Имеет ли значение то, в каком виде студенты приходят на занятия? Отражается ли это на их учёбе? Надо ли требовать от студентов соблюдения каких-то конкретных правил в их внешнем виде? Лично я считаю, что студент должен быть одет в чистую одежду и выглядеть опрятно – всё остальное от лукавого.
К внешнему облику преподавателей, по моему мнению, требования аналогичны, плюс условие, что внешний вид преподавателя не должен отвлекать студентов от восприятия учебного материала. Последнее, в моём представлении, включает в себя отсутствие экстрима в одежде (например, супер-мини, декольте, экстремальные разрезы, прозрачные одежды и т.п.) и макияже (синяя помада, зелёные брови и т.д.), отсутствие агрессивного маникюра и татуировок на видных местах.
Университет, в котором я преподаю – отраслевой вуз геологоразведки и смежных с ней отраслей. А посему у нас частенько можно встретить в коридорах профессора какой-нибудь из спецкафедр, например, в вытянутом свитере неопределённого цвета или в штанах с большим количеством карманов, набитых разными ништяками. Конечно, большинство преподавателей имеют вполне обычный, деловой внешний вид, как и в других вузах, но тем не менее персонажи вышеназванной наружности – неотъемлемая часть культурной среды нашего вуза.
По-видимому, наличие таких колоритных персонажей нравится не всем в руководстве. При позапрошлом ректоре руководство попыталось ввести форменную одежду и для студентов, и для преподавателей. Это был пиджак (китель) тёмно-синего цвета со «знаками различия» – погонами с аббревиатурой вуза, золотистыми полосками на рукавах и эмблемой отрасли на погонах и пуговицах. В течение 2011-2012 учебного года её выдали всем студентам и большей части преподавателей. Руководство планировало ввести обязательное ношение этих пиджаков как, например, в отраслевых вузах МВД. Но идея формы в качестве обязательной одежды встретила значительное сопротивление со стороны преподавательского состава, да и студенты были не в восторге. Инициатива не прижилась, теперь эти пиджаки выдают студентам для временного использования на каких-то мероприятиях, а также их по желанию надевают некоторые преподаватели (те, кто в своё время получил такой пиджак в личное пользование).
Однажды на дзене случайно заглянула на канал, все статьи которого посвящены выбору автором того канала себе одежды, обуви, косметики, парфюмерии и т.д. – достаточно популярная тема в женском сегменте дзена. В одной из статей автор рассказывала, какие туфли она купила и какой комплект одёжки к ним подобрала. Выложила фото себя во всём этом и сказала, что она специально каждый раз одевается так, чтоб у тех, кто её видит в этой одёжке, создавалось впечатление о ней как о городской сумасшедшей. Мне ещё тогда подумалось, какие всё-таки сочные тараканы в голове этой девушки. Ведь любой психолог вам скажет, что по большому счёту окружающим людям откровенно пофиг на эту девушку, на вас и вообще на всех кроме самих себя. Мы интересны только себе, увы и ах. Конечно, если самой девушке нравится то, как она выглядит «в образе городской сумасшедшей», то вперёд, но крайне бессмысленно надеяться на то, что у кого-то из посторонних людей вообще может создаться хоть какое-то впечатление от того, как она одета, если она для них никто.
В прошлом году, анализируя свой опыт взаимодействия со студентами, я написала статью про индивидуалистов в студенческой среде, в комментариях к которой некоторые читатели говорили, что они тоже были индивидуалистами, когда учились в вузе. И, в частности, одна девушка написала, что она специально ходила на занятия только в чёрном, чтоб показать своим одногруппникам, что ей с ними некомфортно. Вот, специально нашла эту фразу из её комментария: «Я ходила в чёрных одеждах, чтобы этим показать, как мне (почти) все неприятны». Я спросила тогда эту девушку, понимали ли одногруппники то, что она хотела сказать им своим «тотал блэком» – девушка ответила, что она ещё специально хмурилась, чтоб было яснее, но при этом так и не знает, понимали ли одногруппники подаваемые ею знаки.
Боюсь, что посыл этой девушки так и не был понят одногруппниками по одной простой причине – скорее всего им было пофигу на неё вообще, и на то, во что там она одевается, в частности. Это если ты какая-то значимая персона, то с твоим мнением считаются и с удовольствием замечают всё, что ты транслируешь, в том числе и невербально, и даже сверх того, (например, «платье мести» принцессы Дианы – в своё время из журналистов об этом только ленивый не писал). Во всех остальных случаях, если хочешь что-то сказать – чётко формулируй, причём лучше всего словами, потому что все остальные способы априори обречены на провал.
Кстати, то, во что одеваются студенты, приходя на занятия, иногда можно привлекать для лучшего усвоения смысла изучаемых понятий. Например, я преподаю математику. На одной из лекций по теории вероятностей, когда изучаются случайные величины, вводится понятие моды как числовой характеристики случайной величины (мода – то значение случайной величины, вероятность которого наибольшая), а через какое-то время, уже изучая основы математической статистики, мы касаемся вопроса, как определить моду, имея вариационный ряд значений случайной величины (мода – варианта с наибольшей частотой). На лекции для понимания я привожу пример, переводя направление мысли в бытовую плоскость. Примерно так: прошу студентов гипотетически представить ситуацию, что в мире в моду повсеместно вошли белые штаны. Спрашиваю: «Что было бы, если бы в моде были белые штаны? Большинство молодёжи носило бы именно их. То есть, например, вероятность встретить человека в белых штанах среди вас была бы выше, чем в штанах какого-то другого цвета. Другими словами, белые штаны на вас встречались бы чаще других». На следующей лекции всегда задаю контрольный вопрос: что такое мода и как её найти? И многие из тех, кто присутствовал на предыдущей лекции, отвечают на него абсолютно правильно.
Такие дела. Свои мысли по данной теме пишите в комментариях.