В ходе рабочего визита в Пермский край министра транспорта РФ Андрея Никитина и руководителя Росавиации Дмитрия Ядрова, на предприятии «ОДК – Пермские моторы» чиновникам показали цех сборки авиационных двигателей ПД-14, а также на новой загородной испытательной станции предприятия «ОДК – Авиадвигатель» показали перспективный авиационный двигатель большой мощности ПД-35.
В ходе данного визита, где также принимал участие и глава региона Дмитрий Махонин, управляющий директор и главный конструктор «ОДК-Авиадвигатель» Александр Иноземцев заявил, что первый этап стендовых испытаний ПД-35 успешно завершен в 2024 году.
По его словам, испытания опытного двигателя ПД-35 на стенде показали правильность выбранных технических решений, что позволило продолжить работы по российскому авиадвигателю большой тяги нового поколения.
Планируется, что в будущем российский двигатель ПД-35 может найти применение на перспективных дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетах, считает Иноземцев. Однако какой-то другой информации по перспективам ПД-35, Иноземцев не сообщил.
Стоит отметить, в октябре 2023 года вице-премьер и бывший глава Минпромторга РФ Денис Мантуров заявил, что турбовентиляторный двигатель с рабочим названием ПД-35 может появиться к 2030 году, разрабатываемый сразу для нескольких самолетов, среди которых военно-транспортный самолет грузоподъемностью примерно 100 тонн и широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет. Однако его тяга может быть ниже 35 тонн, заявил тогда вице-премьер.
По его словам, не факт, что максимальная тяга ПД-35 будет составлять 35 тонн, поделился Мантуров. Скорее всего его тяга будет меньше – в диапазоне от 26 тонн до 35 тонн, учитывая, что на тот момент испытания показали, что пока на опытном образце ПД-35 удалось добиться тяги порядка 26 тонн, заявил Мантуров.
Тем не менее в августе 2024 года в пресс-службе Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) сообщили, что в ходе стендовых испытаний, российский опытный авиадвигатель большой мощности ПД-35 подтвердил проектный уровень тяги на взлетном режиме в 35 тонн.
Мы ранее уже обсуждали эту тему, отмечая, что раскрутить опытный двигатель до 35 тонн на стенде – это одно. Однако с учетом того, что ПД-35 в первую очередь разрабатывается для коммерческих авиаперевозок в составе широкофюзеляжного лайнера, заложенный ранее ресурс и другие параметры, включая степень двухконтурности, от которой в первую очередь зависит экономичность силовой установки, пока никто не отменял.
К примеру, американский двигатель от General Electric линейки GE90, ранее разработанный в 1990-х специально для широкофюзеляжных двухдвигательных лайнеров серии Boeing 777, примерно при тех же весовых характеристиках и той же размерности, в том числе и вентилятора, диаметр которого более 3-х метров, способен развивать рекордную взлетную тягу более 52 тонны, при степени двухконтурности чуть более 8.
Более того, на его дальнейшем развитии – двигателе GE9X, разработки 2010-х годов, являющийся самым крупным в истории мировой авиации в классе турбовентиляторных авиадвигателей, удалось достичь степень двухконтурности порядка 10. В результате этого удалось более чем на 10 % повысить и экономию топлива по сравнению с двигателем линейки GE90. Также американцам удалось увеличить ресурс двигателя GE9X до снятия с крыла с 15 тыс. до 20 тыс. часов.
Возникает вопрос, будет ли ПД-35 конкурентоспособным, учитывая, что изначально заявлялось о создании к 2025 году российского двигателя большой тяги, который будет развивать тягу в диапазоне от 33 до 44 тонн при ресурсе порядка 20 тыс. летных часов.
То есть с учетом сложившихся обстоятельств, видимо, на данный момент стоит задача уложится в тягу двигателя ПД-35 в районе 35 тонн при сохранении ранее заявленных ресурсных характеристиках и характеристиках по расходу топлива.
Тем не менее радует, что наши инженеры продолжат работать над этим двигателем в столь сложное для страны время и не оставляют надежды на возрождение отечественного гражданского авиастроения. Как говорится - «Дорогу осилит идущий» и к 2030 году двигатель все же удастся довести до ранее заявленных параметров!!!
В 2023 году глава Ростеха Сергей Чемезов поделился, что в ОАК приступили к работам перспективному российскому двухдвигательному широкофюзкляжному самолету, разрабатываемому на базе Ил-96-400М.
Также в ноябре 2024 года глава Минпромторга Антон Алиханов поделился, что после выхода из совместного китайско-российского проекта по разработке нового широкофюзеляжного самолета CR 929, теперь российский двигатель ПД-35 создается не только для перспективных тяжёлых транспортных самолётов, но и для нового российского широкофюзеляжного лайнера.
По словам Алиханова, в ОАК планируют собирать новый широкофюзеляжный самолет не только для внутреннего рынка, но и на экспорт в страны Азии, Латинской Америки и Африки.
О каком именно широкофюзеляжном самолете шла речь, Алиханов тогда не уточнил. Однако для реализации столь масштабного проекта, который планируется предлагать на экспорт, пренебрегать конкурентоспособностью двигателя ПД-35 в ОДК теперь точно не могут.