в кинотеатре, [это всё] как бы вываливается на тебя, поэтому кажется беспорядочным. В других аниме тоже нередко использует CG, но это обычно не производит такого сильного впечатления. «Летние войны» — это действительно что-то особенное. Работа Digital Frontier здесь просто потрясающая — прямо хочется сказать: «Выкусите!» (Eat Shit!). До сих пор мы в основном обсуждали, как CG выбивается в видеоряде классической анимации и как лучше их совместить, а теперь мне хочется просто сказать: «Посмотрите на это!» (Смеется.)

— Похоже, что образ ОЗ в фильме вдохновлен социальными сетями, вроде mixi и MySpace, но, помимо вещей, знакомым нам по реальному миру, там появляется ИИ под названием Love Machine, который нарушает порядок в ОЗ. Это какое-то предостережение?

— Никакого предостережения… Я всегда пользовался Маком и в плане безопасности у меня никогда не было таких забот, как у пользователей Windows, поэтому такого подтекста в фильме нет.

«Летние войны» (2009)
«Летние войны» (2009)

— Понятно.

— Скорее, я думаю, что интернет-мир интересен сам по себе, даже с учетом подобных неприятностей. Если бы я с самого начала работал на Windows, возможно, получился бы фильм с посланием «интернет пугает», но на Mac, даже когда случаются такие сбои, я испытываю скорее досаду.

— Понял, возможно поэтому, даже когда ОЗ погружается в хаос, атмосфера фильма всё равно остается в довольной светлой.

— Когда-то на Windows произошла утечка файла, но я просто подумал: «Ну, бывает». А вот на Mac теперь почти невозможно смотреть видео. (Смеется.)

— Иногда меры безопасности вызывают неудобства. Сначала Love Machine захватывает аватар Кэндзи, но в итоге у него появился собственный. Он выглядит как нечто мифическое, даже со светящимся ореолом сзади. Почему вы сделали такой дизайн, а не механический?

— Когда я думал о дизайне Love Machine, то пришел к выводу, что ИИ, ворующий аккаунты, должен где-то храниться. В итоге его прообразом стал Дайнити Нёрай, но мне показалось, что будет здорово изобразить его с подсветкой за спиной, пламенем и обилием снаряжения. Тогда я поговорил с господином [Такаси] Окадзаки, который занимался дизайном персонажей для ОЗ, и оказалось, что среди буддийских статуй ему тоже особенно нравится именно Дайнити Нёрай. Так и пришла мысль, что будет свежо и интересно, если враг, угрожающий цифровому миру, будет выглядеть в подобной эстетике. Когда он становится гигантским, ореол разрастается, словно колесо обозрения, а облака придают сцене эффект буддийской живописи. Во второй половине фильма этот буддийский дух особенно заметен.

— Что из отзывов поклонников вас особенно порадовало?

— Для меня лучше всего, если вы порадуетесь и скажете: «Это было по-настоящему весело» или «Я получил огромное удовольствие». Сейчас в кино много сложных историй, а я стремлюсь к тому, чтобы рассказ был легким, а после просмотра осталось чувство радости, поэтому надеюсь, что зрители получали это удовольствие.

«Летние войны» (2009)
«Летние войны» (2009)

— Думаю, этот вопрос вам уже не раз задавали в других интервью, но всё же: есть ли что-то, что вы хотели бы сказать?

— Это интервью можно будет прочитать онлайн. Думаю, не часто встретишь фильм, действие которого, как в «Летних войнах», разворачивается в интернете. Даже если взглянуть на голливудские премьеры этого лета*. Это приключенческая драма в мире, близком тем, кто часто зависает в сети. Конечно, фильм понравится и обычным зрителям, но тем, кто особенно погружен в веб-культуру, найдет в нем больше интересных деталей. Так что, пожалуйста, приходите и посмотрите. Вот так.

*В июле-августе 2009 года в японских кинотеатрах показывали «Вольта», «Гарри Поттера и принца-полукровку», «Монстров против пришельцев», «Перевозчика 3», «Ночь в музее 2», «Хорошего, плохого, долбанутого», «Остров забвения: Харука и волшебное зеркало».

— Последний вопрос: о «Девочке, покорившей время» вы говорили, что хотели передать витальность японских девушек, а в «Летних войнах» — жизненную силу большой семьи. Есть ли у вас уже новые идеи?

— Ну, дальше… «Летние войны» удалось сделать потому, что все посмотрели «Девочку, покорившую время». Так что, если новый фильм выстрелит, появится шанс снять новую работу. Это своего рода цепочка. Надеюсь, зрители получат удовольствие от этой работы, а потом мы сможем придумать что-то новое и увлекательное. Если получу такой шанс, я обязательно сделаю веселую историю.

«Летние войны» (2009)
«Летние войны» (2009)

— Вот и всё. Надеюсь, что «Летние войны» станут большим хитом и приведут к вашему следующему проекту. Спасибо вам за сегодняшний разговор.