Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Девушка захотела выйти замуж за жениха, которого уже не было в живых

«Прежде чем определить жанр этой картины, я призываю вас к доверию. Дело в том, что перед нами — идиллия», — так о фильме «Осенние свадьбы» (1968) сказал киновед Лев Аннинский. С этим тезисом можно поспорить, ведь сюжет, начавшийся с романтики, вдруг оборачивается трагедией. Лев Аннинский, однако, считал, что суть картины в том, чтобы показать внутреннюю силу героини, на которую свалилась колоссальная жизненная драма. А эта сила и есть идиллия, благодаря которой девушка нашла в себе силы продолжать жизнь, и не только свою. В фильме «Осенние свадьбы» собралось много начинающих кинематографистов. Сценарист Виктор Говяда впервые написал сценарий для полнометражного фильма, а режиссёр Борис Яшин впервые снимал собственную ленту. Правда, совсем уж неопытным его назвать было нельзя: в активе Бориса Яшина было уже четыре работы, три из которых — в дуэте с коллегой Андреем Смирновым. Но после короткометражки «Шуточка» (1966) (совершенно прелестная лента с юными Никитой Михалковым и Нонной Тер
«Прежде чем определить жанр этой картины, я призываю вас к доверию. Дело в том, что перед нами — идиллия», —

так о фильме «Осенние свадьбы» (1968) сказал киновед Лев Аннинский.

С этим тезисом можно поспорить, ведь сюжет, начавшийся с романтики, вдруг оборачивается трагедией. Лев Аннинский, однако, считал, что суть картины в том, чтобы показать внутреннюю силу героини, на которую свалилась колоссальная жизненная драма. А эта сила и есть идиллия, благодаря которой девушка нашла в себе силы продолжать жизнь, и не только свою.

кадр из фильма «Осенние свадьбы»
кадр из фильма «Осенние свадьбы»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

В фильме «Осенние свадьбы» собралось много начинающих кинематографистов. Сценарист Виктор Говяда впервые написал сценарий для полнометражного фильма, а режиссёр Борис Яшин впервые снимал собственную ленту. Правда, совсем уж неопытным его назвать было нельзя: в активе Бориса Яшина было уже четыре работы, три из которых — в дуэте с коллегой Андреем Смирновым. Но после короткометражки «Шуточка» (1966) (совершенно прелестная лента с юными Никитой Михалковым и Нонной Терентьевой и голосом Андрея Попова, которую советую отдельно) пути режиссёров разошлись. И «Осенние свадьбы» Борис Яшин снимал уже самостоятельно.

В центре истории — 19-летняя жительница деревни Наташа. После школы она хотела поступить в техникум, но не сложилось. Зато в её жизнь вошла любовь — односельчанин-тракторист Мишка Найда. Пока эта несмелая любовь держится в секрете от родителей, но Наташа и Мишка осенью собираются пожениться. Мишка даже заказал для невесты белоснежное свадебное платье, которое вот-вот должны привезти. Наташа в очередной раз приезжает на поле с водой для любимого, но

на её глазах происходит нечто, во что невозможно поверить: трактор, на котором едет Мишка, взрывается, от него самого ничего не остаётся.

Позднее выясняется, что это немецкая мина, оставшаяся с войны. Но для Наташи это уже не имеет значения. Важно лишь то, что она ждёт малыша, и её сын (а она уверена, что будет сын) — это и сын Мишки.

Проблема в том, что родители Мишки, которые не были в курсе, что у сына есть невеста, Наташу не признают, а мать так и вовсе считает, что девушка нагуляла ребёнка и хочет её погибшего сына оговорить. Наташа пытается добиться, чтобы её расписали с Мишкой, но закон такого не позволяет: нельзя выйти замуж за человека, которого нет в живых. Даже в районе, куда едет Наташа, ей не могут помочь. Но, почувствовав первое шевеление малыша, Наташа вдруг осознаёт, что документ о свадьбе — не такая уж ценность; куда важнее, чтобы сын знал об отце.

Пробы на роль главной героини стали настоящим мучением для режиссёра. Борис Яшин отсмотрел десятки претенденток, но так и не нашёл подходящую актрису. Тогда кто-то посоветовал ему попробовать Валентину Теличкину, только что окончившую ВГИК. Молодая актриса уже успела себя проявить: буквально только что вышел нашумевший «Журналист» (1967) Сергея Герасимова, где Валентина Теличкина ярко себя проявила, хоть и не была на первом плане. Однако Борис Яшин эту ленту ещё не видел, актрису не знал и не видел шлейфа её предыдущей роли. Позже он говорил, что едва Валентина появилась на пороге, он сразу понял: актриса найдена.

Кадр из фильма. Валентина Теличкина
Кадр из фильма. Валентина Теличкина

Справедливости ради отмечу, что у самой Валентины Теличкиной версия иная: по её словам, Борис Яшин совсем не хотел утверждать её и взял в фильм только после того, как на него нажал Михаил Ромм, бывший на этих съёмках художественным руководителем.

Так или иначе, роль Наташи досталась Валентине Теличкиной и, по мнению многих зрителей и кинокритиков, это одна из лучших её работ — трогательная, умная, умиротворённая.

Кадр из фильма. Владимир Сафронов
Кадр из фильма. Владимир Сафронов

Роль Мишки получил дебютант Владимир Сафронов, в роли приятельницы Наташи — ещё одна дебютантка Екатерина Градова.

Кадр из фильма. Екатерина Градова
Кадр из фильма. Екатерина Градова

В образе Юрки, влюблённого в Наташу, — Станислав Бородокин.

Кадр из фильма. Станислав Бородокин
Кадр из фильма. Станислав Бородокин

Особое внимание хочу обратить на второстепенного, но всё же важного героя — пожилого бухгалтера дядю Мишу, одного из немногих, кто поддержал Наташу. Забавно, что

дядя Миша вырастил поросёнка Борьку и обучил его искать трюфели (это в средней полосе России!). А трюфели, по словам дяди Миши, растут под землёй от удара молнии. Такой вот любопытный факт.

Сыграл колоритного бухгалтера Константин Сорокин.

Кадр из фильма. Константин Сорокин
Кадр из фильма. Константин Сорокин

Также ищите в фильме Веру Инютину, Инну Кондратьеву, Евгения Перова, Петра Любешкина (до чего трогателен его безответный диалог с лошадью!).

Местом съёмки «Осенних свадеб» стали окрестности подмосковной Каширы. А когда по сюжету Наташа приезжает в район, то можно увидеть и саму Каширу, в частности, кинотеатр «Родина», который, как выяснилось, существует и сегодня. В прокат фильм вышел в августе 1968 года.

Кадр из фильма. Кинотеатр «Родина»
Кадр из фильма. Кинотеатр «Родина»
Фото из открытых источников. Кинотеатр «Родина» сегодня
Фото из открытых источников. Кинотеатр «Родина» сегодня

Несмотря на то, что лента прошла без особой помпы, работу Валентины Теличкиной отметили все. «Спутник кинозрителя» писал, что самые выразительные кадры с актрисой — драматические: когда её любимый взрывается на её глазах, когда родители Мишки отвергают её, когда в сельсовете ей отказывают (и не только отказывают, но и открыто намекают на избавление от ребёнка!). Но во всех этих ситуациях Наташа сохраняет достоинство. Лев Аннинский так и указывал:

«Это и есть главная ценность фильма — спокойное достоинство человека, его внутренняя способность перенести несчастье, его умиротворённая доброта, построенная на доверии к людям, его душевная гармония».

А какую роль Валентины Теличкиной вы считаете лучшей?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-9

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: