Найти в Дзене

«Подорожники» в дизайне, посвященном 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда от блокады

27 января 2024 г. Санкт-Петербург и вся страна отмечает 80-летнюю годовщину важнейшего события в истории города – снятия фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны. Комитет по транспорту Санкт-Петербурга в честь этого события выпустил ограниченную партию электронных карт «Подорожник», выполненных в двух вариантах. Тираж составил 100 тысяч карт: по 50 тысяч каждого варианта. На одном «Подорожнике» – «Дорога жизни», которая связывала осажденный Ленинград с тылом страны через Ладожское озеро с сентября 1941 г. по март 1943 г. На другом – ленинградский трамвай – единственный городской транспорт, работавший в блокадном Ленинграде. На обратной стороне обеих карт – официальная эмблема памятной даты, утверждённая в Санкт-Петербурге. Блокада Ленинграда (ныне Санкт‑Петербург) длилась с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г. Целью немецких войск было сломить сопротивление защитников Ленинграда и овладеть городом. Уже в октябре 1941 г. продуктов в городе стало не хватать, а в ноябре на

27 января 2024 г. Санкт-Петербург и вся страна отмечает 80-летнюю годовщину важнейшего события в истории города – снятия фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны. Комитет по транспорту Санкт-Петербурга в честь этого события выпустил ограниченную партию электронных карт «Подорожник», выполненных в двух вариантах. Тираж составил 100 тысяч карт: по 50 тысяч каждого варианта.

Электронные карты «Подорожник» из моей коллекции.
Электронные карты «Подорожник» из моей коллекции.

На одном «Подорожнике» – «Дорога жизни», которая связывала осажденный Ленинград с тылом страны через Ладожское озеро с сентября 1941 г. по март 1943 г. На другом – ленинградский трамвай – единственный городской транспорт, работавший в блокадном Ленинграде. На обратной стороне обеих карт – официальная эмблема памятной даты, утверждённая в Санкт-Петербурге.

Эмблема 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Источник https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/press/80-letiya-polnogo-osvobozhdeniya-leningrada-ot-fashistskoj-blokady/.
Эмблема 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Источник https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/press/80-letiya-polnogo-osvobozhdeniya-leningrada-ot-fashistskoj-blokady/.

Блокада Ленинграда (ныне Санкт‑Петербург) длилась с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г. Целью немецких войск было сломить сопротивление защитников Ленинграда и овладеть городом. Уже в октябре 1941 г. продуктов в городе стало не хватать, а в ноябре начались первые голодные смерти.

13 ноября 1941 г. начальником тыла Ленинградского фронта Феофаном Николаевичем Лагуновым (1896-1965) был подписан приказ «Об организации постройки ледяной дороги по водной трассе мыс Осиновец – маяк Кареджи». 22 ноября 1941 г. началось движение автомашин по ледовой дороге через Ладогу, а 26 ноября ледовая дорога получила наименование «Военно-автомобильная дорога № 101».

Регулировщица у въезда на ледяную «Дорогу жизни» у деревни Коккорево. Источник https://waralbum.ru/277474/.
Регулировщица у въезда на ледяную «Дорогу жизни» у деревни Коккорево. Источник https://waralbum.ru/277474/.

Для обслуживания дороги, соединявшей блокадный Ленинград с остальной частью страны, Управлению ледовой дороги были приданы воинские части, насчитывающие в общей сложности 9 тыс. человек. Перевозки через Ладогу осуществляла 17-я отдельная автотранспортная бригада. На «Дороге жизни» в основном использовались горьковские «полуторки» ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ.

«Полуторка» (скорее всего ГАЗ-ММ) на водно-ледовой трассе Ладожского озера. https://irossiya.ru/interesting/polutorka-legendarnyj-gruzovik-istoriya-interesnye-fakty-gaz-aa/.
«Полуторка» (скорее всего ГАЗ-ММ) на водно-ледовой трассе Ладожского озера. https://irossiya.ru/interesting/polutorka-legendarnyj-gruzovik-istoriya-interesnye-fakty-gaz-aa/.

Благодаря «полуторкам» из блокадного Ленинграда были эвакуированы 738 тысяч человек, перевезено более 575 тысяч тонн грузов. По трассе ехали с открытыми дверьми, чтобы в случае ухода машины под лед (что могло быть моментальным), водитель мог успеть выбраться. По тонкому льду, где каждый километр трассы мог оказаться последним, сотни водителей за рулём этих грузовиков обеспечивали связь осаждённого города с внешним миром.

Изображение на лицевой стороне «Подорожника» представляет из себя коллаж с использованием элементов вышеприведённых фотографий.

На втором «Подорожнике» изображён трамвайный вагон МС-4 на проспекте 25 Октября в Ленинграде (с 13 января 1944 г. – Невский проспект).

Оригинальная фотография была сделана 15 апреля 1942 г. и хранится в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении культуры «Государственный музей истории Санкт-Петербурга».

Трамвайный вагон МС-4 на маршруте № 12. Источник https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=32843120.
Трамвайный вагон МС-4 на маршруте № 12. Источник https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=32843120.

В конце декабря 1941 г. последними в городе остановились трамваи. За первую блокадную зиму на улицах Ленинграда образовался слой снега толщиной до одного метра, под которым скопились груды мусора. 8 марта 1942 г. началась масштабная уборка города, а 15 апреля по чисто убранному проспекту 25 Октября снова побежали трамваи, оставаясь единственным видом городского транспорта до окончания блокады, став символом блокадного Ленинграда. В 2007 г. на проспекте Стачек был установлен памятник «Блокадному трамваю».

Спасибо, что дочитали до конца, ставьте лайк (👍 - палец вверх), подписывайтесь на мой канал и делитесь своим мнением в комментариях.

Рекомендую посмотреть: