Пожалуй, за исключением романа "Свобода", все остальные произведения Джонатана Франзена озадачивали меня своим названием, их метафоричность до сих пор остается для меня неразгаданной, но сильнее всего, как оказалось, меня дезинформировала "Безгрешность". Читая аннотацию, я полагала, что речь в книге пойдет об отношениях матери и дочери, о значимости роли отца в жизни ребенка, о поиске себя через поиск отца. На деле "Безгрешность" оказалась историей о сумасшествии людей неординарных и боли обыкновенных, кому не повезло оказаться с ними рядом и полюбить их.
Начинался роман весьма безобидно. Пип, молодая девушка, обремененная большим учебным кредитом (нормальная история в Америке), едва сводит концы с концами, часто звонит своей матери, давно пребывающей в депрессии и видящей в дочери единственный смысл своей жизни, страдает от безответной любви к взрослому мужчине и не может найти себя. В силу закономерных причин Пип почти в одно время теряет работу, любовь, доверие к матери, цель, к которой можно было бы двигаться, и решает пуститься в, казалось бы, случайно подвернувшуюся авантюру: стать практиканткой в проекте "Солнечный свет", некоем аналоге Викиликс, и попытаться найти отца. Но дальнейшее погружение в прошлое её родителей, руководителя проекта Андреаса Вольфа отодвинуло Пип на задний план и она стала второстепенным персонажем, пешкой или первой доминошкой, запустившей дальнейшие события.
Я сказала бы, что это наименее философский из всех романов Франзена, но назвать его легким, как в отрывках из рецензий, напечатанных на обложке, у меня язык не поворачивается. Да, количество затронутых социальных, политических, философских проблем в романе сравнительно небольшое: проблема ядерного вооружения, осуждение социалистического режима в Восточной Германии, власть интернета над сознанием и жизнью людей, отдаленное упоминание экологических вопросов.
"Целью интернета и сопутствующих ему технологий было "освободить" человечество от необходимости что-то изготавливать, что-то изучать, что-то запоминать - от задач, которые раньше придавали жизни смысл и составляли её содержание".
Но количество сумасшедших на квадратный метр сюжета чрезвычайно велико. Они фактически заслонили остальные проблемы романа, а читать про чьи-то психические отклонения мне было непросто.
Нужно отдать автору должное: он тонко и, на мой взгляд, правдоподобно изображает, как человек, одержимый идеей, будь то собственная исключительность или протест против родителей, постепенно становится рабом этой идеи, теряет вкус ко всему, что с этой идеей не связано и сходит с ума, даже если окружающим это не заметно. Не знаю, сила воображения или тщательные исследования позволили автору глубоко проникнуть в человеческое безумие, но, прочитав четыре романа Дж. Франзена, я с уверенностью могу сказать, что в каждом из романов он так или иначе исследует грани сумасшествия. Пожалуй, "Свобода" несколько выбивается из этого ряда, потому что герои романа хоть и одержимы некоторыми идеями, но по основным параметрам попадают в рамки нормальности.
С точки зрения поглощения разума безумием наиболее интересным персонажем в романе является Андреас Вольф. Сын психически больной матери, умеющей хорошо держать маску в обществе, сын важного члена ЦК в Восточной Германии, диссидент при социализме, политический преступник при капитализме, прообраз Джулиана Ассанжа (и по сюжету его соперник), организатор масштабных утечек в Интернете. Гуру Всемирной паутины и её раб. Франзен показывает, как постепенно в герое зарождаются параноидальные мысли, как безобидные особенности психики преломляются об идею собственной исключительности и зарождается Убийца (аналог Черного человека С. Есенина). Думаю, тем, кому нравится наблюдать в литературе за "играми разума" героев, точно стоит обратить внимание на "Безгрешность".
Признаюсь, всех героев романа мне было очень жалко: несчастные, одинокие в своем проживании боли, люди, не реализовавшие в жизни своих основных желаний. Удивительно, но всех их поступки не вызывали осуждения (возможно, в этом была задумка автора). Да, ты понимаешь, что они ведут себя безобразно, что в жизни ты с ужасом бы от этого отвернулся, но, видя причины их поступков, ты жалеешь героев. Так, история Андреаса убедительно показала: часто такие люди своими вызывающими, пограничными поступками просто просят о помощи. Но понимаем мы это слишком поздно.
Возвращаясь к поднятым в романе социальным и политическим вопросам, скажу, что по части проблем ядерного вооружения и особенностей политических режимов я не специалист и рассуждать о них не берусь. Единственное, что мне категорически не понравилось в романе, это огульное осуждение социализма в Восточной Германии со скрытым посылом в сторону всего Советского Союза. Причем герои, пострадавшие от режима и осуждающие его, были из неблагополучных семей, недолюбленные, несчастные в семье. При чем здесь социализм? Ведь и бежали герои из страны не от режима, а от семьи. Да, трагедию Восточной Германии никто не отрицает, но критика режима глазами американца выглядела слишком необъективной. Как может автор критиковать режим, не упоминая причин его установления, уравнивая Восточную Германию и Советский Союз. Он действительно думает, что в этих двух странах жизнь была идентичной? Джонатан Франзен прекрасно разбирается в политических и социальных проблемах своей страны, но зачем замахиваться на большее? Это оказался тот случай, когда взгляд со стороны не дал объективной оценки и больше походил на критику в духе "не читал, но осуждаю".
Для меня "Безгрешность" стала самым противоречивым романом Джонатана Франзена. Я не могу советовать прочитать его, потому что, на мой взгляд, это произведение не дает читателю ничего, кроме нескольких любопытных социально-политических рассуждений. Но мы ведь говорим о художественном произведении, а не журнальной статье. И если роман не трогает душу, то стоит ли тратить время на его чтение, учитывая к тому же очень большой объем текста?
Если вы читали "Безгрешность", поделитесь, пожалуйста, своим мнением о романе. Если не читали, то появился ли у вас интерес к роману после прочтения отзыва?
Читайте и другие отзывы: