Найти тему
Тайный фотограф Москвы

Дом архитектора Лопыревского на Арбате, или Особняк, крошечный снаружи, просторный внутри

Оглавление

На паре фотографий из вчерашнего рассказа об арбатском «Доме с рыцарем» наблюдательный читатель мог обратить внимание на попавший в кадр угол небольшого особняка, стоящего напротив серого каменного великана.

К примеру, на этом фото
К примеру, на этом фото

Это – дом архитектора Михаила Осиповича Лопыревского, построенный зодчим в 1852 году.

-2

Он стоит на углу Арбата и Калошина переулка, названного так по имени знатного домовладельца, бригадира Алексея Ивановича Калошина.

-3

Симпатичного красновато-кирпичного оттенка…

…Одноэтажный дом с антресолями и на белокаменном цоколе

И это еще одна жилая постройка в нашу импровизированную копилку домов, что известные архитекторы строили лично для себя и своих семей.

(К примеру, можно вспомнить эти две заметки.)

Интересно, кстати, что он, хоть и выстроен из дерева, ни разу не пострадал ни от одного пожара, что для Москвы истинная редкость.

-4

О Михаиле Лопыревском (при рождении, правда, его фамилия была Лопырев) пишут нечасто, но он, тем не менее, был вполне известен в свое время. Внук вольноотпущенного крестьянина и сын архитекторского помощника, он пошел по стопам отца и поступил в архитектурную школу при Экспедиции кремлевского строения, да так и остался служить при Экспедиции.

Впрочем, есть даже легенда о том, что он – никакой не выходец из крестьянства, а вовсе внебрачный сын одного из князей Голицыных. Но это, как говорится, не точно. Хотя, кто сейчас сможет сказать наверняка?

Михаил Осипович Лопыревский. Изображение из открытых источников
Михаил Осипович Лопыревский. Изображение из открытых источников

Принимал участие в строительстве Оружейной палаты, являлся членом Комитета по построению храма Христа Спасителя и автором проекта восстановления Спасской башни Кремля. Владел собственными доходными домами здесь же неподалеку, на Арбате, преподавал зодчество в Московском дворцовом архитектурном училище.

И этот небольшой снаружи, но просторный и вместе с тем уютный внутри, он…

…Выстроил фактически своими руками

Зодчий не стал перегружать особняк внешними украшениями, столь популярными тогда, ограничился лишь медальонами с античными фигурами (7 фото).

И – изящным оформлением окон, исполненным в едином стиле с кронштейнами карниза (6 фото).

Михаил Осипович и вовсе считал нарушением законов архитектуры фасады, «которые не представляют совершенно никакого назначения либо обманывают в оном, ибо, взирая на здание, вы не узнаете, общественное оно или частное, судебное ли строение или торговое».

Не любил он и «употребленные без нужды колонны».

-8

Но вот целевому объему дома и его наполнению он придавал огромное значение!

«…Здание составляется не фасадом, но планом, от которого зависят фасад и разрез… и каждый из сих предметов в зависимости один от другого»
Из его «Речи о достоинстве зданий», произнесенной 7 мая 1834 года

И внутри особняк был как раз украшен и обставлен весьма роскошно и продуманно. Живописные дверные полотна, деревянные панно, расписанные темперой, арабески на потолке, балках-перекрытиях и дверных косяках…

-9

Все это обнаружили мастера при реставрации особняка в 1997 году, сняв более позднюю обшивку. А под 12 (двенадцатью!) слоями обоев нашли уникальные обои, поклеенные автором и владельцем дома, по-видимому, и созданные по его же эскизам.

После кончины зодчего в 1883 году в возрасте 71 года его жилище, выкупленное Городской управой, досталось благотворительному родильному приюту, делившему его со школьной амбулаторией, Обществом русских врачей и, недолгое время, с… гастрономической лавкой Белова – героя рассказа Ивана Алексеевича Бунина «Муза».

-10

Родильный приют существовал здесь до 1918 года, уступив место роддому (с 1918 по 1930 год).

Затем история дома на какое-то время теряется. Кто владел им – неизвестно. Но дом начал приходить в негодность… дерево попросту начало гнить.

Но в 1993 году ему, к счастью, присвоили статус памятника архитектуры, а спустя четыре года приступили к реставрации. И дом снова, как и в середине девятнадцатого века, можно смело назвать жемчужиной Арбатских переулков.

-11

В 2004 году в Доме Лопыревского разместилась Библиотека истории русской философии и культуры и Клуб любителей истории Арбата. А сегодня, по всей видимости, некая еврейская организация (3 фото).

  • А я тем временем снова выйду на Старый Арбат и, пройдя немного, сверну еще в один переулок. И прогуляюсь по нему, в ближайших заметках показав вам еще несколько замечательных домов.
-13
Москва, Калошин переулок, 12с1, 119002

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца.

Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, а также в репостах статей в ваших любимых соцсетях.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!