Найти в Дзене
Ульяна и книжный шкаф

"Детонация" сознания, или разговор о текущем (отзыв о сборнике рассказов Р. Сенчина)

Случилось так, что мне в руки попал новый сборник рассказов Романа Сенчина «Детонация». До этого о Романе Сенчине я слышала только как об авторе романа «Русская зима», о котором в момент его публикации много говорили книжные блогеры. Оказалось, что у автора есть несколько сборников рассказов и повестей с характерными названиями «Девяностые», «Нулевые», «Десятые». И, видимо, для того, чтобы «закрыть план» по двадцатым, Р. Сенчин выпускает сборник «Детонация», основной темой которого становятся события, произошедшие после 24 февраля 2022 года и то, как эти события повлияли на людей. Характерной чертой творчества Романа Сенчина является внимание к человеку маленькому, обычному, провинциальному. Герои его рассказов – жители небольших сибирских городков, не совершающие великих дел, в чем-то опасающиеся жизни, не настроенные рисковать. Как сказал критик Павел Басинский: «Да, Сенчин пишет о жизни, как она есть. О том, что происходит далеко от столиц и центральных городов. А если и в столице,

Случилось так, что мне в руки попал новый сборник рассказов Романа Сенчина «Детонация». До этого о Романе Сенчине я слышала только как об авторе романа «Русская зима», о котором в момент его публикации много говорили книжные блогеры. Оказалось, что у автора есть несколько сборников рассказов и повестей с характерными названиями «Девяностые», «Нулевые», «Десятые». И, видимо, для того, чтобы «закрыть план» по двадцатым, Р. Сенчин выпускает сборник «Детонация», основной темой которого становятся события, произошедшие после 24 февраля 2022 года и то, как эти события повлияли на людей.

Фото: Козынцева У.
Фото: Козынцева У.

Характерной чертой творчества Романа Сенчина является внимание к человеку маленькому, обычному, провинциальному. Герои его рассказов – жители небольших сибирских городков, не совершающие великих дел, в чем-то опасающиеся жизни, не настроенные рисковать. Как сказал критик Павел Басинский:

«Да, Сенчин пишет о жизни, как она есть. О том, что происходит далеко от столиц и центральных городов. А если и в столице, то далеко от центра с миллионами новогодних лампочек. Он пишет о России, где лампочек мало и где горят они тускло».

И именно эта черта его стиля, с одной стороны, делает рассказы очень понятными, близкими читателю. Его герои, носящие очень нейтральные, ничего не говорящие о них имена, проживают, к сожалению, знакомые многим ситуации: провожают отца на фронт, страдают, что жизнь проходит мимо, ужасаются от того, как в сети знакомые и незнакомые ополчаются на них за нейтральный по содержанию пост, покидают Родину, большую или малую, или хотят на неё вернуться, ищут себя. Даже язык, которым написаны рассказы, это простая, не приукрашенная речь, которой говорят на улице, в магазинах, в обычной, не книжной жизни. Герой Сенчина максимально приближен к нам.

С другой стороны, среднестатистический русский человек у Сенчина получается каким-то сереньким, ничем не примечательным, существующим между восьмичасовым рабочим днем, кухней и телевизором. Так ли живет вся страна? У меня не так много знакомых, чтобы согласиться с этим или попытаться это опровергнуть, но очень уж не хочется автору верить. Картина русской действительности выходит у него очень печальная.

«Но продолжал сидеть за письменным столом, за которым уже столько успел написать повестей и рассказов и даже небольшой роман, и читал, читал комментарии. Словно глотал что-то едкое, может, и ядовитое, и при этом сейчас необходимое».

У меня действительно возникло ощущение, что Р. Сенчину нравится растравлять душу и себе, и читателю. Да, в русской литературе есть незабвенная традиция живописать, как плохо мы живем, как тяжело приходилось во все времена русскому человеку, как разваливается общество и идет к своему упадку. Но, что Достоевский, что Шукшин, что Платонов, подсвечивая дремучесть, серость, беспроглядность действительности и человека в ней, искали пути выхода из неё, к чему-то читателя вели. Сенчин просто разворачивает перед нами панораму тяжелой и тревожной жизни своих героев при сталинских репрессиях, в девяностые, в современной нам России и оставляет читателя с этим осознанием. Что хочешь, то с ним и делай. Но литература должна давать надежду, свет, какой-то ориентир. Разве не так?

Несколько рассказов из сборника мне действительно понравились. Например, «Постоянное напряжение», в котором речь идет о том, как упрощение быта с его магазинами, лапшой быстрого приготовления и огурцами из магазина «три рубля кило» делало людей большого и крепкого сибирского села будто мельче. Разучились люди работать, забыли трудовые традиции отцов и дедов, тянулись к цивилизации и теряли свою внутреннюю силу. Это грустно, но так похоже на правду, ведь когда человек отвыкает жить своим трудом и переходит на восьмичасовой рабочий день с заходом в магазин после, он становится зависим от той самой цивилизации, общества и государства, которое эту цивилизацию обеспечивает.

«…страшное в том, что упрощение, облегчение быта привело к измененью людей. Ленивые сделались, какие-то глубинно усталые».

Рассказ «Вторая жизнь», основной идеей которого стала важность в жизни человека веры в свою страну и то, что в ней происходит. Мне близка идея главной героини о том, что, начав сомневаться в каждом слове и событии, мы скорее потеряем почву под ногами и за жизнь нечем будет держаться, чем покажем себя как людей сведущих и мыслящих независимо. Да, умение критически мыслить очень важно. Это подтверждает описанная в рассказе «Детонация» страшная и смешная ситуация, когда рассказчик, опубликовав нейтральный пост на своей странице, случайно вызвал битву в комментариях не на жизнь, а на смерть среди знакомых, друзей и залетных комментаторов, которые, переругавшись, дружно обвинили героя во всех грехах. Но умение критически мыслить и критиканство – вещи разные.

Были в сборнике и рассказы, вызвавшие одно лишь недоумение. Например, «Праздник», повествующий о том, как герой-рассказчик, будучи пьяным, полез нас сцену во время празднования дня независимости, чтобы со сцены обозвать людей зомби и возмутиться, что ему не продали горячительного напитка (что, как мы понимаем, ему не помешало достичь нужного состояния). К чему это? Зачем? Что этот текст дает читателю?

«Детонация» явно задумывалась Романом Сенчиным как способ поговорить с миром о значимых исторический событиях, запущенных 24 февраля 2022 года и продолжающихся по сей день. Но, проблема в том, что в отличие от Захара Прилепина, который высказывается о спецоперации в своих произведениях открыто и понятно, герой-рассказчик Романа Сенчина вьется, мнется и то ли боится (по понятным причинам), то ли не знает, что собственно говорить и какой позиции придерживаться. Из-за этого после прочтения книги у меня осталось мутное, тягостное послевкусие, как будто меня тайком пытались вызвать на неприятный разговор.

Знакомы ли вы с творчеством Романа Сенчина? Интересны ли вам художественные произведения о текущих исторических событиях?

Приглашаю вас подписаться на мой Telegram-канал, там я делюсь новостями и первыми впечатлениями о книгах.

Читайте и другие отзывы: