Найти тему

Индивидуалисты в студенческой среде

Работая преподавателем вуза много лет, я замечаю, что практически во всех группах студентов есть такие, которые на занятиях всегда сидят отдельно от всех. Индивидуалисты. Они не являются изгоями, как иногда бывает в детских коллективах, когда почти весь класс почему-то чморит какого-то одного одноклассника. По моим наблюдениям, в студенческих коллективах дистанцию между собой и остальными эти индивидуалисты выстраивают сами, хотя, иногда бывает, она их тяготит. Я наблюдаю всегда со стороны, ничего не спрашивая и не вмешиваясь, но причины такого поведения мне интересны.

Сразу скажу, что есть совсем уж клинические случаи. Это когда даже на мой дилетантский взгляд заметно, что у студента явно какие-то проблемы психического характера. И что печально, в последние десятилетия я такие случаи наблюдаю практически каждый год. Например, девочка, которая никогда ни с кем из одногруппников не разговаривает, всегда сидит за партой одна, и по возможности на расстоянии от остальных, в коридоре всегда стоит у двери аудитории одна. Когда у доски задачи решает, то старается на одногруппников даже не смотреть и вообще в глаза никогда не смотрит, даже своему преподавателю. Когда, закончив работу у доски, возвращается на своё место, то норовит сделать это максимально быстро, опустив глаза в пол. При всём при этом девочка неглупая, задачи решает грамотно и с удовольствием (у меня математика). Одногруппники, по-видимому, всё понимают, и своё общество ей не навязывают.

Ещё одну, не из моего потока, в этом году я уже несколько раз наблюдала на перерывах стоящей в углу, прижавшись спиной к стене, как-то напряжённо рассматривающей через очки исподлобья проходящих мимо людей. На прошлой неделе, приехав на работу довольно рано, наблюдала, как эта девочка в полупустом холле первого этажа передвигалась перебежками от стены к стене. А вчера, когда я закончила лекцию и пошла выключать свет в уже опустевшей аудитории, эта девочка вошла в дверь, не видя меня, и стала двигаться вдоль стены – увидев меня, она присела и на полусогнутых ногах молча пробежала обратно к двери и выскочила в коридор. Занятия по математике в группе, где учится эта девочка, ведёт мой коллега, который говорит, что она всегда садится за последнюю парту, одна, и всегда молчит, и видно, что одногруппники относятся к ней настороженно. Нет, я понимаю, студенты с ОВЗ, и всё такое (сейчас это в тренде, ё-моё) – но блин, не до такой же степени, в самом деле.

Есть просто индивидуалисты по жизни. Почему они такие, неизвестно – может детство было непростым, а может просто такой психотип достался от природы. Например, в прошлом семестре я вела практические занятия в группе (сейчас она у меня осталась только на лекциях), в которой есть студент с альбинизмом (светло-голубые глаза, абсолютно белые волосы, брови и ресницы, кожа розовато-белая). Наверно вот эта их необычная внешность с детства влияет на формирование привычек в коммуникации. Он всегда сидит один. С одногруппниками общается, но без особой охоты, и по всему видно, что просто ему комфортно именно так. Успеваемость очень средняя, но помню, что в прошлом семестре ему понравилось работать у доски – в целом, нормальный парень, просто интроверт. Ещё один похожий персонаж учится сейчас на третьем курсе – там дело обстоит примерно также, как в предыдущем случае, только не вследствие альбинизма, а видимо вследствие резкого каркающего голоса. У этого студента соображалка была чуть получше («была», потому что математика у них уже закончилась), да и к учёбе он относился чуть добросовестнее, вследствие чего к нему за помощью иногда обращались некоторые девочки из его группы, и он всегда относился к этому с пониманием и помогал, считая помощь своим долгом. Молодец, в общем, нормальный парень.

Не всегда, но довольно часто бывает, что в одиночестве, отдельно от остальных студентов своей группы, сидит иностранец. Тут причины могут быть разные. Во-первых, недостаточное знание русского языка, затрудняющее полноценное общение с остальными – так называемый языковой барьер. Хотя, некоторым ребятам это не мешает – перед ковидом в одной из моих групп учился студент из Африки, знание русского языка у которого сильно оставляло желать лучшего, но он был такой непосредственный, юморной и обаятельный, что студенты его обожали. А вот китайцы, которые учатся у нас, и у большинства из которых очень плохое знание русского, практически не общаются с русскоязычными студентами своей группы – на 1-2 курсе, когда у них есть математика, я наблюдаю именно такую картину. Во-вторых, некоторые привычки, которые отталкивают. Например, многие представители стран Средней и Центральной Азии считают своим священным долгом перед выходом из дома поливаться одеколоном. Именно поливаться – хочешь-не хочешь, а отсядешь подальше. Я в таких случаях окна в аудитории открываю, даже зимой, иначе не выжить. Конечно есть ещё «в-третьих» и «в-четвёртых», связанные с особенностями менталитета «наших» и «не наших», препятствующие нормальной коммуникации.

Ещё приходилось наблюдать, как студент, возраст которого намного превышал средний возраст его одногруппников (лет на 8), весь год держался особняком. С группой он при этом общался, но всё равно позиционировал себя отдельно от остальных. Это наверно можно объяснить тем, что у разных возрастов разные интересы.

Повторюсь: такого, чтоб студенты сами гнобили кого-то из своих одногруппников, я не наблюдала ни разу. Чаще всего человек сам в той или иной степени сторонится окружающих, а они и не настаивают на общении. Таковы мои наблюдения. Вы наблюдали что-то подобное? Пишите в комментариях.