Балерина относилась к своему дому как к продолжению сцены, требуя от пространства той же безупречности, что и от своих арабесков
Майя Плисецкая прожила в трехкомнатной квартире на Тверской почти 30 лет — с 1963 по 1991 год. Великая балерина относилась к своему дому как к продолжению сцены, требуя от пространства той же безупречности, что и от своих арабесков. Квартира № 31 на шестом этаже дома 25/9 напоминала декорации к спектаклю — строгие, изысканные, где нет места случайности.
Главное из статьи:
- Жила в квартире для артистов Большого театра на углу Тверской и Мамоновского переулка;
- Интерьер отражал характер балерины: строгость, изящество, никакого хаоса;
- В доме хранились работы Фернана Леже, литография Марка Шагала и платья от Пьера Кардена;
- Сервировала стол как в лучшем ресторане даже для простого завтрака;
- Супруги Плисецкая и Щедрин 14 раз подряд встречали Новый год с поэтом Вознесенским.
Дом для звезд Большого театра
В 1963 году на гонорары Щедрина супруги покупают квартиру № 31 на шестом этаже дома 25/9 на углу Тверской улицы и Мамоновского переулка. Правое крыло этого здания, построенное в 1936 году, предназначалось для Наркомлеса, а левое, послевоенной постройки (1949) — для артистов и сотрудников Большого театра.
Если идти вдоль улицы, долго искать их дом не придется — фасад этого здания украшен театральными масками. И, разумеется, они здесь неспроста — левое крыло дома строилось специально для тружеников Большого театра.
В этой просторной трехкомнатной квартире они прожили почти 30 лет с 1963 года до 1991 года. В начале 1990-х годов они жили в Мюнхене, но, приезжая в Москву, останавливались именно здесь.
Интерьер как продолжение сцены
Великая балерина жила по тем же принципам, что и танцевала: никакого хаоса, каждая деталь на своем месте, красота в простоте. Ее московская квартира напоминала декорации к спектаклю — строгие, изысканные, где нет места случайности.
Шестой этаж, квартира № 31, черные, оббитые искусственной кожей двери, которые запираются на простецкий замок. Никаких «прихожих», в тамбуре две вешалки для одежды, пуфик, да тесный шкафчик.
Стол на всю ширину гостиной, вокруг него одинаковые стулья. Два неодинаковых кресла, витражи с фотографиями хозяев квартиры — от молодых и задорных, до взрослых и задумчивых.
Спальня великой балерины
Спальня — главным украшением которой является платяной шкаф из карельской березы. Скромная кровать. В гостиничных номерах сегодня кровати часто длиннее и шире. Прикроватные тумбочки, незамысловатые светильники.
В квартире много уникальных фотографий Плисецкой и Щедрина. На момент передачи квартиры музею эта комната была украшена афишами, знаменующими важные события в творческой жизни ее хозяев.
Туалетный столик с тремя зеркалами. Два флакона с парфюмом, кисточка для макияжа. На манекенах пара строгих костюмов покойной хозяйки квартиры.
Коллекция искусства и памятные вещи
В квартире два ярких многоцветных ковра работы французского художника-авангардиста Фернана Леже: один — на полу в кабинете Щедрина, другой — в спальне супругов. Также на одной из стен можно заметить небольшое керамическое панно с инициалами F.L.
Хранители обнаружили в гардеробе, в сундуке, авторскую литографию Марка Шагала с его подписью, которая стала жемчужиной собрания. Особо ценные предметы музея-квартиры — работы Фернана Леже, Анатолия Зверева, Артура Фонвизина, Владимира Шахмейстера.
Здесь экспонируется множество фигурок и статуэток лебедей — подаренных Плисецкой поклонниками, которые напоминают о ее роли Одетты в «Лебедином озере».
Гардероб от лучших кутюрье
Откроешь дверцу гардероба — сразу же костюм сложно-розового оттенка: его специально для балета «Гибель розы» создал Ив-Сен Лоран. «Для меня в мире моды все начинается и заканчивается Пьером Карденом», — говорила Плисецкая.
Одеваться красиво Плисецкая любила всегда. Не всегда балерина была «выездной», и тут выручала спекулянтка Клара, которая закупалась у жен дипломатов и продавала все втридорога.
Чтобы заработать на «кларины сокровища», как уверяла мировая знаменитость, ей случалось даже подрабатывать выступлениями в неведомых домах культуры с полуразрушенными полами на сцене.
Домашний быт с перфекционизмом
Плисецкая относилась к процессу готовки как к медитации — способу переключиться с творческих задач на бытовые, но с тем же перфекционизмом. Сервировка стола была отдельным ритуалом.
Знавшие ее люди рассказывают, что даже простой завтрак подавался как в лучшем ресторане — с правильной посудой, салфетками и цветами. Главным принципом Плисецкой было убеждение, что истинная красота кроется в простоте и гармонии.
Чем больше масштаб личности, тем проще и непритязательней сама личность. А в этой квартире жили две Личности — великая балерина и большой композитор. Жили скромно, просто до незатейливости.
Гости и традиции
В квартире Щедрина с Плисецкой легко сходились звезды, кипела яркая жизнь, рождались шедевры. Здесь бывали Лиля Брик с Василием Катаняном — от них со времен юности у Щедрина осталось: первым делом гостя накормить.
Плисецкая и Щедрин четырнадцать раз подряд встречали Новый год со своим лучшим другом, поэтом Андреем Вознесенским и его женой Зоей Богуславской. Сюда заглядывал не раз Мстислав Ростропович. Бывали многие. Даже голливудская звезда Грегори Пек.
Посередине витража фото гениальной Лили Брик, той самой музы Владимира Маяковского, в доме которой Майя Плисецкая и Родион Щедрин познакомились осенью 1955 года.
Ароматы и детали
Духи Bandit от парфюмера Робера Пиге — впервые этот аромат в коричневом флаконе Плисецкая получила в подарок на Новый год в ночь с 1958-го на 1959-й. Ту новогоднюю ночь молодожены отмечали дома у Лили Брик на Кутузовском проспекте.
Катя стала настоящим членом семьи — домработница, которой Плисецкая и Щедрин купили отдельную квартиру. В последние годы она просто приходила готовить и вести домашний быт.
Философия простоты
Своим талантом и бунтарским духом заставляли вздрагивать добрую половину человечества. А собственные души лечили в тихой квартире со скрипучим паркетом, куцым балкончиком и деревянной дверью.
Ее дом не поражал роскошью или количеством дорогих вещей — он восхищал продуманностью и изяществом каждой детали. В последний раз Майя Михайловна побывала здесь в апреле 2015 года, незадолго до смерти.
Квартира Майи Плисецкой — это портрет женщины, для которой красота была не роскошью, а образом жизни. Каждая деталь интерьера отражала характер великой балерины: строгость без холодности, изящество без вычурности, простота без примитивности. Сегодня эта квартира стала музеем, где можно почувствовать дыхание эпохи и понять, как жила дома женщина, покорившая весь мир.
Вам будет интересно:
Спасибо, что читаете нас! ❤️
Если материал был полезен — поставьте лайк и отправьте другу.
А ещё больше интерьерных идей, советы экспертов и классные румтуры в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, вам точно понравится!