Найти в Дзене
Navygaming Channel

"Когда можно не расходовать учебную глубинную бомбу, но надо опасаться летающей рыбы..." /03-04-01/ Как это заслужить

Свою третью часть автор назвал менее иронично и дерзко, получив нагоняй и советы от своих рецензентов. Здесь он уже не стал шутить, ... не все понимают шутки, сформулировав результат следующим образом: "... это книга которая была написана в моей каюте на протяжении 62 конвоев и 38 ночных патрулирований. И мне кажется, что материал этой книги получен целиком из первых рук, а что касается ее недостатков, то я уверен - все они обусловлены окружающей обстановкой." И кто мы такие, чтобы не согласиться с автором, и не поблагодарить переводчиков? Продолжение, предыдущая глава - ЗДЕСЬ ...Командование я принял весной и тогда же испытал все блага этого моего назначения. Впереди ждало долгое лето с ночами, которые становились все короче, и с хорошей по­годой. Зима же с ее превратностями маячила где-то в дале­кой перспективе. Намечалась и возможность новых реши­тельных военных действий в нашем районе. «Сначала - на Сену!» - вот слова, которые постоянно повторялись на корвете. Мы чувствовали, что о
Свою третью часть автор назвал менее иронично и дерзко, получив нагоняй и советы от своих рецензентов. Здесь он уже не стал шутить, ... не все понимают шутки, сформулировав результат следующим образом: "... это книга которая была написана в моей каюте на протяжении 62 конвоев и 38 ночных патрулирований. И мне кажется, что материал этой книги получен целиком из первых рук, а что касается ее недостатков, то я уверен - все они обусловлены окружающей обстановкой."
И кто мы такие, чтобы не согласиться с автором, и не поблагодарить переводчиков?

Продолжение, предыдущая глава - ЗДЕСЬ

...Командование я принял весной и тогда же испытал все блага этого моего назначения. Впереди ждало долгое лето с ночами, которые становились все короче, и с хорошей по­годой. Зима же с ее превратностями маячила где-то в дале­кой перспективе. Намечалась и возможность новых реши­тельных военных действий в нашем районе. «Сначала - на Сену!» - вот слова, которые постоянно повторялись на корвете.

Мы чувствовали, что ожидаем и готовимся к чему-то большому, и надеялись, что флотилия не останется в сто­роне от главных событий. Я помню наши размышления того времени. Мы полагали, что вполне можем участвовать в десанте на европейском побережье - небольшая осадка и великолепная маневренность «Вингера», казалось, дают все основания держать пари, что так и будет. Мы вполне могли бы перевозить людей и все необходимое, работая на челночных рейсах через Ла-Манш, когда плацдарм в Европе будет окончательно закреплен. Существовала вместе с тем и скверная альтернатива, когда мы могли оказаться вне всех этих событий и продолжали бы проводить конвои вдоль Восточного побережья, пока миноносцы станут перехва­тывать всю радость и весь блеск предстоящих боевых действий.

Матросы спускают шлюпку на борту канадского корвета «Алгома»
Матросы спускают шлюпку на борту канадского корвета «Алгома»

…Тем временем всю весну и начало лета мы продолжали работать по патрулированию и эскортированию конвоев, тренируясь и упражняясь (как мы надеялись) для действи­тельного участия в ожидаемых событиях. Корабль выглядел отменно во всех отношениях, хотя едва ли уместно утвер­ждать подобное в связи с войной.

Если первоначально я считал, что работа по доводке «Вингера» однообразная и нудная - в этом мнении заклю­чалась и моя собственная вина. Оказалось, надо помнить о стольких вещах, предпринимать столько предосторожно­стей, чтобы обеспечить безопасность людей. Я полагал, что есть капитаны, которым беззаботно живется на море, которые по много часов подряд могут не вспоминать про мос­тик и не одержимы тысячей сомнений. Однако я не был в их числе и в те первые дни, и сейчас я не таков, каким хотел бы быть. Это не вопрос доверия со стороны офицеров, это вопрос уравновешивания предоставляющихся возможностей и выбора правильного решения; абсолютная ответственность может строиться лишь на абсолютной уве­ренности, и можно ли этого достичь иначе, как беско­нечным процессом самонаблюдения и повышения самодисциплины?

Что-то могло совершаться неправильно даже в ходе про­стейших операций. Первый номер мог пройти мимо буя. Штурман мог ошибиться в определении местоположения корабля. Пушки могли быть направлены на север, вместо юга. Пока вы не поднялись на мостик, чтобы во всем этом лично удостовериться. Такова была установка моего созна­ния, нервная реакция, которую могло переделать только время. Положение стало улучшаться, когда я стал узнавать способности каждого офицера и полагаться на его рассу­дительность в кризисных ситуациях. Но в самом начале, в первые недели каждый рейс был непрерывным и суро­вым испытанием, которое заставляло меня сомневаться в собственной выносливости и силах. При таких обстоятельствах зима с ее шестнадцатичасовой темнотой могла по­просту доканать меня. Точнее сказать, при такой трате сил я рисковал вообще не увидеть зиму.

Я был в хороших отношениях с вахтенными офицера­ми. Кают-компания «Вингера» выгодно отличалась от кают-компаний других кораблей, сильно «разбавленных» в военные годы случайными призывниками, что значительно ослабляло подобные смешанные команды. Первый лей­тенант, хоть и находился значительное время на берегу, хо­рошо знал свое дело; штурман (младший лейтенант ВМФ) был так компетентен, как только можно желать; артил­лерист (наименее опытный среди наших офицеров) был добросовестен и усерден; гардемарин - молодой человек отличавшийся храбростью и независимостью, готов был вы­полнять мои поручения всю неделю подряд, невзирая ни на какие обстоятельства.

Матросы на корме канадского корвета «Куиснэл» в открытом море
Матросы на корме канадского корвета «Куиснэл» в открытом море

Но я до сих пор хотел, чтобы мне обязательно доклады­вали обо всем, что происходит вокруг... Одним из наиболее ценных качеств хорошего вахтенного офицера является то, что он знает, когда обратиться к капитану, а когда справ­ляться с ситуацией самому. Вахтенный, чье мнение заслу­живает доверия, представляет собой величайшее благо для капитана. Это особенно важно при оценке кризисных си­туаций, что необходимо для всех офицеров, хотя в действи­тельности верную оценку может дать далеко не каждый. Один, сверхрьяный и усердный принимается кричать, за­видя плывущее бревно; другой же (обычно менее опытный) будет продолжать идти полным ходом с отважной незави­симостью даже после того, как вас вызвали на мостик и вы убедились, что на вас со всех сторон устремились корабли, что весь мир перевернулся в полной тьме, отовсюду слыш­ны хриплые голоса сирен, и прямо над поручнями левого борта высится жаждущий растерзать вас волнорез. Когда позднее (зачастую значительно позднее) вы потребуете объяснения, вам ответят, что «сначала все было в норме, но вдруг стало очень плохо» - отчет явно и безнадежно прав­дивый, но не дающий вам ни удовлетворения от оценки прошлого, ни доверия на будущее.

Поскольку подобного рода неопределенность в оценке ситуаций была типичной, то я, стремясь предвидеть и пре­дупредить каждый сложный случай для всех операций у этого берега, составил своего рода инструкцию и включил в один из приказов. Ее текст был следующим:

«Вахтенный офицер обязан вызвать меня при следую­щих обстоятельствах:а) увидев или услышав самолет, который не опознан как дружественны; б) при показаниях гидролокационной станции о нали­чии подводной лодки; в) при появлении любого судна, которое идет в направлении, представляющем опасность для нашего курса (например, патрульный миноносец или тральщик на нашей стороне фарватер); г) заметив ночью заградительные огни или осветитель­ные ракеты; д) при изменении погоды или видимости; е) если буй или плавучий маяк не появились в ожидае­мое время; ж)если корабль эскорта или судно конвоя оставляют свое место; з) при появлении любого судна (принадлежащего эскорту или торгового), которое присоединяется к конвою; и) если возникает вероятность того, что ближайшие суда могут вынудить нас оставить разминированный фар­ватер или выйти за буй, ограждающий затонувшее судно, а также при других опасных преградах; к) при любом сомнении или непредвиденном случае.
Вид с канадского корвета «Камлупс» на канадский корвет «Морден» в открытом море
Вид с канадского корвета «Камлупс» на канадский корвет «Морден» в открытом море

Можно увидеть, что в этой инструкции не оставлено лазеек для неприятных сюрпризов, но даже она не избав­ляет ото всех неожиданностей. Во всяком случае, я сделал все, что мог: инструкция в известной мере ограждала ко­рабль от беды, а меня от угрозы быть разбуженным в лю­бой из двадцати четырех часов.

Мы начали свою работу с выполнения самых разных заданий, которые, несомненно, представляют собой перво­классное тонизирующее средство для корабля и его капи­тана. Первым в этом ряду был перехват и конвоирование пары рыболовецких дрифтеров с беженцами на борту.

Встреча была совершенно случайной. В это утро наш конвой зашел значительно севернее, чем обычно, и я играл подчиненную роль разведчика, находясь мористее него. Воспользовавшись этим обстоятельством, я решил испытать учебную глубинную бомбу, но не попасть на глаза старшему офицеру эскорта, который не любил подобного рода испы­таний вблизи конвоя, и оглушить некоторое количество рыбы, а затем спустить на воду вельбот и собрать ее.

Матросы канадского корвета «Куиснэл» поднимают глубинную бомбу Mk. VII
Матросы канадского корвета «Куиснэл» поднимают глубинную бомбу Mk. VII

И тут впередсмотрящий неожиданно доложил «Объекты по правому борту». Видимость была отличной, и в счи­танные секунды «объекты» были опознаны как пара ма­леньких дрифтеров, идущих значительно дальше южной границы, которую они обычно не пересекали. Внешне они выглядели достаточно безобидно. Я решил, несмотря ни на что, приблизиться к ним - формально, чтобы «произвести окончательное опознание», а в действительности, чтобы убедиться, можно ли не расходовать глубинную бомбу. Дело в том, что команды дрифтеров, которые занимаются рыбо­ловством у этого берега, необычайно щедры и готовы поде­литься уловом, когда бы к ним ни подошел. Однако здесь вскоре обнаружилось и другое обстоятель­ство: когда мы были еще в двух милях от них, вахтенный сигнальщик вдруг крикнул:

-Не думаю, что это британцы, сэр! - Он прищурил гла­за, рассматривая дрифтеры через бинокль. - Какие-то ино­странные знаки... и на бортах нарисованы флаги. Голубой и красный цвет. Какая-то надпись, похоже на норвежском языке, сэр.

Это было совсем не то, чего мы ожидали. Я прибавил ходу, изменил курс, преграждая им дорогу, и на всякий слу­чай объявил «боевую тревогу». Здесь могла скрываться любая уловка - от противолодочного судна-ловушки до разведывательной подлодки, и я вовсе не хотел попасть им на крючок. Когда расстояние достаточно сократилось, ста­ло ясно, что оба дрифтера несли норвежские флаги. На верх­ней палубе у поручней столпились все, кто не был занят у орудий, рассматривая первых визитеров «оттуда», кото­рых мы еще ни разу не встречали.

Это был большой бот, и второй поменьше. У обоих на бортах красовались нарисованные флаги, и оба, по всей видимости, не были вооружены. Люди, собравшиеся у бор­та, во все глаза смотрели на нас, некоторые энергично ма­хали руками, но, конечно же, ничего этого нельзя было при­нимать во внимание, поскольку здесь мог разыгрываться самый простой трюк. Я поднял сигнал по международному коду: «Немедленно остановитесь». Когда приказание было ими выполнено, и мы в полном молчании обошли вокруг них, я застопорил машины и вызвал на мостик первого лей­тенанта.

-Номер первый, соберите абордажную группу, - ска­зал я ему. - Вы и четверо надежных матросов. Возьмите револьверы. Я заставлю этих ребят идти у борта по одному. Первым возьмем большой бот, Когда спуститесь к ним на борт, разыщите капитана, а потом получше осмотрите все судно, какие бы байки они вам ни плели. По-норвежски «руки вверх!»... - Я пытался вспомнить, но безуспешно. – Вероятно, так и есть: «Руки вверх!». Не думаю, что тут воз­никнут языковые трудности. Но ждите сюрпризов. - И за­тем в мегафон (который был хорошо слышен по всей верхней палубе) я отдал приказ: - Орудиям правого борта взять под прицел оба бота. Если они начнут что-то - открывайте
огонь.
Канадский корвет «Камлупс» (HMCS Kamloops) идет в море
Канадский корвет «Камлупс» (HMCS Kamloops) идет в море

После этого снова через мегафон:

-Наведите рупор на большой дрифтер. -Рупор наведен, сэр!

Я перебрал в памяти наиболее общеизвестные английские слова, какие только мог припомнить и сказал: -Идите рядом. Медленно. На один из вас мы бросим трос.

Подтверждая, что приказ понят, махнула рука в иллю­минаторе надстройки; большой дрифтер медленно прибли­зился и встал рядом. Все удалось сделать без применения силы.

Я уже сказал, что мы были готовы к любым сюрпризам, но развернувшиеся затем события едва ли можно было предвидеть. Едва наши борта соприкоснулись, как с пол­дюжины матросов из команды дрифтера начали сгребать со своей палубы рыбу, и на нашу палубу обрушился свер­кающий каскад огромных рыбин. Когда первый лейтенант перепрыгивал к ним на борт, он попал под этот необычай­ный заградительный огонь. Я с яростным напряжением оценивал ситуацию, и мой мозг не мог обнаружить ничего, кроме этой взрывоопасной трески. Я облегченно вздохнул. Несомненно, это были нейтральные суда, и их жест явился лучшей визитной карточкой, которую они могли предъявить.

Через несколько минут горы рыбы выросли до неверо­ятных размеров, и некоторые из наиболее расторопных коков уже заявили о своих правах на нее, первый лейтенант высунулся из рубки дрифтера.

-Все в порядке, сэр, - сказал он. - Это дружествен­ное судно. -Даже еще лучше, - грохочущим голосом ответил я через мегафон, добавив: - Еще раз осмотрите и возвращай­тесь, а им прикажите стоять, пока мы проведем досмотр второго дрифтера. И ради бога, уймите их, чтоб не швыряли больше эту рыбу. У нас ее уже больше, чем надо, и из-за нее корабль накренился на пять градусов.

Первый номер, обыскивая судно, не обнаружил в трю­мах ничего, кроме рыбы и большого количества словоохот­ливых и счастливых пассажиров («Некоторые из них це­ловали меня», - рассказывал он позднее в кают-компании, стараясь придать голосу бесстрастное звучание). Когда второй дрифтер был осмотрен, номер первый явился с докладом.

Матрос на борту канадского корвета «Морден»
Матрос на борту канадского корвета «Морден»

Оба шкипера рассказывали одну и ту же историю (сла­бый запах, в котором я с завистью распознал шнапс, плавал по мостику, когда один из них повествовал о некоторых подробностях). Направляясь в Англию, они пробыли в море десять дней, но сбились с курса (у них не было секстанта, и карты не отвечали требованиям мореплавания). Их бомбили и об­стреливали немецкие самолеты, и теперь они очень рады, что еще раз вырвались на свободу, и не зря несколько меся­цев готовили свой побег.

Я послал сообщение об инциденте и запросил разреше­ния взять задержанных. Тем временем мы продолжали идти вокруг дрифтеров, чтобы держать их под постоянным на­блюдением. (Мы не имели возможности проверить изло­женную ими историю, среди пассажиров могли быть предатели-квислинговцы и шпионы, хотя мы могли и оши­баться. Но это уже забота береговых служб. Моя работа состояла в том, чтобы дрифтеры ни на шаг не отступали от указанного им расположения.)

Справка от автора: Квислинговцы – изменники, предатели родины, сотрудничающие с национальным врагом. Название дано по имени В.Квислинга, лидера фашистской партии в Норвегии, содействовавшего захвату Норвегии гитлеровской Германией в 1940 г.

Однако держать их под на­блюдением на должной дистанции оказалось почти невоз­можным - обретя друга, они собирались повиснуть у него на шее, они следовали за нашей кормой как пара дельфи­нов преследующих кита, повторяя каждую четверть румба нашего поворота. Не имело значения, что я делал - они следовали за мной, словно мы буксировали их на коротком эластичном тросе.

Канадский матрос стоит перед 40-мм зенитной установкой «Пом-пом» на борту корвета «Куиснэл»
Канадский матрос стоит перед 40-мм зенитной установкой «Пом-пом» на борту корвета «Куиснэл»

…Лишь когда на мой запрос пришел положительный ответ я смог прекратить этот круговой парад и взять курс к месту назначения. Я не хотел их обидеть, в особенности после подаренной ими рыбы (к этому времени весь корабль уже пропитался острым запахом жареной трески), но все же есть предел тому, что можно вытерпеть из вежливости даже при сложившихся обстоятельствах.

Мы передали их патрульным тральщикам, в составе трио встречавших нас. Произошло нежное прощание с бурными признаниями и взмахами рук с обеих сторон. Ведущий пат­рульный тральщик спросил (и довольно глупо): «Они опас­ны?», на что я ответил: «Несомненно. Опасайтесь летаю­щей рыбы». К сожалению, я не мог подыскать сигнала, ко­торый соответствовал бы духу вопроса. А ведь как удачно вопрошавший мог бы поддержать свою марку и все выяс­нить, подойди он на дистанцию броска рыбьей тушки.....

Ссылка на продолжение - ЗДЕСЬ.

PS.Кнопка для желающих поддержать автора (знаю что их не будет) - ниже, она называется "Поддержать", )).