Найти в Дзене

Вспомнил своего «почти земляка», прошедшего путь от начальника районного УГРО до одного из руководителей советского КГБ

История моей подмосковной Дубны тесно переплетена с историей старинного тверского городка Кимры (тот находится по соседству в двух десятках километрах) - будущий наукоград появился на месте ряда деревень, ранее входивших в состав Кимрского уезда Тверской губернии. На центральной аллее кимрского кладбища в Заречье установлен мемориальный комплекс «Скорбь», на мачте которого находятся 6 колоколов. Это памятное сооружение появилось здесь по инициативе и на средства уроженца здешних мест генерал-полковника КГБ В.И. Алидина в память всех усопших кимрян, в т.ч. погребённых около мемориала родителей. Фамилия этого генерала советских органов госбезопасности в своё время была на слуху у сотрудников подмосковной милиции: 15 лет (с 1971 по 1986 гг) Виктор Иванович Алидин возглавлял управление КГБ по Москве и Московской области. А вот начинал он свою службу при погонах именно в кимрской милиции... В 1927 году будущий высокопоставленный генерал (а тогда 16-летний парнишка) вступил на трудовую стез

История моей подмосковной Дубны тесно переплетена с историей старинного тверского городка Кимры (тот находится по соседству в двух десятках километрах) - будущий наукоград появился на месте ряда деревень, ранее входивших в состав Кимрского уезда Тверской губернии.

На центральной аллее кимрского кладбища в Заречье установлен мемориальный комплекс «Скорбь», на мачте которого находятся 6 колоколов. Это памятное сооружение появилось здесь по инициативе и на средства уроженца здешних мест генерал-полковника КГБ В.И. Алидина в память всех усопших кимрян, в т.ч. погребённых около мемориала родителей.

Старинный город сапожников явил стране генерала КГБ. Фото из открытых источников.
Старинный город сапожников явил стране генерала КГБ. Фото из открытых источников.

Фамилия этого генерала советских органов госбезопасности в своё время была на слуху у сотрудников подмосковной милиции: 15 лет (с 1971 по 1986 гг) Виктор Иванович Алидин возглавлял управление КГБ по Москве и Московской области. А вот начинал он свою службу при погонах именно в кимрской милиции...

В 1927 году будущий высокопоставленный генерал (а тогда 16-летний парнишка) вступил на трудовую стезю. Общеизвестно, что Кимры всегда считались столицей сапожного ремесла, и неудивительно, что начинал он учеником раскройщика кимрской обувной артели, а позднее работал раскройщиком на обувной фабрике имени Р.Люксембург.

В 1930 году смышлёный паренёк был направлен по комсомольской путёвке в кимрскую милицию: начинал помощником уполномоченного УГРО, после обучения на курсах оперативных работников проходил службу уполномоченным, начальником оперотделения, а уже в 1932 году был назначен начальником УГРО Кимрского райотдела милиции.

Здание кимрской милиции в 1920-1930-ые годы. Фото из Кимрского районного архива.
Здание кимрской милиции в 1920-1930-ые годы. Фото из Кимрского районного архива.

Чем тогда занималась местная милиция, наглядно видно из его первой заметки, опубликованной в ноябре 1932 года в районной газете «Коллективная жизнь» (ныне «Кимрский вестник»). Вот она:

«НКВД в 1929 году призвал пролетарскую общественность оказать помощь милиции. Осодмил (общество содействия милиции) организован в Кимрах в 1929 году. Направленность работы - на борьбу с сильно развитым хулиганством. Молодёжь в Кимрах помнит, что в 1928 году вечером по улицам города невозможно было пройти - это стало объектом Осодмила. Лучшие рабочие отдавали своё свободное от работы время делу искоренения хулиганства и помощи милиции в борьбе с преступностью. В результате в угрозыске организована ячейка ОСМ в количестве 16 человек с начальником дружины, рабочим фабрики «Красная звезда» Н. Шаршуковым.
В один из базарных дней силами ячейки ОСМ угрозыска раскрыто 24 карманные кражи. Рабочий Н. Лобачёв неделями жил в отделе. Некоторые впоследствии перешли работать в угрозыск: Д. Козлов, Н. Дианов, Н. Лобачёв.
Решением Совнаркома от 24 апреля 1932 года Осодмил был реорганизован. В настоящее время имеется ячейка бригадмила при оперотделе милиции. Его члены Большаков и Отряскин с успехом ведут уголовные дела».

Возможно, служил бы Алидин и дальше в УГРО, но в 1933 году был призван на военную службу, оттуда - в ОГПУ, затем - в НКВД. После демобилизации в 1937 году находился на партийной работе на Украине, а в годы войны был одним из организаторов народного ополчения, партизанских отрядов, истребительных батальонов и партийного подполья.

После войны он закончил Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б) и в 1951 году был направлен на работу в органы госбезопасности. Карьеру в МГБ-КГБ Алидин сделал блестящую: начинал с замначальника 7-го управления МГБ СССР, а в 1960 году возглавил «семёрку» (наружное наблюдение, на сленге - «топтуны»), работу которой довёл до совершенства. До сих пор методам оперативной работы в ведомстве учат по его учебнику с грифом «совершенно секретно»...

1978 год. Группа генералов МВО после военного парада. В центре (в штатском)- В.И.Алидин. Фото из открытых источников.
1978 год. Группа генералов МВО после военного парада. В центре (в штатском)- В.И.Алидин. Фото из открытых источников.

В начале 1971 года Алидин назначен начальником УКГБ по г. Москве и Московской области и возглавлял управление аж 15 лет! В истории органов государственной безопасности это время сейчас так и называется - «эпоха Алидина». Она была бурной и насыщенной самыми разнообразными событиями.

Для борьбы с терроризмом он создал у себя в Управлении внештатную группу «Волна». В 1973 году, когда был осуществлён вооружённый захват самолета Як-40 с пассажирами на борту, именно Алидин непосредственно готовил и проводил операцию по нейтрализации террористов и освобождению заложников. Через четыре года под его руководством были обезврежены преступники, совершившие взрыв в московском метро. Тогда подобные ЧП были ещё в новинку.

А ещё были борьба с иностранными спецслужбами в Москве, подготовка и проведение московской Олимпиады, громкие дела 1980-ых о коррупции (хлопковое с выходом на Узбекистан, дело директора «Елисеевского» гастронома Соколова, хищения в магазине «Океан») - расследование этих и многих других преступлений непосредственно курировал Алидин. При нём же началась и борьба с коррупцией в партийных органах.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Наряду с этими несомненными заслугами генерала КГБ в его богатой событиями служебной биографии имеется один загадочный эпизод, который и поныне время от времени всплывает в отечественной публицистике.

В начале 1970-ых Алидин был инициатором обвинения известного писателя-фантаста Ивана Ефремова (автор любимых всеми романов «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы» и «Час Быка») в шпионаже в пользу Великобритании. До сих пор непонятны мотивы, которые побудили его к этой инициативе. Утверждают, что после выхода в свет романа «Час Быка» председатель КГБ Андропов 28 сентября 1970 года в письме в ЦК КПСС прямо писал, что Ефремов «под видом критики общественного строя на фантастической планете Торманс по существу клевещет на советскую действительность».

Хотя некоторые в ближайшем окружении генерала видели, что вся эта история - откровенная «липа» и дикая авантюра, направленная на дискредитацию и уничтожение честного человека.

Иван Ефремов умел предвидеть... Фото из открытых источников.
Иван Ефремов умел предвидеть... Фото из открытых источников.

Перенесёмся в те времена и напомним суть дела. Ночью 5 октября 1972 года Ефремов скончался во сне от острой сердечной недостаточности. Смерть тут же обросла легендами и домыслами, в большинстве своём не выдерживающими критики. Но нельзя не признать, что загадочными были и кончина, и то, что произошло далее.

Через месяц (!) после смерти писателя в его квартире сотрудниками КГБ по указанию генерала Алидина был произведён обыск, в ходе которого десяток сотрудников скрупулезно обшарили всю квартиру. Они неспешно листали каждую книгу, забрали письма, фотографии, пузырьки с лекарствами, марки, минералы. Даже пытались вскрыть урну с прахом писателя, которую вдова собиралась отвезти в крематорий. В сохранившемся у вдовы писателя протоколе обыска было указано стандартное в таком случае обоснование: мол, тот проводился на предмет обнаружения «идеологически вредной литературы». Ничего криминального обнаружено не было, и через несколько месяцев изъятое возвратили, а вдову оставили в покое. Впрочем, последствия визита всё-таки были: планировавшийся к изданию пятитомник Ивана Ефремова так и не вышел, роман «Час Быка» был запрещён и изъят из библиотек.

Алидин (справа) со своим коллегой. Фото из открытых источников.
Алидин (справа) со своим коллегой. Фото из открытых источников.

Точного ответа на вопрос, зачем делали обыск и что искали, никто тогда не дал. Лишь в 1989 году удалось получить официальный письменный ответ Следственного отдела Московского управления КГБ на запрос о причинах обыска у Ефремова: обыск, как и «некоторые другие следственные действия», был проведён «в связи с возникшим подозрением о возможности его насильственной смерти. В результате проведения указанных действий подозрения не подтвердились».

Существует ещё одна версия о причинах неприкрытого интереса КГБ к писателю: кое-кому не давали покоя источники удивительно точных его предсказаний по поводу будущего и секретные знания, доступные чрезвычайно узкому кругу посвящённых.

Вряд ли стоит удивляться подобной возне, поскольку Ефремов за многие годы до перестройки открыто разоблачал тупики, в которые упиралось общество, открыто смеясь над убогой философией тех, кто вёл страну к пропасти...

Внучка генерала летает за штурвалом самолёта, гоняет на болидах и решается на безумные (порой опасные) путешествия, которые обычным женщинам не под силу. Фото из открытых источников.
Внучка генерала летает за штурвалом самолёта, гоняет на болидах и решается на безумные (порой опасные) путешествия, которые обычным женщинам не под силу. Фото из открытых источников.

Думается, что ещё один биографический эпизод (теперь уже личного плана) напрягал находившегося в отставке генерала в последние годы жизни. Его внучка Мария Краснова, выпускница МГИМО с красным дипломом, успешно строившая карьеру в России, в 1996 году неожиданно перебралась с семьёй в Швейцарию, где позднее даже была избрана в члены швейцарского муниципалитета.

Оказывается, мало построить - нужно ещё удержать. А вот с последним Алидин не справился. Умер он после операции 9 января 2002 года, похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище.

Могила генерала и его жены на Ваганьковском кладбище. Фото из открытых источников.
Могила генерала и его жены на Ваганьковском кладбище. Фото из открытых источников.

Мои последние публикации на канале:

Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!