Найти в Дзене
56-я Параллель

Главный конструктор Ту-204 и всех его модификаций, о том, что он думает о запуске в серию самолета Ту-214

Ту-204. Источник фото russianplanes.net
Ту-204. Источник фото russianplanes.net

На сегодняшний день, мы уже неоднократно писали на тему коммерческой неэффективности самолета Ту-214 и не востребованности этого «многостродального лайнера», в таком виде в котором его «Туполев» все еще планирует запустить в серию.

Тем не менее, многие подписчики и гости нашего канала считают, что на данный момент необходимо самолет запускать в серию, причём в серию крупную, а все предрассудки оставить при себе.

Однако некоторые все же уверены, что Ту-214/204 - это (цитата) никому не нужный «авиахлам! «Возить пассажиров на Ту... можно!!! Зарабатывать деньги на Ту... нельзя!!! Мораль: Ту... - это прямой путь к банкротству для любой авиакомпании! Все остальное — хотелки, сопелки» и т.д.

Хотелось бы отметить недавние слова Главного конструктора Ту-204 и его модификаций Алашеева Олега Юрьевича в интервью argumenti.ru, который всю свою жизнь посвятил научно-технической авиации и этому самолету.

Главный конструктор самолёта Ту‑204 и его модификаций Олег АЛАШЕЕВ. Источник фото argumenti.ru
Главный конструктор самолёта Ту‑204 и его модификаций Олег АЛАШЕЕВ. Источник фото argumenti.ru

По его словам, он очень бы хотел, чтобы производство этого самолета действительно возродили. Тем более это уже готовый самолет и при определенных доработках, он ни в чем не будет уступать западным современным одноклассникам. Однако то, что сегодня делается по Ту-214 и производя по 1-2 самолета в год, это пока неуклюжие шаги. Которые точно ни к чему не приведут, считает конструктор.

«Люди, которые волей судьбы сегодня руководят нашей авиацией, от неё далеки. На мой взгляд производить один, два и даже 10 - это бессмысленно», — считает Олег Юрьевич Алашеев.

Опираясь на свой богатый опыт, он заявил, чтобы возродить производство Ту-214 и отечественное авиастроение в целом, необходимо изначально планировать выйти на выпуск, как минимум 100 самолетов ежегодно и то для начала. И причем при нормальном финансировании.

Если в военной авиации производство нескольких единиц в год — это можно сказать норма, то для с гражданской авиацией, где сотни поставщиков, совсем по-другому. Иначе это не имеет никакого смысла и говорить о какой-то серии в данном случае не приходится.

«Более того, сегодня очень часто происходит так, что какие-то договора заключаются, обычно в первом квартале года, а средства выделяют в последнем квартале. Вот и попробуй что-нибудь сделать, когда денег нет», — подчеркнул Главный конструктор.

На вопрос сравнения Ту-214 с современными западными самолетами типа Боинг 737, Аэрбас А320, Олег Юрьевич поделился своим мнением, опираясь на свой богатый опыт.

Он в свою очередь подтвердил, что по сравнению с современными западными лайнерами примерно с той же пассажировместимостью, наша «Тушка» действительно перетяжелена, о чем мы не однократно уже говорили в своих материалах.

«Наши чиновники из Минпромторга постоянно говорят, что у него коммерческая эффективность не та, хотя что бы исправить эту проблему, ничего и сделали. Для увеличения коммерческой эффективности Ту-214, вес конструкции самолета необходимо снизить от 2-х до 5 тонн», - заявил Главный конструктор.

Также он считает, что помимо проблемы перетяжеления Ту-214 и тремя членами экипажа, самолет имеет еще один существенный недостаток, по сравнению с западными одноклассными самолетами. И это его двигатели ПС-90А.

Он поделился, что двигатели ПС-90А потребляют больше топлива, по сравнению с теми же двигателями Rolls-Royce RB211, которые в свое время использовали в модификации Ту-204-120. Помимо этого, у них есть еще один недостаток – это ресурс. После примерно 7 тыс. лётных часов, ПС-90 нужно снимать с крыла и отправлять в ремонт, в то время как у двигателей «Роллс-Ройс» этот показатель составляет порядка 30 тыс. часов налета.

«30 разделить на 7 – получается очень много. А еще за каждый ремонт «пермяки» лупят очень большие деньги, больше чем западные конкуренты, что делает эксплуатацию самолета затруднительной для эксплуатанта. Вот в этом их главный недостаток», - подчеркивает Главный конструктор. («Перьмяки» – это производители двигателей АО «ОДК-Пермские моторы» прим. автора).

Еще одной проблемой, является отсутствие полноценной ремонтной базы для Ту204/214, без которой эксплуатация самолета является затруднительной.

«Расход на эксплуатацию надо опять начинать от железа, надо его добыть, заказать, купить, привезти. У нас с этим проблема. Не ремонтной базы. В частности, эта одна из причин, которая также постигла и наш Суперджет.

В свое время мне посчастливилось побывать за рубежом на многих базах обслуживания Боинг и Аэрбас. Это такие склады километровые, где есть все от всякой мелкой какой-нибудь гаечки, систем, механизации и до целых кусков планера. Так и должно быть, так как без этого собственно нормальная эксплуатация самолёта невозможна.

В свою очередь наши пытались организовать, что-то подобное для Суперджета. Организовали консорциум с Италией, Францией, Винецией и т.д, который в свою очередь должен был обеспечивать нормальную эксплуатацию «условно» нашего самолета.

Но по каким-то причинам, мне к счастью неизвестными, почему-то ничего не вышло. Хотя идея-то правильная, привлечь каких-нибудь иностранцев, тем более что большинство комплектующих самолёта иностранные. И это нормальная мировая практика. Это же не истребители. А такие самолеты, как пассажирские, в первую очередь должны каждый день часов 9-10 налетывать.

В свое время, по-моему, компания Red Wings летала на «Туполевых». И там не менее 8 самолетов Ту-204/214 было в свое время. Они вот, ну долго лет 7 эксплуатировали их. А потом, по тем причинам, о которых я сказал, они отказались от них, перейдя на Суперджет. А там еще хуже экономические показатели получили, чем с Туполевым», - поделился Олег Юрьевич.

Тем не менее он считает, что для восстановления существующего задела начинать производство «Тушки» с чего-то нужно, тем более и оснастка, и стапели остались. Причем как в Казани, так и в Ульяновске, несмотря на то, что часть все же было бездарно уничтожено.

«Казанский завод имени Горбунова ранее отрапортовал, что может делать там 10 самолётов в год. Чёрт с ним, 10 сделает, в следующем 12, через 3 года уже 25 сделает, через 5 уже 40 будет. Однако сначала необходимо довести самолет до более современных стандартов. Но для этого прежде всего необходима политическая воля. Принять решение. Что надо Ульяновску и Казани наладить выпуск этих воздушных судов. И в первую очередь наладить в Казани и Ульяновске не выпуск модификации Ту-214, а выпускать версию самолета Ту-204СМ, над которым мы не плохо поработали в свое время. Это без преувеличения хороший самолет. Я официально заявляю, что он практически ничем не уступает западным одноклассникам, кроме того, о чем я говорил ранее.

Может быть, не за один год это производство нужно организовать. А как-то постепенно и планомерно к этому подойти, и подобрать людей, которые реально могут это реализовать. Это же очевидные вещи. Иначе проект окончательно заглохнет», - считает Главный конструктор Ту-204 и его модификаций Алашеев Олег Юрьевич.

Кабина Су-204СМ. Источник фото  russianplanes.net
Кабина Су-204СМ. Источник фото russianplanes.net

Для справки, Ту-204СМ - это полностью обновленный самолет из этой линейки, который «Туполев» представил еще в 2010 году. Благодаря современной авионике удалось на данной версии снизить вес самолета и сократить экипаж с 3 до 2 человек.

Также самолет получил новую тормозную систему и шасси, в связи с чем требования по ВВП сократились с 2500 до 1900 метров. А благодаря установки двигателей новой версии ПС-90А2, разработанных совместно с американской компанией Pratt & Whitney, удалось снизить не только расход топлива и увеличить ресурс в 2 раза, но и упростить и снизить затраты на его техническое обслуживание, а также увеличить максимальную взлётную массу.

Помимо этого, была доработана система энергоснабжения, установленоа новая вспомогательная силовая установка, система управления, топливная и гидравлическая система. Также установлена новая цифровая система СКВ и электроприводы в системе механизации крыл, интегрирована новая система кондиционирования воздуха, и улучшенный интерьер пассажирского салона.

По мнению Алашеева Олега Юрьевича, начинать производство необходимо именно с версии Ту-204СМ, в которую уже было вложено немало средств, времени и человеческих жизней, действительно радевших за отечественную авиацию.

Тогда как начинать производство с версии Ту-214, это огромный шаг назад. Учитывая, что стапеля и вся техническая документация сохранились, при желании наладит выпуск этого самолета сегодня вполне реально. Однако параллельно с выпуском Ту-204СМ необходимо также инициировать программу его усовершенствования.

Более того, он считает, что для успеха этого проекта к работе над этой машиной должны привлечь компетентных специалистов, во главе которой будут не так называемые «эффективные менеджеры», а реальные профильные специалисты, которые в свою очередь будут иметь возможность на прямую взаимодействовать с высшим политическим руководством страны.

Пишите свое мнение в комментариях!!!