Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Дом Шестакова – Лобковых. Работа Матвея Казакова для трех заказчиков

Оглавление

Сегодняшний мой архитектурный персонаж – образец тех домов, которые росли, достраиваясь на протяжении многих лет одним и тем же автором. Очевидно, что такие здания более целостны и гармоничны, чем те, что подвергались перестройкам разными мастерами. И, более того, зодчим, построившим его, стал знаменитый Матвей Федорович Казаков.

В середине восемнадцатого века был принят указ, что ширина городских улиц должна равняться 10 саженям (21,34 метра), а переулков 6 сажень (12,8 метров). Такой стандарт сохранялся на протяжении всего девятнадцатого века.

Я часто горько сожалею, когда архитектурные шедевры не умещаются в кадр целиком, анфас. Приходится снимать их под углом или частями. Старинные улицы и впрямь узки, а здания, которые хочется рассматривать и которыми так и тянет поделиться с другими – широки и пространны.

Таков мой сегодняшний герой, стоящий в Козицком переулке, что соединил Тверскую с Большой Дмитровкой. Его изредка по созвучию путают с Козихинскими переулками, но нет, с древними Козихами и Патриаршими прудами это место никак не связано. Переулок был назван по фамилии домовладельцев Козицких, а перед тем и вовсе именовался Сергиевским в честь придела Сергия Радонежского стоявшей поблизости Успенской церкви.

-2

Впрочем, обо всем по порядку. Обязательно дочитайте статью до конца!

Этот двухэтажный, вытянутый вдоль красной линии дом возвели в конце восемнадцатого – начале девятнадцатого столетий, как я уже упомянул, по проекту одного из величайших московских зодчих той эпохи, Матвея Федоровича Казакова. Строили его в несколько этапов, постепенно расширяя и увеличивая в объеме.

Начало строительству положили в 1780-х, когда участок под усадьбу незадолго до своего увольнения со службы…

…Приобрел генерал-майор московской дивизии Федор Матвеевич Шестаков

Вокруг размещались преимущественно деревянные жилые и нежилые постройки. Дворы перестраивались и объединялись один с другим, укрупняясь.

Приступил к строительству и Федор Матвеевич. Первоначально он планировал деревянный дом на каменном фундаменте, обшитый тесом, но в итоге возвели кирпичный – как утверждают, на тот момент первый в Козицком переулке особняк в стиле классицизма.

Но это была пока лишь только правая часть сегодняшнего здания.

-3

Классическое вертикальное членение и строгая симметрия заметно отличали этот дом от прочих, что стояли вокруг. Фасад имел пока еще только одиннадцать рядов окон: три центральных, между пилястрами ионического ордера, и по четыре окна справа и слева. Над окнами второго этажа по центру разместились лепные красотки в ромбовидных рамах, а боковые окна украсили собственные изящные орнаменты с венками и подобием корон.

(12 фото)

В 1787 году постройка была готова, но пожить в новом доме в свое удовольствие вышедший в отставку в звании генерал-поручика (позднее этот воинский чин переименуют в дивизионного генерала) Шестаков успел всего ничего, скончавшись в том же году.

Дом перешел в наследство его родственнику, провиантмейстеру, бригадиру Василию Дмитриевичу Лобкову, который…

…Вскоре заказал увеличить постройку

Он велел пристроить слева к существующему объему флигель, вытянутый вглубь участка, с тремя окнами, смотрящими в переулок, и входом по центру.

(7 фото)

В 1795 году полноправной владелицей усадьбы стала его супруга, а теперь уже вдова Анна Ивановна Лобкова, урожденная Игнатьева – внучка обер-коменданта Петропавловский крепости при Анне Иоанновне и Елизавете Петровне. Она продолжила дело своих предшественников и в очередной раз, теперь уже окончательно увеличила усадебный дом. Все работы были завершены в 1805-м.

Дом вырос еще на три оконных ряда в левой части. А во внутреннем дворе появились новый каретный сарай, конюшня и еще один флигель.

Добавленная третья часть вышла скромнее прочих, но все равно все вместе смотрелось как единое целое. И хотя в получившемся доме не было особенной пафосности ампира и вычурности, к которой привыкла тогдашняя аристократия, имелись в нем столь ценные изящество и камерность.

-6

Сквозь весь разросшийся вдоль переулка дом протянулась анфилада залов, оформленных в модном европейском стиле, центральный из которых именовался Зеленым. Все его стены заполнили полотна живописцев, превратив зал в настоящую картинную галерею.

  • Галереи и выставки, кстати, организуют здесь и сегодня.
-7

Вообще, как говорили, было в нем что-то французское. Такие ионические капители пилястр с необычными «сережками» нередко именовались «français» (кстати, подобные очень любил и часто использовал другой гений того времени, Василий Баженов). Лепнина тоже напоминала традиционные украшения парижских домов.

(9 фото)

И, так случилось, что при нашествии французов дом… не пострадал. Белый город пылал, но усадьбы Лобковых пламя не коснулось.

  • К слову сказать (хоть к нашей истории это, возможно, имеет лишь косвенное отношение), недаром я в начале заметки упомянул указ от 1752 года о ширине улиц и переулков. Одна из целей заключалась в том, чтобы обеспечить между зданиями пространство, которое будет мешать огню перекидываться с одного дома на другой. А вы думали, дороги повсеместно расширяли только для того, чтоб две кареты могли разъехаться без криков и споров, чья дорога главная и у кого приоритет?

Анна Ивановна Лобкова жила в усадьбе вместе с сыном Сергеем Александровичем Соболевским, большим другом Александра Сергеевича Пушкина, до своей смерти в 1827 году.

-9

Затем имение продали.

Вторую половину девятнадцатого века усадьбой владел архитектор и преподаватель Михаил Осипович Лопыревский с наследниками.

Все эти годы дом был доходным…

…Комнаты в нем сдавались внаем

Здесь в разное время проживали историк и публицист Иван Кондратьевич Бабст, историк Василий Осипович Ключевский, двоюродная сестра декабриста Лунина, подруга Пушкина и талантливая певица графиня Екатерина Петровна Риччи и драматург, актер и преподаватель театрального мастерства Иван Васильевич Самарин.

В 1895 году дом продали городской казне, и в нем открылась типография Московского городского общественного управления.

Дом снова сделался жилым после революции, превратившись в вузовское общежитие. Известно, к примеру, что в 1928 году в нем жил поэт, «отец Василия Теркина» Александр Трифонович Твардовский.

С 1960-го здесь разместился Институт Искусствознания Академии Наук СССР. Сегодня это – Государственный институт искусствознания с выставочным залом.

-10

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца. Буду очень рад вашим оценкам, репостам и комментариям.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!