Найти в Дзене
ABW

Как правильно заряжать электромобиль

Оглавление

Электромобили становятся все более популярными в Беларуси, а вопрос их зарядки выходит на первый план. Но есть ли какие-то нюансы в этом процессе и можно ли без страха за батарею заряжаться на быстрых станциях? Разбираемся со специалистом.

Есть ли разница в износе аккумулятора при использовании быстрой и медленной зарядки
Можно ли заряжать электромобили в дождливые дни
Несколько советов для владельцев электромобилей, чтобы продлить срок службы аккумулятора

«Если сделать зарядное устройство щадящим, то автомобили будут заряжаться месяцами»

Недавно я общалась с владелицей электромобиля, и во время диалога возникла дилемма: как быстрая зарядка влияет на износ аккумулятора и влияет ли вообще? Мы решили не гадать и задали этот и другие вопросы по зарядке «электричек» Олегу Кардашу, руководителю технического отдела «Зубр Техсервис».

-2

– Быстрая и медленная зарядка: как они работают и в чем между ними разница?

– Начну с того, что электроэнергия, которая хранится в автомобиле, представлена в виде постоянного тока. Еще есть промышленный ток, который используется в быту и на производствах – он же переменный ток. Отсюда возникла задача: как переменный ток засунуть в батарею, где хранится постоянный ток. И чтобы ее решить, инженеры разработали два вида зарядных устройств. В первом случае, когда мы говорим о медленной зарядке, в автомобиль подается переменный ток, и сам автомобиль преобразовывает его в постоянный, после чего запускает в батарею. Второй случай – когда зарядная станция сама готовит постоянный ток и запускает его непосредственно в батарею, минуя преобразователь в машине. Это и есть быстрая зарядка – самый быстрый способ, поскольку в этом процессе не нужно тратить время и другие ресурсы как автомобиля, так и станции, на то, чтобы преобразовать энергию.

– Если мы говорим о телефонах, то считается, что быстрая зарядка негативно сказывается на емкости аккумулятора. А как она влияет на долговечность аккумулятора электромобиля?

– Нужно понимать, что есть теория, а есть практика. И если говорить о теории, то чем меньше будет сила тока, которая заставляет перемещаться ионы и электроны из одного состояния в другое, тем более щадящим будет режим работы веществ. Если же процессы будут происходить очень быстро, то есть вероятность повреждения кристаллических решеток этих веществ. Но на практике невозможно максимально низко опустить планку силы тока, потому что если сделать зарядное устройство очень щадящим, автомобили будут заряжаться месяцами. Поэтому производители и пошли на компромисс: сделали зарядные станции постоянного и переменного тока.

– Исходя из вашей практики, есть ли реальная разница в износе аккумулятора при использовании быстрой зарядки по сравнению с медленной?

– Я не сказал бы, что есть какая-то проблема именно из-за использования быстрой зарядки. К более быстрому износу элементов батареи скорее приведет частичная зарядка. Например, когда вы подзарядились на 20% и уехали. Поэтому лучше всего заряжаться до максимума.

«Новый аккумулятор – это 50–70% цены всего автомобиля»

– Есть ли какие-то рекомендации по частоте использования быстрой зарядки? Например: может, не стоит делать это каждый день?

– Заряжаться можно хоть каждый день, но нужно понимать, что в этом случае есть риск более быстрого повреждения кристаллической решетки веществ.

– Какие признаки будут указывать водителю на ухудшение состояния аккумулятора?

– Самое очевидное – вы понимаете, что стали чаще заряжаться, а на привычный маршрут уходит больше энергии. Это говорит о том, что емкость батареи начала снижаться.

– Может ли человек сам проверить оставшуюся емкость батареи?

– Сама машина не показывает процент старения батареи. Но есть диагностическое оборудование, которое позволяет оценить такой показатель как SOH – State of Health. И скажу из своего опыта, относительно недавно видел Zeekr с пробегом в 100 тыс. км, где уровень жизни батареи составил 92–95%. То есть емкость практически не съелась.

– Предположим, я обнаружила, что привычный маршрут требует больше энергии. Что делать?

– Сразу скажу, что такие признаки появляются не в начале эксплуатации автомобиля, а ближе к десяти годам. Это и понятно, ведь батарея стареет. Если никаких неисправностей нет (машина вам об этом сама сообщит путем горящих индикаторов) и дело только в снижении емкости, то есть несколько вариантов. Когда батарея ремонтируемая, т.е. существуют запасные части, ее можно отремонтировать. Если она сама по себе неразборная, а такое часто можно встретить в китайских автомобилях, можно заменить ее полностью. Но, как правило, это довольно дорогой процесс, ведь новый аккумулятор в среднем стоит от 50 до 70% цены всего автомобиля.

«Заряжаться в дождливые дни можно, но нужно быть уверенным в исправности станций»

– Можно ли заряжать электромобили в дождливые дни?

– Здесь не о чем беспокоиться, потому что производители все предусмотрели: зарядные станции и аккумуляторы являются водонепроницаемыми, а зарядные порты делаются с изолирующими уплотнениями. Поэтому заряжаться в дождливые дни можно, но нужно быть уверенным в исправности самих станций. Кроме того, всегда помните, что во время непогоды и особенно грозы лучше не находиться на открытом воздухе в целях собственной безопасности.

– Влияет ли на эффективность зарядки температура окружающей среды?

– Нужно понимать, что в первую очередь все зависит от мощности станции. Вторым фактором, действительно, является состояние окружающей среды. Для оптимальной зарядки температура батареи должна быть в диапазоне от 20 до 24 градусов Цельсия. В противном случае ресурсы станции будут тратиться не только на саму зарядку, но и на сопутствующие процессы. Например, если это зима с минусовой температурой, то станция должна будет подогреть охлаждающую жидкость как в самом автомобиле, так и в системе охлаждения батареи. Если мы говорим о жарком лете, то в этом случае ресурсы станции также будут тратиться на терморегуляцию.

-5

И я часто встречаю один и тот же вопрос со стороны владельцев электромобилей: предположим батарея автомобиля рассчитана на емкость 60 кВт⋅ч, а по приложению зарядная станция отдала 65 кВт⋅ч. То есть больше, чем машина может взять. Как такое может быть? А это как раз та ситуация, о которой мы говорим: 60 кВт⋅ч были потрачены именно на зарядку, а еще 5 понадобились на работу станции, на подготовку энергии, возможно, на охлаждение и т.д.

– Может быть, есть температурный режим, при котором не рекомендуется заряжать электромобиль?

– Автомобиль – это транспортное средство и на нем нужно передвигаться и днем, и ночью, и в мороз, и в жару. Соответственно, и заряжать. Производители это понимают, поэтому никаких ограничений здесь нет.

«Избегайте частичных заправок на небольшой процент»

– Возвращаясь к технике: есть мнение, что заряжать телефон надо до 80%, а разряжать только до 20%. Это позволит сохранить емкость аккумулятора подольше. Актуальны ли такие правила для электромобилей или их спокойно можно заряжать на максимум?

– Я сказал бы, что к электромобилям это сейчас уже не применимо. Ведь производители не просто так рассчитали и заложили в алгоритмы зарядки и разрядки минимальные и максимальные значения. И тот же телефон сигнализирует вам о 20% заряда не из-за того, что ниже разряжаться нельзя, а чтобы вы просто были в курсе этого и не забыли подзарядиться. Что касается 80%, то, как я уже говорил, электромобили, наоборот, лучше заряжать до 100%.

– Предположим, мой аккумулятор полностью разрядился. Что делать?

– В электромобиле есть сети двух напряжений: высоковольтная и низковольтная. Все электрооборудование (дисплей, мультимедиа, отопитель, вентилятор, любые ассистенты и т.д.) питаются от 12 вольт. Если разрядился этот аккумулятор, то его нужно «прикурить». Это позволит заехать на эвакуатор, доехать на нем до зарядной станции и зарядиться. Если процесс зарядки не идет, то необходимо ехать на СТО. Когда дело в основном аккумуляторе и вы просто не успели доехать до заправки, то здесь путь такой же. Сначала пробуем «прикурить» 12-вольтовый аккумулятор, затем едем на заправку. Если зарядка не идет, едем на СТО. Но лучше всего не разряжать машину в ноль. Если вы видите, что осталось 5%, то остановитесь, вызовите эвакуатор и езжайте на заправку.

– Какие советы вы можете дать владельцам электромобилей, чтобы продлить срок службы аккумулятора?

– Могу дать два совета. Первое – используйте зарядные станции переменного тока до 20 кВт (медленная заправка), которые являются более щадящими для батареи. Второе – опять же, заряжайтесь на полный уровень заряда и избегайте частичных заправок на небольшой процент.

]]>