Стали известны причины крушения самолета F-35A Lightning II ВВС США на авиабазе Эйлсон (EIL) на Аляске 28 января 2025 года
Согласно официальному отчету о расследовании авиакатастрофы, которое проводилось вместе с инженерами Lockheed Martin, самолет F-35A Lightning II ВВС США, потерпел крушение во время аварийного захода на посадку на авиабазе Эйлсон на Аляске из-за обледенения гидравлической жидкости в системе в шасси, вызванное попаданием в нее воды.
Из-за этого возникла неисправность датчиков «веса на колёсах», вследствие чего электронная система ошибочно зафиксировала нахождение самолёта на земле, система управления самолётом перешла в «наземный режим», а передняя стойка шасси наклонилась влево, что серьёзно ухудшило его лётные качества и сделало самолет неуправляемым.
Известно, что во время этого инцидента, пилот разбившегося F-35A с бортовым номером 19-5535 благополучно катапультировался, получив лишь незначительные травмы.
Самолет стоимостью 196,5 млн. долларов, принадлежавший 355-й истребительной эскадрилье 354-го истребительного крыла ВВС США, разбился в пределах периметра авиабазы. О пострадавших на земле не сообщалось.
В рамках расследования, тестирование показало, что до трети гидравлической жидкости в стойках состояла из воды. Загрязнение, вероятно, было вызвано ненадлежащими условиями хранения и недостаточным контролем программы эскадрильи по работе с опасными материалами.
Следователи выяснили, что бочки с гидравлической жидкостью на авиабазе оставались незащищёнными и подвергались воздействию влажности и неблагоприятных погодных условий во время боевых вылетов, в том числе на авиабазе Кадена в Японии. Более того, за этими бочками не велось должного учёта.
Следователи также назвали в качестве способствующих факторов нарушения процедур технического обслуживания, включая неправильное обслуживание гидравлики и отсутствие процедуры проверки гидравлической системы на наличие воды перед плетом, которую должен осуществлять технический персонал.
Стоит отметить, что всего через несколько дней после аварии F-35A аналогичная ситуация произошла и со вторым самолетом F-35 на авиабазе Эйлсон. При взлете у самолета возникла неисправность шасси. Однако самолет благополучно приземлился. Проверка показала, что в гидравлической системе стоек шасси также присутствовала вода, которая также замерзла, что подтвердило системный характер проблемы.
База ВВС Эйелсон — это важнейший центр противовоздушной обороны северной Америки, расположенный в опознавательной зоне ПВО Аляски. На авиабазе Эйелсон часто проводятся крупномасштабные учения США и союзников, в том числе и ежегодные учения «Red Flag-Alaska».