Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

На Катере по СПб. Сенат и Синод. Сенатская площадь. Адмиралтейская набрежная. Зимний дворец. Кронверкская протока.

Оглавление

Юрий Бахарев

Предыдущая часть:

фото из Интернета: Вид с Невы на здания Сената и Синода
фото из Интернета: Вид с Невы на здания Сената и Синода

Оставив позади Меньшиковский дворец, наш катер идет против течения вдоль левого берега Невы у зданий Сената и Синода. 
Первой постройкой на месте нынешних зданий Сената и Синода был  дом Светлейшего князя Меньшикова; после опалы и смерти Меньшикова дом перешел вице-канцлеру графу А. Остерману, а позже, к графине А.Г. Лаваль.

В 1780 году здание начали перестраивать  в стиле классицизма. Здесь, в особняке графини А.Г. Лаваль бывали А. С. Пушкин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов. Накануне 14 декабря 1825 года в этом доме собирались декабристы.

К началу XIX века, после перестройки  здания Адмиралтейства,  дом уже не соответствовали облику  Сенатской площади, с её главным украшением -  памятником Петру Первому "Медный всадник" работы  Фальконе, Коло и Гордеева, поставленного по велению императрицы Екатерины Второй в августе 1782 года.

 Император Николай I повелел строить новый дом Сената по образу и подобию здания Главного штаба. Тогда же было принято решение перевести сюда и Синод, полностью освободив, таким образом, здание Двенадцати коллегий для нужд университета.  Проект Росси, представлявший собой два здания, соединенных триумфальной  аркой.  К началу октября 1832 г. возведение корпусов было завершено.

  Новая триумфальная арка стала символизировать единство церкви и государства. Аттик венчает скульптурная группа, символизирующая веру в закон - "Правосудие и благочестие". И фасады, и центральная арка украшены выступающими парами колонн коринфского ордера, и лоджиями.

 Снаружи фасад здания Сената отмечен изогнутой по дуге монументальной колоннадой, обращенной к Неве и к Сенатской площади. Входы в здания оформлены гранитными лестницами  и пандусами.
В 2007 году была  произведена полная реставрация здания Сената, и в мае 2008 года сюда переехал Конституционный суд.

фото из Интернета: Вид на Сенатскую площадь и Александровский сад со стороны Невы.
фото из Интернета: Вид на Сенатскую площадь и Александровский сад со стороны Невы.

Сенатская площадь

Смотрящая на Неву, Сенатская площадь является одной из самых старых площадей Санкт-Петербурга. Она начала формироваться уже в 1704 году, первоначально как часть луга перед Адмиралтейством, обеспечивающего свободную стрельбу при его обороне.

14 декабря 1825 года у подножия памятника Петру I выстроились восставшие полки, отказавшиеся дать присягу новому царю Николаю I. Всего на площади было около трёх тысяч восставших, которые были окружены уже принявшими присягу войсками. Восстание было подавлено.

 С юга Сенатская площадь ограничивается громадой Исаакиевского собора, с востока  западным корпусом Главного Адмиралтейства, по существу, сливаясь с Александровским садом.

фото из Интернета: Дворцовая набережная в районе Адмиралтейства.
фото из Интернета: Дворцовая набережная в районе Адмиралтейства.

Адмиралтейская набрежная

Миновав Сенатскую площадь, наш катер, приближается  к Западной башне Главного Адмиралтейства. Особо памятные для меня места.

 В Александровский сад курсанты Военно-морского инженерного училища имени Дзержинского, в котором я учился в 1961-66 годах, выходили на физзарядку и сдавать нормы по бегу. В Западной башне Адмиралтейства находился бассейн по всплытию из затонувшей подводной лодки, при выходе через торпедный аппарат.

В западном корпусе, на первом этаже располагалась лаборатория ЭЭС ПЛ, с действующими тренажерами управления корабельной электроэнергетикой. В этом же корпусе находился действующий тренажер по управлению движением подводной лодки, имитирующий возникающие крены и дифференты.

Миновав Западную башню Адмиралтейства, наш катер идет вдоль Адмиралтейской набережной по направлению к Дворцовому мосту.

 К сожалению, основные  корпуса  Главного Адмиралтейства с Невы не видны. Высятся только Западная и Восточная башни, да взметнувшейся в небо золотой шпиля с корабликом-флюгером, одним из символов нашего города. Здания Главного Адмиралтейства заслоняет городская застройка конца 19 века -  доходные дома, появившиеся на месте стапелей Петровских времён.

Адмиралтейская набережная, тянущаяся вдоль череды доходных домов, украшена Адмиралтейским садиком с бронзовым памятником « Царь Петр – плотник» и гранитными спусками к Неве с бронзовыми львами в районе Восточной башни.

фото из Интернета: Вид на Зимний дворец со стороны Невы.
фото из Интернета: Вид на Зимний дворец со стороны Невы.

Зимний дворец

Оставив с права по борту бронзовых львов, наш катер минует пролёт Дворцового моста, и оказывается перед Зимним дворцом, построенным в 1754–62 гг. итальянским архитектором Ф. Б. Растрелли как официальная резиденция Российских императоров.

Здание имеет четкий логический план - близкий к квадрату прямоугольник, усложненный крупными ризалитами (выступами) по углам. Здесь должны были расположиться самые важные дворцовые интерьеры.

В северо-западном – Тронный Зал, в северо–восточном - главная лестница (Иорданская, или Посольская), в юго-восточном – церковь, в юго-западном – театр. По второму, парадному этажу, ризалиты предполагалось связать торжественно-решенными анфиладами залов.

Строительство велось в период наивысшего расцвета пышного стиля барокко. Огромный пожар 1837 года уничтожил практически все интерьеры дворца. Восстановительными работами руководили архитекторы В.П.Стасов и А.П.Брюллов.

 Сегодня замыслам Ф.Б.Растрелли в Зимнем дворце отвечают: Главный вестибюль, галерея первого этажа (справедливо носит имя зодчего), Иорданская лестница и дворцовая церковь, восстановленные В.П.Стасовым без значительных изменений.

 С июля по ноябрь 1917 г. служил местом проведения заседаний Временного правительства. В последующее время в Зимнем дворце расположены основные фонды самого большого художественного музея страны и одного из самых больших в мире – Эрмитаж.

фото из Интернета: Вид на Кронверкскую протоку и Кронверк.
фото из Интернета: Вид на Кронверкскую протоку и Кронверк.

Кронверкская протока

У зимнего дворца наш катер поворачивает налево и, пересекая Неву перед Стрелкой Васильевского острова, идет вдоль Биржевого моста, направляясь   в Кронверкскую протоку, отделяющую Заячий остров от Петроградской стороны.

Я вспоминаю, что на куртине Петропавловской крепости была шлюпочная база училища. И на третьем курсе, вместо физзарядки, мы по утрам бегали сюда через Дворцовый, Биржевой и Кронверкский мосты ради получасовой тренировки в гребле на шестивесельных ялах.

Наш катер проходит под низким сводом Кронверкского моста и, огибая Петропавловскую крепость,  идет вдоль внушительного здания из красного кирпича, Нового арсенала на Кронверке, на дворе перед которым стоя реальные образцы старинного и современного артиллерийского вооружения.

 Длина арсенала по оси равна 472 м, стены по наружному фасаду достигают толщины 1,8 м, по внутреннему - 1,3 м. В арсенале расположен Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи.

Музей был основан 29 августа 1703 г., когда по приказу Петра I в Петропавловской церкви был построен Цейхгауз - место хранения исторических и курьёзных артиллерийских орудий. Настоящая жизнь музея собрания началась в 1868 г.

 Тогда музею была отведена часть здания арсенала Петропавловской крепости - Кронверка в нижнем и антресольном этажах восточного крыла для размещения военно-исторических коллекций. Для тяжелых орудий выделили часть внутреннего двора.

Сегодня это один из крупнейших военных музеев мира, обладающий ценнейшими коллекциями артиллерийского вооружения и боеприпасов, стрелкового и холодного оружия.

Здесь же экспонируется  военно-инженерная техника, средства военной связи. Хранятся образцы боевых знамен, военной формы одежды, произведений батальной живописи и графики, наград и знаков, а также архивными документами, свидетельствующими об истории развития артиллерии русской армии, ратных подвигах защитников Отечества.

Впечатляет живописная, графическая и скульптурная коллекции музея, в которой можно увидеть портреты императоров, великих князей, прославленных полководцев, отличившихся солдат и офицеров.

Залы музея украшают картины известных русских художников-баталистов Б.П.Виллевальде, Н.Д.Дмитриева-Оренбургского, А.И.Шарлеманя, А.П.Сафонова, П.О.Ковалевского, Ф.А.Рубо, А.Н.Попова, Н.С.Самокиша, М.Б.Грекова.

Всего в музее свыше 850 тыс. экспонатов  и более 200 образцов военной техники находятся на открытой площадке.

фото из Интернета: Майолика "Богоматерь с младенцем"
фото из Интернета: Майолика "Богоматерь с младенцем"

Дом с майоликой Петрова-Водкина

Оставив позади дугу Конверкского арсенала, наш катер проходит мимо низкого пролета Восточно-артиллерийского моста, перекинутого через узкий
Кронверкский проток, и идет вдоль здания филиала Российской академии правосудия. В советское время здесь НИИ   травматологии и ортопедии им. Р.Р.Вредена.

Здание из белого матового кирпича берлинской фабрики Шельдта, с цоколем, отделанным серым сердобольским гранитом построено в 1906 году по инициативе и под патронажем императрицы Александры Федоровны как ортопедическая больница.

Здание украшают "бровки" над окнами - из желтого и зеленого глазурованного кирпича, дубовые тамбуры, железные зонтики и решетки балкона, изготовленные на заводе Ф.А.Энгельсона.

Лестничные клетки в боковых крыльях здания украшены гигантскими витражами высотой более 10 метров, через них просвечиваются две железные лестницы.

Ранее здание имело  домовую церковь, возвышающуюся на этаж над главным корпусом, к сожалению, луковичный купол церкви утрачен, ныне остался только опорный барабан.

К счастью, на фасаде здания, сохранилось украшающая церковь, майолика  - образ "Богоматерь с младенцем", выполненная по эскизу К. С. Петрова-Водкина в 1904 г. на фабрике Дультона в Лондоне. Читается, что это  одна из самых ранних майолик на зданиях Петербурга.

Фото из Интернета: Вид на Иоанновский мост и Иоанновский равелин.
Фото из Интернета: Вид на Иоанновский мост и Иоанновский равелин.

Иоанновский мост

Наш катер, миновав причалы прогулочных судов, расположенных на северном берегу Кронверкского канала заходит под третий пролёт сооруженного в 1738 году и старейшего в Санкт-Петербурге моста. Он соединяет Заячий остров с Троицкой площадью. Первоначально мост  назывался Красным. В 1890 году был переименован в Иоанновский, по своему местоположению у Иоанновского равелина Петропавловской крепости.

На выходе из-под пролета моста, на одном из "кустов свай", предохраняющих опоры моста от ледохода, можно видеть потешную скульптуру зайца. Размер скульптуры, сделанной из сплава силумина, алюминия и дюраля, покрытого нитридом титаном - 58 см от торца сваи до кончиков ушей.

По одной из легенд заяц, спасавшийся от наводнения, прыгнул на сапог Петру I, вышедшему из лодки. Произошло это на острове, на котором, как рассказывали старожилы этих мест, обитало невиданное количество зайцев. После этого случая Петр I стал называть остров – «Заячий».

Справа по борту высится Иоанновский равелин, прикрывающий Государев и Меньшиков бастионы, а также Петровские ворота - главные ворота Петропавловской крепости. Укрепление названо в честь Ивана Алексеевича, старшего брата Петра I и отца императрицы Анны Иоанновны.

фото из Интернета: Троицкая площадь
фото из Интернета: Троицкая площадь

Троицкая площадь

Слева по движению, за прибрежным сквером и Каменноостровским проспектом проплывает Троицкая площадь — старейшая площадь Санкт-Петербурга, возникла в начале XVIII века. На ней находился, снесенный  в 1933 году деревянный Троице-Петровский собор, по  которому и дали название площади.
В мае 2003 года на этом месте освящена красивая  гранитная часовня в стиле ампир, с золотым куполом, в честь Живоначальной Троицы.

В советское время площадь называлась площадью Революции, а проспект – Кировским. С востока площадь ограничивает, построенный в 20-е годы Дом политкаторжан.
В 2002 году на площади  рядом с Домом политкаторжан, многие жители которого были репрессированы, был установлен Соловецкий камень «Узникам Гулага».

фото из Интернета: Вид на Троицкий мост
фото из Интернета: Вид на Троицкий мост

Троицкий мост

Оставив за кормой Заячий остров, наш катер входит в Неву вблизи разводного Троицкого моста, одного из красивейших петербургских мостов через Неву. Мост, соединяющий Троицкую площадь и Марсово поле,  свое название получил от имени Троице-Петровского собора. В советское время  мост назывался Кировским.

При въезде на мост со стороны Марсова поля установлены две ростральные колонны-обелиски. Пьедесталы колонн выполнены из розового гранита чистой тески, обелиски – из красного полированного гранита. Обелиски украшены рострами кораблей из патинированной бронзы, поддерживающими круглые светильники.

Завершают обелиски фигуры двуглавых орлов с распростертыми крыльями. Ростры кораблей выполнены по моделям известного эстонского скульптора А. Адамсона. Решетки и фонари моста оформили в стиле модерн французские архитекторы Р. Патульяр и В. Шаброль

 Пьедесталы украшены мемориальными досками, посвященными участникам строительства моста и другим событиям, связанным с закладкой и окончанием сооружения моста.

фото из Интернета: Вид на Мраморный дворец с Невы
фото из Интернета: Вид на Мраморный дворец с Невы

Мраморный дворец

Катер, чуть покачиваясь на волнах, бежит через простор Невы, держа направление на Мраморный дворец, величественное трехэтажное здание, облицованное многими сортами мрамора.
Мраморный дворец – строился в 1768-1785 годах, по проекту архитектора Ринальди.

Первоначально дворец был подарен Екатериной Великой её фавориту графу Григорию Орлову. Одно время здесь размещалась резиденция последнего польского короля Станислава Понятовского, а потом, с 1779 до 1915 года – великих князей Константинов разных поколений.

 В советское время здесь был развёрнут Музей В.И. Ленина, и в парадном дворе стоял его знаменитый броневик. Когда я учился в училище, здесь у нас проходило несколько занятий по Истории КПСС.

  Теперь это филиал Русского Музея.  Вместо броневика «Враг капитала» во дворе установлен памятник Александру III, скульптора Трубецкого, изначально открытый в 1909 году на Знаменской площади перед Московским вокзалом.

фото из Интернета: 1-й Инженерный мост на фоне Инженерного замка
фото из Интернета: 1-й Инженерный мост на фоне Инженерного замка

1-й Инженерный мост

Пока я предавался воспоминаниям об июне 1960 года, прожитом в стенах замка, наш катер скользит вдоль гранитных  стены набережной, на которой  примерно в метре от поверхности воды, рядом с 1-м Инженерным мостом стоит самый маленький памятник в Санкт-Петербурге, бронзовое изображение чижика из знаменитой песенки.

Мы едва успели разглядеть достопримечательность, как наш катер ушел под своды 1-го Инженерного моста, перекинутого через реку Мойка, и соединяющего острова Летний сад и Спасский.

Мост является продолжением западной  набережной реки Фонтанки между Михайловским замком и Летним садом. С 1780-х годов на этом месте находился  деревянный мост, именуемый Летним.

В нынешнем виде, мост сооружён в 1825 году по проекту инженеров П. П. Базена и Э. К. Клапейрона. Пролётное строение опиралось на опоры бутовой кладки, облицованные гранитом чистой тёски.

Фасады арок украшены накладными отливками из чугуна в виде античных щитов и шлемов. Фонари изготовлены в виде пучков скрещённых копий, соединённых посреди переплетающимися венками.

Решётка перил моста, спроектированная П. П. Базеном представляет собой короткие копья-дротики, соединённые горизонтальными тягами. Столбы решётки выполнены в виде ликторских пучков, на которых укреплены мечи и щиты с изображением головы Медузы Горгоны.

Пройдя под мостом, наш катер зашёл в воды реки Мойки и продолжил движение мимо  зелёных откосов, ограничивающих Марсово поле с юга. Слева по движению катера  убегали назад деревья Михайловского сада.
 На заставке фото из Интернета: 1-й Инженерный мост на фоне Инженерного замка.

фото из Интернета: 2-й Садовый мост на фоне куртиня Летнего сада.
фото из Интернета: 2-й Садовый мост на фоне куртиня Летнего сада.

2-й Садовый мост

2-й Садовый мост
И вот, в створе проезда Марсова поля, наш катер заходит под своды  2-го Садового моста.  В нынешнем виде мост существует с 1967 года, как однопролётный, в виде 3-шарнирной железобетонной рамы, с опорами облицованными  гранитом.

Ещё несколько секунд, и катер круто сворачивает налево под Театральный  пролет Трёхколенного моста. Замечаю, что здесь круг нашего путешествия замкнулся. Катер снова идет по каналу Грибоедова, направляясь к месту старта.

Снова, невольно пригибая головы, проходим под  низкими сводами Ново-Конюшенного моста. Минуем Спас на Крови и через пару минут наш катер швартуется у знакомого причала напротив Дома Книги. Увлекательное полуторачасовое путешествие закончилось.

На катере по СПб. 2-й Садовый мост (Юрий Бахарев) / Проза.ру

Продолжение:

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Бахарев Юрий Иванович | Литературный салон "Авиатор" | Дзен