Я не изучал более ранние периоды нашей истории — досоветские, потому по этому вопросу, потому могу сказать лишь за войну Великую Отечественную. А в тот период было очень популярно мнение, активно навязываемое простым людям, что во всём мире простой народ поддерживает первое социалистическое государство и ждёт, не дождётся, когда Красная Армия освободит его (народ) от гнёта капиталистов и помещиков. Кстати, в очень многих довоенных «оборонных» фильмах, где Красная Армия сражается на чужой территории (и конечно, малой кровью), можно увидеть, что местное население встречает советских солдат как освободителей, и всячески им помогает в борьбе против коварных фашистов.
Поэтому и после начала Великой Отечественной войны продвигалась идея, что на самом деле в Вермахте воюют такие бы рабочие и крестьяне, которых Гитлер насильно согнал на войну. И на деле же они за нас, просто не могут об этом сказать, ибо будут брошены в застенки гестапо.
Сейчас мы, конечно, знаем, что гораздо больше примеров, увы, обратных. И с цветами встречали, к сожалению, Вермахт, во всяком случае в Прибалтике и на Украине. А желающих помогать немцам, вплоть до выступления на их стороне с оружием в руках, было очень много как раз среди населения Советского Союза. Разумеется, не только во время войны, а и все последующие годы советской власти об этом не говорили. А во время войны наши газеты писали совсем другое. Буквально в каждом номере, среди сводок с фронта, публиковались рассказы добровольно перешедших на нашу сторону немецких солдат. И немцы рассказывали, какие у них огромные потери, как рядовой состав сломлен духом и не хочет воевать. Как вариант могли быть захваченные письма немецких солдат, в которых они писали своим родным, как всё плохо. Также были очень популярны письма из самой Германии, где сообщалось о плохой жизни населения, порой и про голод.
И не важно, что эти материалы штамповались как под копирку в самих редакциях. Важно, что они были, их было много и соответствующее настроение у населения и личного состава наших вооружённых сил они создать должны были. Создавали ли? Сказать не берусь. Хотя, судя по отдельным сводкам НКВД, в которых оценивались настроения население и военнослужащих, люди далеко не все и не всегда верили написанному в газетах. Особенно, когда журналисты, или, правильнее, агитаторы, совсем уж теряли берега и писали просто несусветную чушь. Ругать их за это особо и не следует. Пропаганда тоже оружие — это раз. Приводить примеры плохого настроения у врага очень важно и полезно — это два. Если таких примеров нет, то их нужно придумать — это три. И в-четвёртых, если умных и грамотных для такой работы не нашлось (такие чаще всего в окопах), то за неимением гербовой пишут на простой. Собственно, и в эпоху интернета ничего не изменилось. Кстати, так было не только у нас, но у наших противников и союзников.
Поводом для написание этой статьи послужили просмотры подшивок газет «Правда» и «Красная звезда» военного времени, в частности за 1942 год. И не мог не поделиться примерами нашей пропаганды.
В газете «Красная звезда» от 30 август 1942 года предлагается письмо убитого на Ленинградском фронте солдата 209-го полка, в котором ему пишут из родного Кёнигсберга. В письме рассказывается об ужасах бомбардировки города русским самолётами. Честно говоря, я не нашёл точной информации, бомбили ли в 1942 году наши самолёты этот город. В 1941 году был один налёт точно, но скорее символический — 1 сентября 1941 года 11 бомбардировщиков Пе-8 бомбили город.
В той же газете от 25 августа публикует рассказ пленного солдата 187-го полка 87-й пехотной дивизии, который утверждал, что в начале войны солдат уверяли, будто они воюют для защиты своей родины, теперь заявляют, что воюют за Украину и другие плодородные земли, и подгоняют всевозможными посулами.
В том же номере публикуется неотправленное письмо итальянского солдата, в котором он пишет об огромных потерях и желании любой ценой вырваться с войны на родину:
В газете «Правда» от 28 октября 1941 года сообщается о письме финского солдата, который говорит, что воевать не хочет и рад, что попал в плен. И также, по его словам, думает большинство финских солдат. Кормят их плохо, тёплого обмундирования нет (это у финнов-то?!), воевать никто не хочет и сильны пораженческие настроения:
В том же номере приведено несколько писем из переписки немецких солдат с родными. Во всех упоминания о потерях. Правда, понять из этих цитат что-то о реальном уровне потерь, крайне сложно. Но, подразумевается, что гибнут немцы как мухи:
А вот газета «Правда» за 10 сентября 1942 года. На первой полосе сразу два сообщения.
В первом венгерский солдат рассказывает об огромных потерях и ненависти венгерских солдат к немецким. Офицеры же недовольных подвергают наказаниям, вздёргивая на дыбу.
Также в газете приводится письмо от одного убитого немецкого офицера к другому. Немец также пишет об огромных потерях и упоминает советский танк Т-34 как лучшее из того, что создано в области танков:
Конечно, содержимое этих писем и в целом настроений, что немцев, что их союзников, в отчётах НКВД сильно отличается от приводимых в газетах. Но я могу лишь добавить, что по указанным номерам частей и прочей информации ляпов нет, вроде соответствует.
Я привёл лишь немногие публикации, их, конечно, множество, и любителям рекомендую их почитать, благо подшивки всех газет доступны.
В завершении же хочу порекомендовать статью совсем не совсем в тему этой, но зато интересную:
Был ли подвиг майора Кузминова положен в основу книги «Батальоны просят огня»