15 января в продажу поступил первый в 2025 г. лимитированный тираж (50 000 карт) «Подорожника», приуроченный к 95-летию светофора в России. Первый в СССР технический регулировщик, так его поначалу называли, был установлен 15 января 1930 г. в Ленинграде.
На лицевой стороне транспортной карты изображён дорожный светофор ДС 7-30, предназначенный для регулирования движения пешеходов.
Слово «светофор» вошло в русский язык в 1932 г., когда его внесли в Большую советскую энциклопедию. Регулирование движения на дороге при помощи прибора впервые осуществил англичанин Джон Пик Найт (1828-1886) в 1868 г. Считается, что первый электрический светофор изобрёл, Лестер Фарнсворт Уайр (1887-1958), сотрудник городской полиции из Солт-Лейк-Сити, штат Юта, США. Это был жёлтый деревянный ящик с 2-х скатной крышей, с четырёх сторон которого горели красные и зелёные лампочки. Он был установлен в 1912 г. на пересечении Мэйн-стрит и 200 Саут в центре Солт-Лейк-Сити на 10-футовом столбе, подключён к электрическим линиям троллейбусной сети и управлялся вручную полицейским в будке на обочине дороги.
Лестер Уайр не запатентовал своё изобретение. По информации, найденной в интернете, в 1917 г. Уильям Гильери из Сан-Франциско, штат Калифорния запатентовал (№ 1 224 632) первый автоматический светофор, в котором использовались красный и зеленый свет и можно было выбирать автоматическое или ручное управление. По другой информации, первым известным патентом на светофор (№ 1 251 666) в США был выдан 1 января 1918 г. Дж. Б. Хогу из Кливленда, штат Огайо. Все первые светофоры имели 2 цвета.
Человек издавна воспринимал красный цвет, как сигнал опасности, так, как он ассоциируется с огнём. Красный сигнал светофора сигнализирует о преимуществе встречного движения, давая указание водителям и пешеходам полностью остановиться.
Зеленый цвет всегда олицетворял безопасность, спокойствие, поэтому его использовали в качестве разрешающего сигнала светофора. Он является наиболее простым и сигнализирует о преимуществе проезда транспортных средств или пешеходов через перекрёсток.
Работа двухцветного светофора продемонстрирована в советском мультфильме «Чудесный светофор», снятом в 1938 г. по советской трёхцветной системе.
В мультфильме показан лес, в котором не существовало правил движения, на перекрёстке постоянно происходили аварии и заторы. Помог один случай. Однажды на сук дерева, над перекрестком села зеленоглазая сова. Выше, на том же дереве, белочка-маляр красила птичьи гнезда и с её кисти упала вниз капля красной краски. Капля попала сове в один глаз, в результате он стал красным. Так сова превратилась в светофор и на перекрестке воцарился порядок. Откроет сова зелёный глаз – звери движутся в одну сторону, откроет красный – в другую.
В современном светофоре три цвета – красный, жёлтый и зеленый, хотя и светофоры из двух секций тоже остались. Такие светофоры обычно устанавливаются там, где пропуск автомобилей производится в индивидуальном порядке: на пограничных переходах, при въезде и выезде с автостоянки, охраняемой территории.
Сигналы светофора могут располагаться как вертикально (при этом красный – сверху, а зелёный – снизу), так и горизонтально (при этом красный – слева, а зелёный – справа).
Изобретателем трёхцветного светофора считается офицер полиции Детройта Уильям Поттс (1883-1947), добавивший предупреждающий жёлтый цвет, помогающий облегчить переход между зелёным и красным, давая водителям и пешеходам возможность безопасно покинуть перекрёсток до начала движения.
Спроектированная Поттсом четырёхсторонняя трёхцветная светофорная мачта, была установлена на пересечении Вудворд-авеню и Мичиган-авеню в Детройте в октябре 1920 г.
В Европе аналогичные светофоры были впервые установлены в 1922 г. в Париже, в Англии – в 1927 г. Нет сомнений в том, что США принадлежит и первенство в развитии светофоров. К середине 1920-х гг. в США было изобретено более 50 светофоров различной конструкции.
В СССР первый светофор был установлен 15 января 1930 г. в Ленинграде на пересечении проспектов 25 Октября и Володарского (сегодня это Невский и Литейный проспекты). Фотографии этого светофора нет, но, благодаря фотографии неизвестного автора, которая хранится в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт‑Петербурга, можно увидеть, как выглядел Невский проспект в то время.
Нашёл я и фотографию того места, где был установлен первый советский светофор, но сделанную уже в 1941 г. На фото можно разглядеть светофор, но неизвестно, тот ли это, или уже другой.
В наше время это место не сильно изменилось, но того светофора уже нет.
Установка светофора была признана удачным решением и к 1939 г. в Ленинграде количество светофоров было доведено до 100.
В Москве первый светофор был установлен 30 декабря 1930 г. В 1949 г. в Женеве были приняты два важных документа: «Конвенция о дорожном движении» и «Протокол о дорожных знаках и сигналах». Представители СССР тоже присутствовали, но к новым правилам не присоединились и светофоры в СССР отличались тем, что их сигналы располагались наоборот – сверху был зеленый, потом жёлтый, а снизу красный. Это можно увидеть в старых фильмах, а также в книгах и на открытках, изданных до 1959 г.
Только в 1959 г. СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах. Это привело к тому, что сигналы всех светофоров приняли привычное нам расположение.
Первый светофор для пешеходов появился 5 февраля 1952 г. на одной из улиц Нью-Йорка. Опыты со светофорами, показывающими водителям и пешеходам, сколько времени осталось до смены сигнала, ещё в 1925 г. проводила компания American Traffic Signal Company, которая создала конструкцию со множеством мелких лампочек, гаснущих одна за одной, пока горит основной цвет. Тогда подобное новшество не прижилось.
К идее таймера вернулись в 1990-х гг. на волне развития и удешевления технологии светодиодов. Считается, что первый светофор с цифровым обратным отсчетом на светодиодном табло появился во Франции в 1998 г. Сейчас трудно себе представить улицу мегаполиса без таких светофоров.
Спасибо, что дочитали до конца, ставьте лайк (👍 - палец вверх), подписывайтесь на мой канал и делитесь своими мыслями в комментариях.
Рекомендую посмотреть: