Собственно такой «Конго» с 5-ю башнями представлял изначально – не зачем делать линейно-возвышенную схему, ставить тяжелый барбет. Но, потом подумал, что дополнительную башню надо как-то обосновать с поальтернативить, и в результате появилась данная альтернатива.
«Конго» — тип линейных крейсеров японского императорского флота. Около 20 лет (с момента создания и до окончания Второй Мировой Войны), считалось, что к типу «Конго» относится 4 единицы — «Конго» (金剛), «Кирисима» (霧島), «Хира» (比名) и «Хиэй» (比叡), в действительности ситуация иная. Тип «Конго» — это, именно «Конго» и «Кирисима», «Хира» и «Хиэй» принадлежат к другому типу (в лучшем случае его можно считать, как «Конго +»). Почему так получилось, и пойдет речь.
***
К проектированию первых линейных крейсеров в Японии приступили в 1908 году. Все работы велись силами Морского технического департамента, а ориентиром для разработчиков служили официально объявленные характеристики первого британского линейного крейсера «Инвисибл» (Invincible). В соответствии с этим крейсер должен был иметь водоизмещение 18 650 тонн, скорость 25 узлов и главный калибр из четырёх 305-мм и восьми 254-мм орудий. После того как стали известны истинные характеристики британского корабля, проект был изменён. Теперь будущий «Конго» должен был иметь водоизмещение 18 750 тонн, скорость 26,5 узлов и однородный главный калибр из десяти 305-мм орудий. Первый корабль серии предполагалось заложить в 1911 году. Тем временем британцы не останавливались на достигнутом и заложили линейный крейсер «Лайон» (Lion) в сравнении с которым все проекты японцев выглядели очень слабыми.
В сложившейся ситуации японский флот обратился к британской фирме «Виккерс» с просьбой о разработке проекта при условии постройки головного корабля на британских верфях. Проект был разработан под руководством британского кораблестроителя Джорджа Тёрстона (Georges Thurston), который создал проект близкий к новейшему британскому линейному крейсеру «Тайгер» (Tiger). Вскоре после закладки головного «Конго» между Японией и «Виккерсом» был заключён контракт предусматривавший передачу основных технологий. В течение 1911—1912 годов на японских верфях было заложено ещё три корабля типа «Конго».
Окончательная конструкция крейсеров представляла улучшенную версию типа «Lion» водоизмещением около 27 940 тонн (27 500 длинных тонн). Они вооружались восемью 14-дюймовыми орудиями, установленных в четырех двуорудийных башнях (две в носовой части и две в корме) и имели максимальную скорость 27,5 узлов.
В результате этого, Япония получила линейные крейсера, считавшиеся даже более мощными, нежели новейшие британские, что вызвало небольшой скандал в английской прессе.
Корпус «Конго» в основном повторял корпус «Лайона», но имел клиперный форштевень». Большим, чем на британских кораблях был и развал бортов, что было сделано для лучшей мореходности. Подводную часть форштевня «Конго» сделали прямой в отличие от бульбообразной на «Лайоне». Это уменьшило длину японского крейсера почти на 1,5 метра, а ширина была на 1,65 метра больше, чем у «Лайона»
По удачному британскому образцу – «Конго» — были заложены еще корабли «Кирисима» в том же 1911 году, и два — «Хира» и «Хией» — в 1912 году. Официально, все четыре корабли относились к одному проекту, и в этом смысле «Конго» и «Кирисима», а так же «Хира» и «Хией» были идентичны (с поправкой на корабельную специфику). Вот только, пара «КК» отличалась от пары «ХХ»…
Еще не наступила Великая война, еще Великобритания и Япония были союзниками, а Страна Восходящего Солнца уже была готова воевать… да хоть с теми же самыми союзниками. При этом, упор был сделан на качественное усиление своих кораблей – он выражался в том, что еще на стадии проектных работ корпуса кораблей №3 и №4 (будущие «Хира» и «Хиэй») были удлинены, с тем, что бы имелось место куда можно было поставить 5-ю башню. Другими словами, «Хира» и «Хией» по проекту должны были быть вооружены не 8, а 10-ю 356-мм орудиями.
Таким образом, в Стране Восходящего Солнца в период Первой Мировой Войны, появилось 4 линейных крейсера двух типов: «Конго» и «Хира». В стране Восходящего Солнца провели большую работу, в частности, «Хира» и «Хиэй» всюду таскали дополнительный (на 600-650 тонн) балласт – так имитировался вес будущей башни (существует версия, что дополнительная башня была установлена на стадии строительства, но японцы ее замаскировали). Именно балласт, все предложения о дополнительных помещениях для экипажа, топлива, авиации, отвергались – ведь в условиях войны придется рассчитывать именно на башню, а не дополнительные удобства для экипажа или запасы топлива. Хуже приходилось расчетам «отсутствующей» башни – ведь рабочего места у них не было, поэтому им то приходилось быть запасными, то распределяли по имеющимся башням.
Почему на последующих линейных кораблях – типа «Фусо» и «Исэ», японцы не стали маскировать башни, а открыто поставили 6 башен, неизвестно.
В последствии (т.е. в 20-30х годах), дотошный разведчик мог бы обратить внимание, что «Конго» и «Кирисима» активно демонстрировались публике (ну учитывая общую закрытость Японии), а вот «Хиро» и «Хией» напротив предпочитали скромность. Проведенные модернизации (удлинение корпуса, новые мачты, установка катапульт и самолетов, дополнительные зенитные батареи), несколько уменьшили различия между двумя типами крейсеров, но не скрыли их окончательно. Поэтому, если четыре корабля и оказывались вместе, то фотографировали их только с носовых углов.
При этом, в Японии обсуждался проект куда более существенной модернизации «Конго» и «Кирасимы» — их планировалось подтянуть до уровня «Хиры» и «Хиэй». По планам, оба корабля (были предложения таким же образом удлинить «Фусо» и «Исэ») должны были разрезать и вставить часть корпуса (где будет стоять еще одна башня), но посчитав затраты и слишком большой риск того, что обман вскроется, от данной идеи отказались.
Вместо этого, все силы были брошены на параллельный проект – дополнительная башня на тяжелых крейсерах (тип «Миоко», «Такао» и «Могами» https://alternathistory.ru/dvenadtsat-yaponskih-perevertyshej/?ysclid=me4f1rjg6e900663474. А затем – на создание суперлинкоров типа «Ямато», существенно превосходивших условия Вашингтонского соглашения.
***
О том, какой сюрприз скрывают корабли Восходящего Солнца, вскрылось в разгар боев в 1942 году. Для каких-то американских кораблей, такой сюрприз стал роковым, для других – привел к тяжелым последствиям, третьи – отделались испугом…
Однако, линейные крейсера типа «Хира» хотя и прибавили в огневой мощи (а так же в защите), но все еще оставались линейными крейсерами, имеющими мало шансов в бою с нормальными линкорами (что и показал бой «Хиры» с американскими линкорами). Да на первых порах, внезапное повышение огневой мощи японских крейсеров (линейных и тяжелых) сыграло свою роль, но время шло, и ситуация стала меняться. Индивидуальное превосходство (до активного внедрения радаров у США) японских кораблей, не слишком помогало, когда приходилось иметь дело с 2-3 соперниками. Кроме этого, главным соперником артиллерийских кораблей, стала авиация (утопившая в 1945 году «Хиэй») и подводные лодки, и тут хоть одна, хоть пять скрытых башен главного калибра не могли помочь…
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
Источник: https://alternathistory.ru/perevertyshi-tipa-hira-ili-kongo-s-zamaskirovannoj-bashnej/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉