Deep Purple — титаны, которые в 70-х помогли превратить хард-рок в хеви-метал. Их мощный звук, виртуозные соло и незабываемые риффы стали золотым стандартом жанра. Такие песни, как "Smoke on the Water", "Speed King" и "Black Night", являются иконами рока.
Но под поверхностью их прославленной дискографии скрывается менее известная правда: некоторые из величайших хитов Deep Purple были рождены из уже существующих мелодий. Давайте прольем свет на случаи, когда группа черпала вдохновение (а иногда и нечто большее) в чужих песнях для создания своих собственных шедевров.
6. "Black Night" (1970) и "Summertime" Рики Нельсона (1962)
Энергичный, качающий рифф "Black Night" — одна из визитных карточек Deep Purple. Песня взлетела на второе место в британских чартах и стала одним из главных хитов группы. Однако мало кто знает, что этот иконический рифф имеет поразительное сходство с мелодией из песни "Summertime" американского рокера Рики Нельсона, выпущенной восемью годами ранее.
В данном случае это не было случайностью. Гитарист Ричи Блэкмор был огромным поклонником гитариста Нельсона, Джеймса Бёртона, и годами копировал его фишки. Блэкмор даже рассказывал, как в 1963 году узнал секрет Бёртона: тот использовал струны от банджо, которые легче гнулись. Блэкмор не просто заимствовал рифф, он отдавал дань уважения своему кумиру, пропустив его стиль через призму нарождающегося хард-рока.
5. "Lazy" (1972) и "Steppin' Out" группы Cream (1966)
Песня "Lazy" с культового альбома "Machine Head" начинается с ошеломительного инструментального вступления на органе от Джона Лорда, которое задает тон всей композиции. Затем вступает главный рифф — фантастический, мелодичный и невероятно запоминающийся. Удивительно, но его корни можно проследить до песни "Stepping Out", записанной в 1966 году супергруппой Cream.
Deep Purple ловко трансформировали эту мелодию, придав ей новое звучание. Стоит, однако, отметить, что и Cream не были первоисточником: "Stepping Out" была написана и записана блюзменом Мемфисом Слимом, а Cream лишь сделали на нее кавер. Ричи Блэкмор, несмотря на сложные отношения с Эриком Клэптоном, признавал его влияние, и этот рифф — яркое тому подтверждение.
4. "Burn" (1974) и "Fascinating Rhythm" Джорджа Гершвина (1924)
Заглавный трек с альбома "Burn", первого с Дэвидом Ковердэйлом на вокале, стал мощным заявлением о движении группы в сторону прогрессив-рока. Мощный, напористый рифф, который движет всю песню, на самом деле уходит корнями в далекие 20-е годы — к композиции "Fascinating Rhythm" великого Джорджа Гершвина.
Это сходство позже подтвердил басист Гленн Хьюз. В одном из интервью он сказал: «Блэкмор придумал этот классический рок-рифф, но много говорят о том, что он был содран с чего-то, написанного в сороковых (на самом деле, в середине двадцатых). "Fascinating Rhythm" Гершвина, не так ли? Думаю, он мог быть оттуда. Каждый артист заимствует у других, но это классический пример, где Ричи, возможно, что-то взял из двадцатых».
3. "Fireball" (1971) и "Rock Star" группы Warpig (1970)
Заглавный трек с пятого альбома Deep Purple выделяется не только своей скоростью и энергией, но и тем, что вместо гитарного соло Ричи Блэкмора в нем звучит соло на бас-гитаре от Роджера Гловера.
Но если послушать песню "Rock Star" канадской прото-метал группы Warpig, выпущенную годом ранее, можно безошибочно узнать и ритм, и мелодию, которые Deep Purple использовали в "Fireball". Справедливости ради, Deep Purple, верные своему стилю, добавили композиции тяжести и мощи, сделав ее своей собственной.
2. "Child in Time" (1970) и "Bombay Calling" группы It's a Beautiful Day (1969)
Десятиминутный шедевр "Child in Time" — краеугольный камень альбома "Deep Purple in Rock". Это одно из самых известных и любимых произведений группы. Но его знаменитый органный рифф был сознательно заимствован из композиции "Bombay Calling" американской психоделической группы It's a Beautiful Day, вышедшей годом ранее.
Вместо того чтобы подавать в суд, It's a Beautiful Day ответили с юмором: они, в свою очередь, позаимствовали рифф из песни Deep Purple "Wring That Neck" для своей композиции "Don and Dewey". Позже Джон Лорд в интервью признавался: «Это была неплохая идея в то время. Если бы я знал, что песня станет такой знаменитой, я, возможно, был бы осторожнее с воровством чужих... [смеется]... Это не воровство, это взаимодействие! Они ведь тоже украли одну из наших».
1. "Smoke on the Water" (1972) и "Maria Quiet" Аструд Жилберту (1966)
Легендарный рифф "Smoke on the Water" — это музыкальный алфавит, который знают все. Но что, если даже эта икона рока была вдохновлена чем-то другим? Интригующая теория гласит, что Блэкмор мог найти вдохновение в песне бразильской певицы Аструд Жилберту "Maria Quiet".
Эта босанова-композиция, записанная в 1966 году, содержит красивую фортепианную мелодию, которая удивительно напоминает гитарный рифф "Smoke on the Water". Конечно, песни отличаются по энергетике, инструментам и стилю, но мелодическое родство отрицать сложно. Возможно, Ричи Блэкмор услышал эту нежную мелодию и увидел в ней скрытую мощь, превратив ее в один из самых узнаваемых и сокрушительных риффов в истории музыки.