«Прежде чем определить жанр этой картины, я призываю вас к доверию. Дело в том, что перед нами — идиллия», —
так о фильме «Осенние свадьбы» (1968) сказал киновед Лев Аннинский.
С этим тезисом можно поспорить, ведь сюжет, начавшийся с романтики, вдруг оборачивается трагедией. Лев Аннинский, однако, считал, что суть картины в том, чтобы показать внутреннюю силу героини, на которую свалилась колоссальная жизненная драма. А эта сила и есть идиллия, благодаря которой девушка нашла в себе силы продолжать жизнь, и не только свою.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
В фильме «Осенние свадьбы» собралось много начинающих кинематографистов. Сценарист Виктор Говяда впервые написал сценарий для полнометражного фильма, а режиссёр Борис Яшин впервые снимал собственную ленту. Правда, совсем уж неопытным его назвать было нельзя: в активе Бориса Яшина было уже четыре работы, три из которых — в дуэте с коллегой Андреем Смирновым. Но после короткометражки «Шуточка» (1966) (совершенно прелестная лента с юными Никитой Михалковым и Нонной Терентьевой и голосом Андрея Попова, которую советую отдельно) пути режиссёров разошлись. И «Осенние свадьбы» Борис Яшин снимал уже самостоятельно.
В центре истории — 19-летняя жительница деревни Наташа. После школы она хотела поступить в техникум, но не сложилось. Зато в её жизнь вошла любовь — односельчанин-тракторист Мишка Найда. Пока эта несмелая любовь держится в секрете от родителей, но Наташа и Мишка осенью собираются пожениться. Мишка даже заказал для невесты белоснежное свадебное платье, которое вот-вот должны привезти. Наташа в очередной раз приезжает на поле с водой для любимого, но
на её глазах происходит нечто, во что невозможно поверить: трактор, на котором едет Мишка, взрывается, от него самого ничего не остаётся.
Позднее выясняется, что это немецкая мина, оставшаяся с войны. Но для Наташи это уже не имеет значения. Важно лишь то, что она ждёт малыша, и её сын (а она уверена, что будет сын) — это и сын Мишки.
Проблема в том, что родители Мишки, которые не были в курсе, что у сына есть невеста, Наташу не признают, а мать так и вовсе считает, что девушка нагуляла ребёнка и хочет её погибшего сына оговорить. Наташа пытается добиться, чтобы её расписали с Мишкой, но закон такого не позволяет: нельзя выйти замуж за человека, которого нет в живых. Даже в районе, куда едет Наташа, ей не могут помочь. Но, почувствовав первое шевеление малыша, Наташа вдруг осознаёт, что документ о свадьбе — не такая уж ценность; куда важнее, чтобы сын знал об отце.
Пробы на роль главной героини стали настоящим мучением для режиссёра. Борис Яшин отсмотрел десятки претенденток, но так и не нашёл подходящую актрису. Тогда кто-то посоветовал ему попробовать Валентину Теличкину, только что окончившую ВГИК. Молодая актриса уже успела себя проявить: буквально только что вышел нашумевший «Журналист» (1967) Сергея Герасимова, где Валентина Теличкина ярко себя проявила, хоть и не была на первом плане. Однако Борис Яшин эту ленту ещё не видел, актрису не знал и не видел шлейфа её предыдущей роли. Позже он говорил, что едва Валентина появилась на пороге, он сразу понял: актриса найдена.
Справедливости ради отмечу, что у самой Валентины Теличкиной версия иная: по её словам, Борис Яшин совсем не хотел утверждать её и взял в фильм только после того, как на него нажал Михаил Ромм, бывший на этих съёмках художественным руководителем.
Так или иначе, роль Наташи досталась Валентине Теличкиной и, по мнению многих зрителей и кинокритиков, это одна из лучших её работ — трогательная, умная, умиротворённая.
Роль Мишки получил дебютант Владимир Сафронов, в роли приятельницы Наташи — ещё одна дебютантка Екатерина Градова.
В образе Юрки, влюблённого в Наташу, — Станислав Бородокин.
Особое внимание хочу обратить на второстепенного, но всё же важного героя — пожилого бухгалтера дядю Мишу, одного из немногих, кто поддержал Наташу. Забавно, что
дядя Миша вырастил поросёнка Борьку и обучил его искать трюфели (это в средней полосе России!). А трюфели, по словам дяди Миши, растут под землёй от удара молнии. Такой вот любопытный факт.
Сыграл колоритного бухгалтера Константин Сорокин.
Также ищите в фильме Веру Инютину, Инну Кондратьеву, Евгения Перова, Петра Любешкина (до чего трогателен его безответный диалог с лошадью!).
Местом съёмки «Осенних свадеб» стали окрестности подмосковной Каширы. А когда по сюжету Наташа приезжает в район, то можно увидеть и саму Каширу, в частности, кинотеатр «Родина», который, как выяснилось, существует и сегодня. В прокат фильм вышел в августе 1968 года.
Несмотря на то, что лента прошла без особой помпы, работу Валентины Теличкиной отметили все. «Спутник кинозрителя» писал, что самые выразительные кадры с актрисой — драматические: когда её любимый взрывается на её глазах, когда родители Мишки отвергают её, когда в сельсовете ей отказывают (и не только отказывают, но и открыто намекают на избавление от ребёнка!). Но во всех этих ситуациях Наташа сохраняет достоинство. Лев Аннинский так и указывал:
«Это и есть главная ценность фильма — спокойное достоинство человека, его внутренняя способность перенести несчастье, его умиротворённая доброта, построенная на доверии к людям, его душевная гармония».
А какую роль Валентины Теличкиной вы считаете лучшей?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: