Предыдущая часть:
Дворец Ольденбургского
У второго пролета Троицкого моста катер уходит под тень его свода и выходит на свет напротив дворца принца Ольденбургского. На этом менсте в 1750 году Ф.Б. Растрелли построил здесь деревянное двухэтажное здание Оперного дома, которое просуществовало до 1773 года.
В 1755 году в Оперном доме была дана первая русская опера «Цефал и Прокрис», сочинённая А.П. Сумарокова. На его месте в 1784–1787 годах был построен дворец с висячими садами, для Ивана Ивановича Бецкого, личного секретаря императрицы Екатерины II, президента Императорской Академии искусств.
Хозяин дворца имел здесь значительную коллекцию произведений искусства. В гостях у Бецкого бывали французский философ Дидро, польский король Станислав-Август. Иногда здесь устраивались вечера для воспитанников учебных заведений, подведомственных Бецкому.
В 1791–1796 годах здесь жил И.А. Крылов. Писатель открыл здесь свою типографию где печатал журналы «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий».
После смерти Бецкого в 1795 году дом перешёл его дочери Анастасии, вышедшей замуж за строителя Одессы адмирала О. М. де Рибаса. В 1822 году домом стали владеть её дочери. В 1830 году дом Бецкого был выкуплен в казну и передан принцу П. Г. Ольденбургскому.
Для принца в 1830-х годах В.П. Стасов перестроил здание, в созданном архитектором виде оно существует по сей день. Висячие сады были убраны, на их месте со стороны Лебяжьей канавки и Марсова поля надстроен новый этаж, где разместили танцевальный зал. Также Стасовым здесь была создана протестантская часовня во имя Христа Спасителя (Стасов и хозяин дома были протестантами).
В этом архитектурном виде, здание существует по сей день. Сейчас в его стенах расположен Университет Культуры и Искусств (бывший библиотечный институт).
Миновав Верхний Лебяжий мост, перекинутый через Лебяжью канавку, отделяющую Летний сад от Марсова поля, катер идет по Неве вдоль парадной решетки Летнего сада.
Летний сад
Сад был заложен по повелению и первоначальному плану Петра I в 1704 году и создан в стиле голландского барокко. Он располагается между Невой, Фонтанкой, Мойкой и Лебяжьей канавкой. В саду насчитывается более 80 статуй и бюстов.
Учитывая необратимый процесс естественного старения и разрушения каррарского мрамора, из которого изготовлены скульптуры, находившиеся более трёхсот лет под открытым небом, было принято решение заменить оригиналы копиями
После недавней реставрации сада, подлинники были переданы Русскому музею, а все статуи и бюсты - заменены точными копиями из искусственного мрамора.
Летний сад задумывался Петром I как сад фонтанов, поэтому не удивительно, что они стали в итоге одним из существенных элементов садового ансамбля. Без них он не мыслил настоящего сада, способного соперничать по своей красоте со знаменитыми парками Версаля.
Несомненным украшением Летнего сада является Невская ограда - один из шедевров русского классицизма XVIII века. Автором проекта ограды были архитекторы Ю.М. Фельтен и П. Е. Егоров.
На высоком гранитном цоколе установлено 36 гранитных колонн, увенчанных поочередно урнами и вазами. Между колоннами расположены железные звенья в виде копий. Бронзовые золоченые украшения оживляют строгий облик решетки Летнего сада.
Цоколь ограды, колонны и венчающие их вазы были высечены из красного гранита выборгских месторождений. Звенья ограды и ворота выковали из железа в Туле. Общая длина сооружения - 232 метра.
В 1824 году учёный-минеролог Д. И. Соколов писал: «набережные Петербурга, и решетка Летнего сада могут быть причислены к чудесам мира».
Летний дворец
Пройдя вдоль Невской ограды Летнего сада, наш катер сворачивает направо под своды трех пролётного моста через Фонтанку в месте её истока из Невы. Мост соединяет Дворцовую набережную с набережной Кутузова и называется Прачечным. Мост получил название от находившегося поблизости дворцового Прачечного двора.
Неравные каменные своды его облицованы гранитными блоками правильной разрезки. Арки моста опираются на быки и устои, имеющие свайные основания. Тротуары открылков с четырех сторон имеют по десять ступеней для перехода на уровень тротуаров набережных. Автор моста, архитектор Росси, проявив большое художественное чутьё и вкус, сумел достигнуть исключительного единства окружающих мост объектов.
Выйдя из-под моста, наш катер идет по течению реки Фонтанки, названой так потому, что её воды использовались для работы фонтанов Летнего сада. Слева по движению, в Летнем саду возвышается двухэтажное каменное здание, построенное архитектором Трезини как резиденция императора Петра Первого.
Четырехскатная железная крыша дома увенчана медным флюгером в виде Георгия Победоносца, поражающего копьем змия. По углам крыши - водостоки в виде крылатых драконов, сделанные из прорезного железа. Вход обрамлен порталом из черного мрамора, над которым - барельеф, изображающий Минерву с военными трофеями.
Основным украшением фасадов дворца Петра I являются 28 барельефов, исполненных в редкой технике ручной намазки, расположенные в рамках между окнами первого и второго этажей. Тема изображений - прославление морской силы России.
Как и любое жилье, отвечающее вкусам Петра I, его резиденция невелика: 26,5 на 15,5 м; высота двух этажей - 8,1 м, однако называется сооружение Летним дворцом Петра Первого.
Училище правоведения
Напротив Летнего дворца Петра, на левом берегу Фонтанки, располагается Комплекс построек Главного дворцового управления на прачечном дворе.
Рядом с ним, тянется вдоль Фонтанки, занимающее целый квартал, величественное здание с угловыми куполами и восьми колонным портиком.
В этом здании в 1835 году, по инициативе и на средства принца П. Г. Ольденбургского, было открыто учебное заведение университетского типа - Училище правоведения - для подготовки юридически образованных чиновников из детей дворян.
Обучение длилось 7 лет. Окончившие училище получали звания от губернского секретаря до титулярного советника. Воспитанники училища носили форму зелёного цвета с жёлтыми петлицами и обшлагами.
Согласно популярной петербургской легенде, за расцветку этого мундира, напоминавшую оперение чижа, а также за традиционные пыжиковые шапки студентов училища прозвали «чижиками-пыжиками», и именно о них была сочинена песенка:
Чижик-пыжик, где ты был?
На Фонтанке водку пил.
Выпил рюмку, выпил две —
Закружилось в голове.
Соляной городок
Наш катер проходит мимо комплекса зданий имеющих историческое название Соляной городок. В начале XYIII на этой территории находилась сооруженная по проекту Трезини Партикулярная верфь, где строились небольшие суда для жителей города.
В 1780-х гг. на месте Партикулярной верфи были устроены склады для соли и вина, и место получило название "Соляной городок". В 1780 г. по проекту арх. Ф. И. Волкова было сооружено строгое, протяженное здание. Внешнее богатое оформление здание получило в 1870 г. по проекту архитектора Л. Ф. Фонтана.
В это время здесь размещалась знаменитая Всероссийская промышленная выставка. Фасад, выходящий на набережную, оформлен монументальным порталом, украшенным скульптурой и лепкой. В простенках между окнами установлены скульптуры кариатид.
На территории Соляного городка разместили Русское техническое общество и ряд музеев – Технический, Прикладных знаний, Кустарный, Военно-педaгогический, Сельскохозяйственный.
В Соляной городок приезжали Ф. М. Достоевский, И. Е. Репин, Л. Н. Толстой, Д. И. Менделеев. С большим интересом посетители выставки слушали лекции П. Ф. Лесгафта. В одном из симфонических концертов, состоявшемся на выставке, выступил девятнадцатилетний композитор и пианист С. В. Рахманинов.
В конце XIX века на месте восточного корпуса городка были построено центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица (также известное как «Мухинское училище»). В 1946—1952 годах в зданиях Соляного городка располагался Музей обороны Ленинграда, воссозданный в 1989 году в здании бывшего Кустарного музея как Музей обороны и блокады Ленинграда.
Пателеймоновский мост
Оставив позади Соляной городок, наш катер проходит под сводом одного из самых нарядных в городе, мостов – Пантелеймоновским, переброшенным через Фонтанку в месте, где берет свое начало река Мойка. В 1923 - 1991 гг. мост назывался мостом Пестеля.
В архитектурном оформлении моста зодчий Ильин использовал мотивы классицизма: пальметты, львиные маски, изображения пик, щитов, мечей. Торшеры - пучки высоких пик, перевитых посредине венками, украшенными накладными элементами воинской арматуры в виде овальных щитов с барельефами медуз на фоне перекрещенных мечей античной формы.
Средняя, наиболее высокая пика, завершается двуглавым орлом с распростертыми крыльями и лавровым венком в когтях. Остекленные фонари, напоминающие усеченные восьмигранные пирамиды, подвешены к кронштейнам.
Ильин широко использовал бронзировку и покрытие сусальным золотом отдельных элементов декора.
Мост обращает на себя внимание богатой и красочной декоративностью надмостных сооружений - перильных ограждений, торшеров и фонарей с широким использованием бронзировки и покрытия золотом на фоне черных поверхностей. Площадь позолоты составляет 82,81 кв. м.
Михайловский замок
Выйдя из-под пролета моста, наш катер круто поворачивает направо, направляясь под перекинутый через реку Мойку 1-й Инженерный мост, получивший свое название от Инженерного замка, расположенного на мысу между Мойкой и Фонтанкой.
Инженерный, или Михайловский замок, построенный по заказу императора Павла I на рубеже XVIII—XIX веков и ставший местом его смерти — крупнейший архитектурный памятник, завершающий собою историю петербургского зодчества XVIII века.
Павел I повелевает: «Для постоянного государева проживания строить новый неприступный дворец-замок. Строение нашего дворца поручить нашему архитектору коллежскому советнику Бренне…» Проект дворца был выполнен архитектором В. И. Баженовым. Закладка Михайловского замка состоялась 26 февраля 1797 г. К строительству Михайловского замка были прикомандированы арх. И. Гирш и Г. Пильников, а также, в качестве чертежника, - К. И. Росси.
После убийства императора, совершенного во время дворцового переворота, всего через 40 дней после новоселья, Михайловский замок был покинут Романовыми и на два десятилетия пришёл в запустение.
В 1819 году замок заняло Главное инженерное училище, от которого пошло его второе название — «Инженерный». В советское время здесь помещалось Ленинградское военно-инженерное училище. С 1957 года в замке размещается Центральная военно-морская библиотека, старейшая и крупнейшая в Вооруженных Силах России.
С 1951 года по 1961 год замок был передан Военно-морскому инженерному училищу под кораблестроительный факультет. Здесь же в летнее время работала приемная комиссия училища, и жили абитуриенты. Наш набор, 1960 года, был последним, который сдавал вступительные экзамены в Замке. Сейчас здесь филиал Русского музея.
Продолжение: