Найти в Дзене

Транспортная карта «Подорожник» и история светофора

15 января в продажу поступил первый в 2025 г. лимитированный тираж (50 000 карт) «Подорожника», приуроченный к 95-летию светофора в России. Первый в СССР технический регулировщик, так его поначалу называли, был установлен 15 января 1930 г. в Ленинграде. На лицевой стороне транспортной карты изображён дорожный светофор ДС 7-30, предназначенный для регулирования движения пешеходов. Слово «светофор» вошло в русский язык в 1932 г., когда его внесли в Большую советскую энциклопедию. Регулирование движения на дороге при помощи прибора впервые осуществил англичанин Джон Пик Найт (1828-1886) в 1868 г. Считается, что первый электрический светофор изобрёл, Лестер Фарнсворт Уайр (1887-1958), сотрудник городской полиции из Солт-Лейк-Сити, штат Юта, США. Это был жёлтый деревянный ящик с 2-х скатной крышей, с четырёх сторон которого горели красные и зелёные лампочки. Он был установлен в 1912 г. на пересечении Мэйн-стрит и 200 Саут в центре Солт-Лейк-Сити на 10-футовом столбе, подключён к электрическ

15 января в продажу поступил первый в 2025 г. лимитированный тираж (50 000 карт) «Подорожника», приуроченный к 95-летию светофора в России. Первый в СССР технический регулировщик, так его поначалу называли, был установлен 15 января 1930 г. в Ленинграде.

На лицевой стороне транспортной карты изображён дорожный светофор ДС 7-30, предназначенный для регулирования движения пешеходов.

Светофор дорожный ДС 7-30. Источник: https://shvabe-moscow.com/dc7-30.
Светофор дорожный ДС 7-30. Источник: https://shvabe-moscow.com/dc7-30.

Слово «светофор» вошло в русский язык в 1932 г., когда его внесли в Большую советскую энциклопедию. Регулирование движения на дороге при помощи прибора впервые осуществил англичанин Джон Пик Найт (1828-1886) в 1868 г. Считается, что первый электрический светофор изобрёл, Лестер Фарнсворт Уайр (1887-1958), сотрудник городской полиции из Солт-Лейк-Сити, штат Юта, США. Это был жёлтый деревянный ящик с 2-х скатной крышей, с четырёх сторон которого горели красные и зелёные лампочки. Он был установлен в 1912 г. на пересечении Мэйн-стрит и 200 Саут в центре Солт-Лейк-Сити на 10-футовом столбе, подключён к электрическим линиям троллейбусной сети и управлялся вручную полицейским в будке на обочине дороги.

Реплика светофора Лестера Уайра, получившая прозвище «скворечник». Департамент транспорта штата Юта. Источник: https://abw.by/amp/news/other/2023/07/06/svetofornoe-regulirovanie-evoluciya-bez-revolucii.
Реплика светофора Лестера Уайра, получившая прозвище «скворечник». Департамент транспорта штата Юта. Источник: https://abw.by/amp/news/other/2023/07/06/svetofornoe-regulirovanie-evoluciya-bez-revolucii.

Лестер Уайр не запатентовал своё изобретение. По информации, найденной в интернете, в 1917 г. Уильям Гильери из Сан-Франциско, штат Калифорния запатентовал (№ 1 224 632) первый автоматический светофор, в котором использовались красный и зеленый свет и можно было выбирать автоматическое или ручное управление. По другой информации, первым известным патентом на светофор (№ 1 251 666) в США был выдан 1 января 1918 г. Дж. Б. Хогу из Кливленда, штат Огайо. Все первые светофоры имели 2 цвета.

Человек издавна воспринимал красный цвет, как сигнал опасности, так, как он ассоциируется с огнём. Красный сигнал светофора сигнализирует о преимуществе встречного движения, давая указание водителям и пешеходам полностью остановиться.

Зеленый цвет всегда олицетворял безопасность, спокойствие, поэтому его использовали в качестве разрешающего сигнала светофора. Он является наиболее простым и сигнализирует о преимуществе проезда транспортных средств или пешеходов через перекрёсток.

Работа двухцветного светофора продемонстрирована в советском мультфильме «Чудесный светофор», снятом в 1938 г. по советской трёхцветной системе.

В мультфильме показан лес, в котором не существовало правил движения, на перекрёстке постоянно происходили аварии и заторы. Помог один случай. Однажды на сук дерева, над перекрестком села зеленоглазая сова. Выше, на том же дереве, белочка-маляр красила птичьи гнезда и с её кисти упала вниз капля красной краски. Капля попала сове в один глаз, в результате он стал красным. Так сова превратилась в светофор и на перекрестке воцарился порядок. Откроет сова зелёный глаз – звери движутся в одну сторону, откроет красный – в другую.

В современном светофоре три цвета – красный, жёлтый и зеленый, хотя и светофоры из двух секций тоже остались. Такие светофоры обычно устанавливаются там, где пропуск автомобилей производится в индивидуальном порядке: на пограничных переходах, при въезде и выезде с автостоянки, охраняемой территории.

Сигналы светофора могут располагаться как вертикально (при этом красный – сверху, а зелёный – снизу), так и горизонтально (при этом красный – слева, а зелёный – справа).

Изобретателем трёхцветного светофора считается офицер полиции Детройта Уильям Поттс (1883-1947), добавивший предупреждающий жёлтый цвет, помогающий облегчить переход между зелёным и красным, давая водителям и пешеходам возможность безопасно покинуть перекрёсток до начала движения.

Спроектированная Поттсом четырёхсторонняя трёхцветная светофорная мачта, была установлена на пересечении Вудворд-авеню и Мичиган-авеню в Детройте в октябре 1920 г.

Мистер «Светофор» Уильям Поттс. Иллюстрация «Motor News», Автомобильный клуб Мичигана, март 1947 г. Источник: http://large.stanford.edu/courses/2011/ph240/miller1/docs/moyer/.
Мистер «Светофор» Уильям Поттс. Иллюстрация «Motor News», Автомобильный клуб Мичигана, март 1947 г. Источник: http://large.stanford.edu/courses/2011/ph240/miller1/docs/moyer/.

В Европе аналогичные светофоры были впервые установлены в 1922 г. в Париже, в Англии – в 1927 г. Нет сомнений в том, что США принадлежит и первенство в развитии светофоров. К середине 1920-х гг. в США было изобретено более 50 светофоров различной конструкции.

В СССР первый светофор был установлен 15 января 1930 г. в Ленинграде на пересечении проспектов 25 Октября и Володарского (сегодня это Невский и Литейный проспекты). Фотографии этого светофора нет, но, благодаря фотографии неизвестного автора, которая хранится в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт‑Петербурга, можно увидеть, как выглядел Невский проспект в то время.

1930 г. Жители Ленинграда на трамвайной остановке на проспекте 25 Октября рядом с проспектом Володарского. ЦГАКФФД СПб. Источник: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgakffd/A-1-photo/1DR-6/3621.
1930 г. Жители Ленинграда на трамвайной остановке на проспекте 25 Октября рядом с проспектом Володарского. ЦГАКФФД СПб. Источник: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgakffd/A-1-photo/1DR-6/3621.

Нашёл я и фотографию того места, где был установлен первый советский светофор, но сделанную уже в 1941 г. На фото можно разглядеть светофор, но неизвестно, тот ли это, или уже другой.

В наше время это место не сильно изменилось, но того светофора уже нет.

Место, где появился первый в СССР светофор. Пересечение Невского и Литейного проспектов. Санкт-Петербург, 01.03.2025. Фото автора.
Место, где появился первый в СССР светофор. Пересечение Невского и Литейного проспектов. Санкт-Петербург, 01.03.2025. Фото автора.

Установка светофора была признана удачным решением и к 1939 г. в Ленинграде количество светофоров было доведено до 100.

Ленинград. Путеводитель. - Л.,1940. С.184. Источник: https://www.citywalls.ru/house1169.html?s=jii50i13qbut7lr6c8i7g7p6nq.
Ленинград. Путеводитель. - Л.,1940. С.184. Источник: https://www.citywalls.ru/house1169.html?s=jii50i13qbut7lr6c8i7g7p6nq.

В Москве первый светофор был установлен 30 декабря 1930 г. В 1949 г. в Женеве были приняты два важных документа: «Конвенция о дорожном движении» и «Протокол о дорожных знаках и сигналах». Представители СССР тоже присутствовали, но к новым правилам не присоединились и светофоры в СССР отличались тем, что их сигналы располагались наоборот – сверху был зеленый, потом жёлтый, а снизу красный. Это можно увидеть в старых фильмах, а также в книгах и на открытках, изданных до 1959 г.

Кадр из фильма «Улица полна неожиданностей», Ленфильм, 1957 г.
Кадр из фильма «Улица полна неожиданностей», Ленфильм, 1957 г.

Только в 1959 г. СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах. Это привело к тому, что сигналы всех светофоров приняли привычное нам расположение.

Первый светофор для пешеходов появился 5 февраля 1952 г. на одной из улиц Нью-Йорка. Опыты со светофорами, показывающими водителям и пешеходам, сколько времени осталось до смены сигнала, ещё в 1925 г. проводила компания American Traffic Signal Company, которая создала конструкцию со множеством мелких лампочек, гаснущих одна за одной, пока горит основной цвет. Тогда подобное новшество не прижилось.

К идее таймера вернулись в 1990-х гг. на волне развития и удешевления технологии светодиодов. Считается, что первый светофор с цифровым обратным отсчетом на светодиодном табло появился во Франции в 1998 г. Сейчас трудно себе представить улицу мегаполиса без таких светофоров.

Светофоры на Невском проспекте. 01.03.2025. Фото автора.
Светофоры на Невском проспекте. 01.03.2025. Фото автора.

Спасибо, что дочитали до конца, ставьте лайк (👍 - палец вверх), подписывайтесь на мой канал и делитесь своими мыслями в комментариях.

Рекомендую посмотреть: