В коллекции Государственного исторического музея в Москве хранится небольшая акварель работы некого Ю. Лекса, представляющая собой, как записано в Госкаталоге музейного фонда, «портрет неизвестного офицера армии Царства Польского с орденом Почетного легиона». Датируется рисунок 1832 г. Эта дата указана внизу справа на самом портрете.
Армия Царства Польского, как известно, была создана в 1815 г. вместе с самим Царством, монархом которого стал российский император. В нее вошло значительное количество поляков, офицеров и солдат, ранее служивших в войсках бывшего Герцогства Варшавского, а также польских частях, числившихся на французской службе. При этом им было разрешено носить награды, полученные на службе этих государств, в том числе и за участие в боевых действиях против России. Таким образом, наличие у офицера армии Царства Польского ордена Почетного легиона – это совершенно нормальное и распространенное явление.
Но давайте посмотрим на сам портрет. На нем изображен штаб-офицер (эполеты с бахромой) польского Гвардейского конно-егерского полка (или иначе Полка гвардейских конных стрелков). Именно эта часть носила зеленые мундиры с желтым прикладным цветом (клапан на воротнике, выпушка по борту, обшлага, отвороты фалд, лампасы на рейтузах) и серебряным прикладным металлом (пуговицы, эполеты, шитье).
Между тем при полковом мундире офицер на портрете носит аксельбант, а на поле эполет предположительно видны (четко рассмотреть там сложно, но, похоже, это оно) – выполненные в «контр-металле» (то есть золотые на серебряном поле) вензеля правящего монарха, то есть царя (короля) польского, императора всероссийского. В данном случае это должен быть Николай I. Это свидетельство наличия у персонажа звания флигель-адъютанта, то есть члена Свиты Его Императорского Величества.
На левой стороне груди офицера виден тот самый знак французского ордена Почетного легиона, упомянутый в музейном описании, а чуть ниже – некое темное пятно с желтыми разводами, которое, видимо, представляет собой знак отличия (пряжку) за беспорочную службу.
Итак, вооружившись сведениями, почерпнутыми нами из предметно-бытовых деталей портрета, отправляемся искать штаб-офицера Гвардейского конно-егерского полка армии Царства Польского, имевшего звание флигель-адъютанта. Несмотря на ограниченность имеющегося у нас доступа к польским источникам, шансы на идентификацию личности портретируемого у нас есть – вряд ли в одном полку было много флигель-адъютантов.
В издании «Список лиц Свиты Их Величеств с царствования императора Петра I по 1886 г.» удалось найти следующие сведения по польским (по месту службы, не по этническому происхождению) флигель-адъютантам Николая I
Подчеркиванием отмечен тот человек, про которого удалось найти сведения, что он служил именно в Гвардейском конно-егерского полку. Несмотря на то, что в указанном издании он фигурирует как «Земонка», реальная фамилия его была Зелонка. Звали его Бенедикт. У Бенедикта Зелонки были те награды, которые присутствуют на рассматриваемом нами портрете. В декабре 1809 г. он стал шевалье Почетного легиона (то есть получил его низшую степень), в феврале 1814 г. пожалован следующей степенью ордена и стал его офицером. На знаке офицерской степени ордена Почетного легиона, носившемся на левой стороне груди, на ленте была розетка. На нашем портрете на ленте знака этого ордена видно темное пятно, судя по всему, это и есть розетка. В мае 1830 г. Бенедикт Зелонка получил знак за двадцать лет беспорочной службы.
Высока степень вероятности, что на интересующем нас портрете изображен именно этот человек.
Бенедикт Зелонка родился в 1785 г. в селе Вербовка Сквирского уезда Киевской губернии. В 1808 г. он вступил рядовым в 1-й (польский) полк шеволежер-лансьеров (уланский) Императорской гвардии Наполеона и с того же года принял участие в Испанской кампании, в том числе в знаменитой атаке польских гвардейских улан при Сомо-Сьерре. Затем участвует в Австрийской кампании 1809 г., становится лейтенантом. А потом – Русский поход Наполеона 1812 г., Саксонская кампания 1813 г., Французская кампания 1814 г. В мае 1814 г. вернулся в Польшу и через некоторое время вошел в состав Гвардейского конно-егерского полка. В 1820 г. стал полковником, в 1829 г. пожалован во флигель-адъютанты. Тем не менее, принял активное участие в ноябрьском восстании 1830 г. и боевых действиях против русских войск. После поражения восстания ушел на территорию Пруссии. В январе 1832 г. вернулся в Варшаву, принес присягу Николаю I, был амнистирован. Умер в 1835 г. Вот такой жизненный путь.
Если наша версия верна, получается, что Зелонка, только что амнистированный императором, в 1832 г. позировал в мундире и с флигель-адъютантскими отличиями, «как ни в чем не бывало», «как будто ничего и не произошло». Впрочем, не следует исключать, что рассматриваемая нами акварель выполнена с более раннего портрета 1830 г.
Справедливости ради, следует признать, что есть и контраргументы против высказанной версии о личности изображенного на портрете. Прежде всего не следует забывать, что не о всех польских флигель-адъютантах Николая, упомянутых в «Списке лиц Свиты Их Величеств с царствования императора Петра I по 1886 г.», удалось найти сведения о месте их службы и наградах. Кроме того, в Национальном музее в Варшаве хранится миниатюрный портрет, исполненный неизвестным автором, считающийся более ранним (судя по всему, 1809-14 гг.) изображением Б. Зелонки. И стоит отметить, запечатленный на нем человек не слишком похож на персонажа портрета из ГИМа
Тем не менее, как уже было указано выше, вероятность, что на портрете из Государственного исторического музея изображен именно Бенедикт Зелонка, высока. Как минимум, ее можно принять как вполне рабочую гипотезу.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.