Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Как мама российской певицы дала шанс Ирине Алфёровой

Двое из создателей этой маленькой ленты были связаны с знаменитым совестким кинематографистом Сергеем Герасимовым: режиссёр Людмила Салдадзе была его ученицей, а главный актёр Станислав Бородокин дебютировал в большом кино, снявшись в драме «Люди и звери» (1962). А вот актрису, сыгравшую центральную женскую роль, тогда никто не знал, и ничего удивительного тут нет, ведь была ещё студенткой. Впрочем, уже совсем скоро о ней громок заговорят, ведь это одна из первых красавиц советского кино Ирина Алфёрова. Всё это — о короткометражке «Алексеич», вышедшей в 1971 году. Режиссёр Людмила Салдадзе жизнь посвятила документалистике, и «Алексеич» — единственный её художественный фильм, который она выпустила ещё во время учёбы во ВГИКе. Но даже здесь уже ощущается тяга режиссёра именно к документальности, подчёркнутой отличной, очень выразительной, чуткой, точной операторской работой. В основе ленты — рассказ «Савостин», написанный писателем и сцнаристом Родионом Ребаном тремя годами ранее. Род

Двое из создателей этой маленькой ленты были связаны с знаменитым совестким кинематографистом Сергеем Герасимовым: режиссёр Людмила Салдадзе была его ученицей, а главный актёр Станислав Бородокин дебютировал в большом кино, снявшись в драме «Люди и звери» (1962).

А вот актрису, сыгравшую центральную женскую роль, тогда никто не знал, и ничего удивительного тут нет, ведь была ещё студенткой. Впрочем, уже совсем скоро о ней громок заговорят, ведь это одна из первых красавиц советского кино Ирина Алфёрова.

Всё это — о короткометражке «Алексеич», вышедшей в 1971 году.

Кадр из фильма  «Алексеич»
Кадр из фильма «Алексеич»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Режиссёр Людмила Салдадзе жизнь посвятила документалистике, и «Алексеич» — единственный её художественный фильм, который она выпустила ещё во время учёбы во ВГИКе.

Но даже здесь уже ощущается тяга режиссёра именно к документальности, подчёркнутой отличной, очень выразительной, чуткой, точной операторской работой. В основе ленты — рассказ «Савостин», написанный писателем и сцнаристом Родионом Ребаном тремя годами ранее. Родион Ребан перепробовал несколько профессий перед тем, как поступить на сценарный факультет ВГИКа, хотя литературным творческом увлекался с юности. Сценарий «Алексеич» — результат совместной работы Ребана и Людмилы Салдадзе, и название его отсылает к главному герою — молодому сельскому учителю Алексею Алексеевичу Савостину. Педагог переживает за подопечных: его ученики приходят в школу из близлежащих деревень, но часто из-за погодных капризов вынуждены пропускать занятия: то размоет дорогу, то метель становится непреодолимым препятствием, то приходится вместе с родителям восстанавливать хозяйство. Тогда учителю приходит в голову идея: нужно построить интернат, чтобы ребята могли жить на пятидневке и учится непрерывно. Но, разумеется, идея большинству окружающих кажется утопичной: нет ни материалов, ни строителей, ни даже машин, чтобы возить лес к месту стройки. Не поддерживает начинание Алексеича и коллега Мария Александровна, молодая и красивая учительница, находящая жизнь в деревне скучной. Однако Алексеич, хоть и не производит впечатление отважного и харизматичного борца, всё же упорно идёт к цели.

Кадр из фильма. Станислав Бородокин
Кадр из фильма. Станислав Бородокин

На роль Алексея режиссёр выбрала Станислава Бородокина, актёра уже опытного и известного. В кино он впервые снялся ещё в 18 лет, едва окончив школу, и к семидесятым у него в активе было множество работ, включая главные.

Кадр из фильма. Ирина Алфёрова
Кадр из фильма. Ирина Алфёрова

А на роль Марии Александровны пригласили студентку ГИТИСа Ирину Алфёрову. Ни эта роль, ни роль в приключенческом фильме «Серебряные трубы» (1971), где почти параллельно Ирина Алфёрова снялась в небольшом эпизоде, славы актрисе не принесли. Заметят её чуть позже, когда она сыграет в мелодраме «Учитель пения» (1973), уже получив диплом. Ну а всесоюзная известность придёт к Ирине Алфёровой с выходом телефильма «Хождение по мукам» (1977), где она сыграет, возможно, одну из лучших своих ролей.

Кадр из фильма. Виктор Шульгин
Кадр из фильма. Виктор Шульгин

В других ролях в короткометражке появились Валентина Березуцкая, Виктор Шульгин, Дмитрий Орловский, Михаил Буйный. Снимали фильм в Ярославской области, и в начальных кадрах видны купола храма села Диево-Городище, на фоне которых идёт, почти плывёт даже, Мария Александровна, мечта Алексеича, в его сне.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Короткометражка «Алексеич» не стала большим событием и особого впечатления не произвела, в целом оставив коллег Людмилы Салдадзе равнодушными. В дальнейшем режиссёр сосредоточилась на документальном кино и много времени провела в поездках по Средней Азии. Однако в личной жизни режиссёр тоже состоялась: вышла замуж и родила дочь Анастасию. В конце восьмидесятых-начале девяностых Анастасия с копной рыжих волос будет одной из самых ярких эстрадных российских звёзд. Сегодня о ней слышно мало, но вы наверняка вспомните Анастасию девяностых.

Фото из открытх источников. Певица Анастасия (Минцковская)
Фото из открытх источников. Певица Анастасия (Минцковская)

А по какой роли вы запомнили Ирину Алфёрову? Для меня это, конечно же, Констанция в мюзикле «Д’Артаньян и три мушкетёра» (1979), кто бы что про этот фильм не говорил.

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-7

В новых выпусках:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке: https://music.yandex.ru/album/10774296/track/85859514

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: https://music.yandex.ru/album/10774296/track/85411932