Найти в Дзене
56-я Параллель

Глава Ростеха Сергей Чемезов: Казанский авиазавод стал "суперсовременным предприятием". Вопрос - где обещанные Ту-214 «Зин»?

Рустам Минниханов и Сергей Чемезов на КАЗ. Кадры 2022 г.
Рустам Минниханов и Сергей Чемезов на КАЗ. Кадры 2022 г.

(Статья была написана практически на «коленке» и больше является «криком души» автора. Так что не судите строго, за грамматику и пунктуацию, так как время на ее проработку не было, от слова «совсем». Прошу понять и простить!!!).

Вчера появилась новость, что 25 августа 2025 года глава Ростеха Сергей Чемезов посетил Казань, где прошло заседание Комиссии по вопросам взаимодействия Республики Татарстан и Госкорпорации Ростех с участием Раиса Татарстана Рустама Минниханова.

В ходе заседания обсуждались кадровое обеспечение промышленных предприятий в регионе и вопросы производства, в том числе и планы по выпуску вертолетов и гражданских самолетов.

Согласно сообщению пресс-службы Ростеха, по итогам мероприятия была подписана Дорожная карта совместных мероприятий Госкорпорации и региона на 2025-2026 годы.

Как сообщил Сергей Чемезов, в рамках данной встречи, что за последние 3 года Казанский авиационный завод стал "суперсовременным предприятием".

Стоит отметить, что в сентябре прошлого года сообщалось, что на Казанском авиазаводе (КАЗ) проходит масштабная реконструкция, в рамках которой проводятся работы по модернизации существующих и строительству новых производственных корпусов.

Среди них - новый центр механической обработки с современными механообрабатывающими станками по производству деталей для гражданских и военных самолетов, новая летно-испытательная база, конструкторский центр, деятельность которого будет направлена на модернизацию самолета Ту-214, а также другие производственный объекты.

По данным ОАК, на сегодняшний день территории Казанского авиационного завода ведутся работы более чем на 20 объектах, работы по которым будут полностью завершены к концу 2026 года.

Однако примечательно то, что в рамках заседания г-н Чемезов вновь заговорил о планах производства самолета Ту-214. По его словам, объем производства самолетов Ту-214 планируется нарастить до 20 штук к 2028-2029 годам.

Сколько будет собрано самолетов в период до 2028 года, Чемезов не стал раскрывать. Также, с чем связан очередной перенос сроков запуска в серию «многострадальной Тушки», и будут ли к этому времени выпускаться модернизированные версии с двумя членами экипажа, глава «Ростеха» также не стал уточнять. Также непонятно, о каком о наращивании производства Ту-214 заявляет Чемезов, если даже первые заказанные самолеты авиаперевозчикам до сих пор КАЗ так и не начал поставлять.

Стоит также отметить, что буквально в июне этого года первый вице-премьер Денис Мантуров заявил, что производить по 20 самолетов ежегодно КАЗ начнет с 2027 года. Однако не прошло и двух месяцев, как глава Ростеха вновь двигает эти сроки вправо. То есть в лучшем случае - с 2028 года.

Более того, Мантуров подчеркнул, что ни о какой модернизированной версии речи на данном этапе вообще не идет, и самолет пойдет в серию с трехчленным экипажем с бортинженером. То есть фактически - в котором самолет и был разработан при Союзе.

Отмечу, что в рамках национальной выставки инфраструктуры гражданской авиации NAIS, которая проходила в начале февраля этого года, глава Мипромторга РФ Антон Алиханов заверил, что первые казанские Ту-214 планируется поставить заказчикам в этом году, в рамках тех планов, которые утверждены в Комплексной программе развития отечественной авиаотрасли до 2030 года, так называемом - КПГА.

Мы на канале уже неоднократно поднимали проблемы по Ту-214. Однако после таких заявлений и разногласий чиновников, вопросов стало еще больше.

Как происходит сборка фюзеляжа Ту-214 на Казанском авиазаводе. Кадры ОАК
Как происходит сборка фюзеляжа Ту-214 на Казанском авиазаводе. Кадры ОАК

Стоит напомнить хронологию. Еще в 2022 году, когда принимались решения по КПГА, г-н Чемезов заверял, что в течении года смогут импортозаместить все комплектующие и системы на Ту-214, а сам самолет пойдет в серию с 2023 года.

В июле того же года амбициозная Комплексная программа развития отечественной авиаотрасли была принята и предусматривала выпуск 1036 самолетов до 2030 года, среди которых было и 115 бортов Ту-214.

Сообщалось, что в рамках КПГА до 2030 года будет выделено более 400 млрд руб., в то время как на возобновление производства только Ту-214 в течение 2 лет Казанскому авиазаводу должны были направить 92 млрд рублей.

Сколько за все время было направлено средств КАЗ, до сих пор неизвестно. Тем не менее, основным заказчиком казанской «Тушки» рассматривался «Аэрофлот» с предварительным портфелем заказов на 40 воздушных судов и твердым контрактом на 11 самолётов Ту-214.

В свою очередь Казанский авиазавод тогда обязывался в 2023 сдать сразу 3 самолета Ту-214, в 2024 – 7, в 2025 году -10, в 2026 – 15, а начиная с 2027 года - по 20 самолетов ежегодно.

Уже в июне 2023 года, в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2023), Юрий Слюсарь (на тот момент глава ОАК) подтвердил данную информацию, заявив, что в 2026-2027 году Казанский авиазавод выйдет на ежегодное производство до 20 самолетов.

Он также поделился, что в конструкцию Ту-214 будет внесен ряд неких изменений, связанных с обликом и заменой всех систем и комплектующих отечественными аналогами. Однако подчеркнул, что решения по глубокой модернизации Ту-214 и доведения самолета до современных стандартов пока не принято.

В результате в 2023 году самолеты так и не были переданы Аэрофлоту, а в июне 2024 года производство самолетов вообще перенесли на 2025 год. В то же время Минпромторг и ОАК внесли поправки в программу поставок российским авиаперевозчикам отечественных пассажирских самолетов до 2030 года. Тем не менее, прогнозируемый выпуск Ту-214 до 2030 года на удивление меньше всех пострадал, снизившись со 115 до 114 бортов.

В результате в июне 2024 года, в рамках ПМЭФ-2024, глава группы «Аэрофлот» Сергей Александровский заявил, что из-за существенного сдвига сроков полностью отказываются от поставок Ту-214.

Как позже стало известно, что это была лишь одна из официальных причин. Тогда Чемезов проговорился, что компания «Аэрофлот» требует доработать самолет до более-менее современных стандартов, включая намерение получать Ту-214 с кабиной под двух членов экипажа.

«У нас они рассчитаны на трёх членов экипажа, а они просят перевести их на двух членов экипажа», — пожаловался тогда в интервью г-н Чемезов на требования «Аэрофлота».

А что они хотели? Особенное учитывая, что ранее в Ростехе официально пообещали начать испытания самолета Ту-214 с двумя членами экипажа в 2026 году. Как тогда сообщили в Госкорпорации, в рамках модернизации Ту-214 также планировалось начать работы по снижению веса самолёта, увеличение дальности полета, а также снижение трудоемкости при сборке самолета.

Более того, тогда заявил Чемезов, что начнут работы не только по модернизированной версии Ту-214 без бортинженера, но и приступят к созданию короткой версии самолета с меньшей пассажировметсимостью, предназначенной для полетов на более дальние расстояния.

Однако, как ранее уже отмечалось, на тот момент глава ОАК Юрий Слюсарь заявлял обратное, что вопрос по глубокой модернизации Ту-214 пока не ведется. Тогда же стало известно, что «Татнефть» подала иск в арбитражный суд, за срыв поставок Ту-214 для «ЮВТ Аэро».

Тут стоит отметить, ранее сообщалось, что первые 2 самолёте новой постройки, из 4-х заказанных, должны были отправится авиакомпании «ЮВТ Аэро» еще в 2024 году. Примерно в то же время стало известно, что S7 Airlines (сегодня Сибирь), изъявили желание на закупку Ту-214, подписав с ОАК меморандум на поставку 100 самолетов

И вроде бы «аллилуйя» - 27 декабря 2024 года в небо все же поднялся и совершил первый полет собранный с нуля самолет Ту-214 б/н RA-64535, заложенный на стапелях авиазавода весной 2023 года.

Однако, когда в марте 2025 года эту «Тушку» новой постройки выкатили в новой ливрее с Минского завода гражданской авиации №407, стало понятно, что самолет не предназначен для передачи «ЮВТ Аэро».

Ту-214 б/н RA-64535
Ту-214 б/н RA-64535

Согласно сообщению ряда источников, данный борт RA-64535 лимитированной серии, имеет VIP-компоновку и не предназначался для коммерческих авиаперевозок. По данным некоторых источников, этот борт был собран по заказу Минпромторга РФ.

И действительно, в конце месяца издание Ведомости, со ссылкой сразу на свои 2 источника, сообщили, что Казанский авиационный завод не сможет до конца года построить и передать «ЮВТ Аэро» обещанные 4 самолета.

Как тогда заявил уже бывший генеральный директор АО «Туполев» Константин Тимофеев, что не могут передать заказчику самолеты, так как на КАЗ банально не хватает квалифицированных инженерных кадров для сборки самолетов.

В начале апреля этого года стало известно, что представитель «Татнефти», которой принадлежит татарстанская авиакомпания "ЮВТ-Аэро", на судебном заседании попросил суд принять в производство требование о начислении процентов филиалу «Туполева» - КАЗ, по сумме долга в размере более 1,61 млрд. рублей за пользование чужими денежными средствами.

По данным ТАСС, ранее средства были переданы КАЗ в рамках заключенного контракта на поставку до 2024 года новых пассажирских лайнеров Ту-214. В результате позже выяснилось, что сумма исковых требований «Татнефти» к КАЗ увеличилась уже с 5,6 млрд рублей до 7,2 млрд.

Сообщалось, что представитель «Туполева» попросил суд отложить рассмотрение дела, с намерением в ближайшее время подписать мирное соглашение. Тогда же стало известно и суть дела.

Первые 2 самолета КАЗ должен был поставить "ЮВТ-Аэро" еще в октябре 2024 года, а остальные 2 - до конца сентября 2025 года. Однако в августе 2023 года "ЮВТ-Аэро" были проинформированы, что планы поменялись. Оказалось, что первые проплаченные «Татнефтью» и ожидаемые "ЮВТ-Аэро самолеты будут все же переданы другим заказчикам. Тем временем "ЮВТ-Аэро" пообещали начать поставки самолетов только в 2026 года.

Как тогда сообщили в ТАСС, представитель «Туполева» ссылался на продолжающиеся переговоры с истцом, в рамках которых надеялись подписать мирное соглашение, оправдываясь загруженностью Казанского авиазавода по военным контрактам.

Он также заявил, что пока не может ни достроить самолеты, ни вернуть средства, заявляя о возможном банкротстве в таком случае. Тем не менее, Арбитражный суд Татарстана все же удовлетворил требование «Татнефти».

Более того, в прошлом месяце в ТАСС сообщили, что Арбитражный суд Москвы 6 июня Министерство обороны подали иск на АО «Туполев» с требованием взыскать почти 930 млн рублей. Подробности до сих пор неизвестны.

После этого сообщалось, что в ОАК обсуждается возможность отделения Казанского авиазавода от своего филиала АО «Туполев» для более эффективно и целенаправленного расхода государственного финансирования. Тут стоит отметить, что в 2014 году Туполев и КАЗ объединились для более эффективной работы, по инициативе Михаила Погосяна, занимавшего на то время пост генерального директора ОАК.

Также стоит отметить, ранее сообщалось, что первый полностью импортозамещенный и вновь построенный Ту-214 впервые поднялся в небо еще в ноябре 2024 года. Как тогда сообщили в ОАК, этот самолет должен учувствовать в программе испытаний. Однако, прошел практически год, а об испытаниях Тушки нет никакой информации, в отличие от более новых проектов - Супержет и МС-21. Так что непонятно о каких вообще 20 самолетах Ту-214 ежегодно опять нам «поёт «г-н Чемезов.

Учитывая все это, а также заявления чиновников, которые часто противоречат друг другу, складывается впечатление, что проект по восстановлению серийного производства Ту-214, тем более без его модернизации, больше похож на большую авантюру.

P.S. Как ранее заявили на Туполеве, поставки заказчикам самолетов Ту-214 начнутся не ранее 2027 года из-за загруженности КАЗ по контрактам с Минобороны.

Пишите свое мнение комментариях!!!