Самоходная артиллерийская установка (САУ) СУ-76, как и модернизированный вариант СУ-76М, стала самой массовой советской самоходкой периода Великой Отечественной войны. По объёмам выпуска она уступала лишь среднему танку Т-34, что подчеркивает её исключительное значение для Красной Армии. Что же было такого исключительного в этой САУ?
История создания
В начале Великой Отечественной войны Красная Армия столкнулась с острой нехваткой массово производимых самоходных артиллерийских установок, способных эффективно поддерживать пехоту или бороться с танками противника. Эта потребность, проявившаяся уже летом 1941 года, привела к созданию временных решений, таких как эрзац-САУ ЗИС-30, что указывало на существенный доктринальный и практический пробел. Заказ на разработку СУ-76, основанной на шасси лёгкого танка Т-70, стал прямым ответом ГКО СССР на возникшую проблему. Появление новой самоходки ознаменовало сдвиг в тактическом мышлении руководства РККА, признавшем острую необходимость в мобильной, надёжной машине артиллерийской поддержки, способной идти в ногу с наступающей пехотой и танками, вместо того чтобы полагаться исключительно на буксируемую артиллерию или уязвимые легкие танки. Таким образом, СУ-76 была не очередной САУ — она представляла собой решение острой тактической проблемы, обеспечивая более эффективные общевойсковые операции.
Непосредственно история создания САУ СУ-76, ставшей ключевой для РККА в Великой Отечественной войне, началась в конце января 1942 года, когда заместитель начальника конструкторского отдела Наркомтанкопрома Семён Александрович Гинзбург сформулировал тактико-технические требования на «универсальное самоходное шасси на базе агрегатов лёгкого танка Т-60». Первоначально работы по проекту были возложены на завод № 37 в Свердловске, где под руководством Гинзбурга разработали и построили опытные образцы легких самоходных установок. Однако, после передачи завода № 37 в структуру УЗТМ и организации там производства средних танков Т-34, все работы по легким САУ были переданы на завод № 38 в Кирове. Важно отметить, что в историческом контексте существовали и другие проекты с обозначением СУ-76 или схожие по назначению. Например, в 1932–1934 годах на заводе "Красный Путиловец" под руководством И. А. Маханова была разработана САУ СУ-76, но это был более ранний, не массовый проект, не связанный с “героем” нашей статьи. Также существовали модификации, такие как СУ-76И, разработанная в январе-марте 1943 года в КБ Свердловского завода № 37 под руководством Г. И. Каштанова на трофейном шасси (о ней мы обязательно поговорим позже), и опытная самоходка СУ-76Д Горьковского автомобильного завода.
В октябре – ноябре 1942 года конструкторское бюро завода № 38 в Кирове, под руководством Гинзбурга создало САУ СУ-12. В качестве базы при разработке СУ-12 были использованы агрегаты легкого танка Т-70Б, шасси которого было "хорошо освоено промышленностью". 2 декабря 1942 года постановлением ГКО № 2559 СУ-12 была принята на вооружение Красной Армии, а с мая 1943 года её стали официально обозначать СУ-76. Первые серийные СУ-76 оснащались силовой установкой из двух параллельно установленных автомобильных бензиновых двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 “лошадок” каждый, причем каждый двигатель имел свою коробку передач. Однако, после первых же поставок в войска в январе 1943 года, стали поступать многочисленные жалобы на частые поломки машин. Главной причиной была изначально неудачная схема силовой установки, вызывавшая сильные крутильные колебания элементов трансмиссии, что приводило к их быстрой поломке. Силовая установка была очень сложна в управлении. Проблема приняла настолько серьезный оборот, что едва ли не по личному по указанию Сталина СУ-12 были изъяты из самоходных артиллерийских полков, а серийное производство было приостановлено после выпуска около 608 машин.
Согласно постановлению ГКО № 3184 от 14 апреля 1943 года, на заводе № 38 были созданы специальные бригады, которые ездили в расположение частей, укомплектованных СУ-76 раннего выпуска, и там, на местах, производили их модернизацию. Модернизированный вариант, получивший индекс СУ-76М, отличался более высоким запасом моторесурса и отсутствием бронированной крыши боевого отделения. Открытая сверху боевая рубка, хотя и понижала уровень защиты от огня сверху, значительно улучшила условия работы экипажа, облегчила выход из машины и решила проблему плохой вентиляции и загазованности, которая была характерна для закрытой СУ-76. В СУ-76М была применена новая силовая установка ГАЗ-203, состоящая из двух спаренных двигателей ГАЗ-202, расположенных последовательно и работающих на общий вал, что значительно повысило надёжность. Также были усилены элементы трансмиссии и упрощены управление. СУ-76М была принята на вооружение в июле 1943 года и постановлением ГКО № 3964 от 21 октября 1943 года. С 1 января 1944 года Горьковский автозавод (ГАЗ) стал головным предприятием по СУ-76М, а главным конструктором САУ был назначен Н.А. Астров, под руководством которого велись работы по совершенствованию самоходки для массового изготовления. Поздние выпуски СУ-76М оснащались форсированным до 85 л.с. вариантом двигателей ГАЗ-202. Разработка СУ-76 явно опиралась на шасси легких танков Т-60 и Т-70, которые на тот момент были "хорошо освоены промышленностью". Этот выбор не был случайным — использование существующих, проверенных компонентов и производственных линий, таких как двигатели ГАЗ-202/203, минимизировало время разработки, упростило логистику и позволило быстро масштабировать производство. Это раскрывает ключевую советскую военно-промышленную стратегию: приоритет скорости и количества за счет адаптации существующих, легкодоступных технологий, даже если это означало первоначальные компромиссы, как это было с проблемой двигателя.
Всего за годы Великой Отечественной войны, с 1942 по октябрь 1945 года, было выпущено 14 292 единицы САУ СУ-76. Из этого числа 13 684 машины представляли собой модернизированные варианты СУ-76, включая СУ-76М и поздние версии с силовой установкой ГАЗ-203. Серийное производство осуществлялось на нескольких ключевых предприятиях Советского Союза: Горьковском автозаводе (ГАЗ), заводе № 38 в Кирове и заводе № 40 в Мытищах. Горьковский автозавод стал основным производителем, выпустив 9133 самоходки. Для вооружения этих САУ было изготовлено 14 450 орудий ЗИС-3.
Данные о производстве наглядно демонстрируют растущую потребность фронтовых частей в новой машине — начиная с 25 единиц в 1942 году, к 1944 году объём производства довели до семи с лишним тысяч машин. Стремительный рост, особенно после успешной модернизации СУ-76М, начавшейся летом 1943 года, свидетельствует о способности Советского Союза быстро наращивать производство жизненно важной системы вооружения после устранения первоначальных конструктивных недостатков. Доминирующая роль ГАЗа, выпустившего более 9000 единиц, подчеркивает, что этот крупный автомобильный завод был уникально позиционирован для использования своих возможностей массового производства в военных целях, став "головным предприятием" по СУ-76М с января 1944 года. Это является свидетельством эффективности советского военного промышленного планирования и распределения ресурсов.
Описание конструкции
Ключевым решением для массового производства новых САУ стало ничто иное, как использование уже освоенных советской промышленностью лёгких танков — к такому подходу конструкторы шли не один год, и к 1942 году всё-таки научились.
Бронированный корпус и рубка
Первая версия СУ-76 была спроектирована в конце 1942 года на основе шасси лёгкого танка Т-70, удлинённого и переработанного под нужды САУ. При проектировании корпуса и боевой рубки перед конструкторами стояла задача создать бронированную машину поддержки пехоты, способную эффективно бороться с огневыми точками противника и лёгкой бронетехникой. Открытый воздух был признан недопустимым по соображениям защищённости, поэтому в первой версии был реализован полностью закрытый корпус с герметичной боевой рубкой.
Корпус машины сваривался из катаных бронелистов толщиной от 10 до 35 мм. Лобовая часть корпуса, защищающая механика-водителя, имела броню в 35 мм и была установлена под рациональным углом (примерно 35–40°), что обеспечивало неплохую защиту от пуль и мелких снарядов. Борта корпуса и корма — 15 мм, крыша — 10 мм. Толщина пола составляла около 10 мм, что делало машину уязвимой к подрыву на минах. Конструкция имела цельносварную схему, но часть деталей соединялась болтами (особенно в крыше рубки), что было технологически проще на фоне нехватки сварочного оборудования в условиях эвакуации.
Боевая рубка представляла собой тесный бронированный объём, закрытый со всех сторон. Внутри неё размещались орудие ЗИС-3 и три члена расчёта — командир, наводчик и заряжающий. Пространство было ограничено, особенно в вертикальной плоскости: расчёт работал в полусогнутом положении. Орудие устанавливалось в неподвижной лобовой броневой маске. Широкий сектор наведения по горизонтали отсутствовал — максимум несколько градусов, так как стрельба велась в основном лобовая. Основной проблемой боевого отделения была вентиляция - системы отведения пороховых газов в нём не было, что приводило к скоплению пороховых газов при стрельбе. В боевых условиях, особенно летом, после нескольких десятков выстрелов концентрация газов и температура в боевом отделении превышали все допустимые нормы. Комиссия ГАУ в своём отчёте от марта 1943 года отмечала случаи полуобморочного состояния наводчиков и полную невозможность ведения огня без открывания люков. Это, в свою очередь, делало бойцов уязвимыми. Частично ситуацию пытались улучшить установкой принудительных вентиляторов, но те не справлялись с объёмом выбросов. Также были проблемы с перегревом силового отделения, так как два расположенных бок о бок двигателя ГАЗ-202 выделяли большое количество тепла, а жалюзи и вентиляционные каналы в верхней плите не справлялись с отводом горячего воздуха. Температура внутри рубки в бою доходила до 60 °C, что фактически возвращало конструкторов к ситуации с первыми английскими танками, где жара в обитаемом отделении была явлением привычным.
Массовые жалобы с фронта, высокая аварийность и недовольство войска конструкцией первой серии СУ-76 привели к полному пересмотру концепции машины. Уже в мае 1943 года появилась СУ-76М — модернизированный вариант с переработанным корпусом и принципиально иной боевой рубкой. Корпус остался аналогичным по форме и размерам, но переработана была силовая установка: сдвоенные двигатели получили иную компоновку, что позволило снизить тепловую нагрузку в боевом отделении. Бронирование корпуса сохранилось на прежнем уровне: 35 мм в лобовой части, 15 мм борта, 10 мм крыша моторного отсека. Однако был улучшен процесс сварки, а прочность сварных швов значительно возросла, повысив таким образом, прочность сборки.
Главным отличием стало полное отсутствие крыши и кормовой стенки боевой рубки. Вместо замкнутого объёма теперь имелась открытая сверху и сзади площадка, окружённая броневыми листами. Лобовая часть — 25 мм, борта — 15 мм, частично прикрытые сверху щитками от осколков. Такое решение решило сразу несколько проблем: удаление пороховых газов, снижение температуры в обитаемом отделении, повышение обзора членов экипажа, а также повышало шансы экипажа покинуть машину при возгораниях. Конечно, уязвимость к шрапнели и огню сверху увеличилась, но командование сочло это допустимым риском — тем более что машина предназначалась не для контактного боя с техникой или пехотой противника, а для огневой поддержки из глубины боевого порядка. Боекомплект в САУ СУ-76М размещался более рационально — вдоль бортов, в специальных укладках. Установка и обслуживание орудия значительно упростились. Расчёт теперь мог работать стоя, заряжание стало удобным, и темп стрельбы возрос. Единственным минусом стало отсутствие защиты от осадков и зимних условий — в снег, дождь и холод служба на открытой рубке превращалась в суровое испытание.
Вооружение
Обе версии СУ-76 — как ранняя (СУ-76), так и модифицированная (СУ-76М) — были вооружены 76,2-мм дивизионной пушкой ЗИС-3 образца 1942 года, адаптированной для установки в самоходной артиллерийской установке. В документации она часто фигурировала под индексом ЗИС-3СА (вариант для самоходной артиллерийской установки). Это орудие было выбрано не случайно: к моменту создания СУ-76, она считалась одной из лучших пушек по сочетанию эффективности, технологичности и надёжности. Уже было налажено массовое производство, и переход к самоходной модификации требовал лишь минимальных переделок. Пушка ЗИС-3 в версии для САУ была установлена на станине с жёсткой фиксацией по отношению к корпусу машины, в лобовой части боевой рубки. Горизонтальные углы наведения были ограничены (±15° от центра), вертикальные — от −5° до +15…+17°, в зависимости от модификации рубки и степени износа механизма.
Механизм наведения — ручной, с использованием винтовых приводов. Прицел — телескопический панорамный ПТ-4-7 или панорама Герца, в зависимости от серии. Использовались и прицелы прямой наводки при стрельбе по открытым целям. Минимальная дальность стрельбы, при использовании штатных прицелов (а других, в принципе и не было), рекомендовалась на дистанциях до 500 метров. Максимальная дальность стрельбы достигала тринадцати километров (для ОФ-снаряда), “благодаря” характеристикам орудия, допускалась стрельба на такие дистанции только при “работе” по площадным целям. Теоретическая скорострельность — до 15 выстрелов в минуту, но в боевой обстановке обычно не превышала 8–10 выстрелов в минуту, особенно при стрельбе с закрытых позиций.
Снаряды для САУ СУ-76 использовались те же, что и для 76-мм дивизионной пушки образца 1942 года (она же ЗИС-3). Это обеспечивало совместимость артиллерийских систем, а также упрощало поставки снарядов. В боекомплект машины могли входить следующие типы снарядов:
- Осколочно-фугасные снаряды ОФ-350 (или ОФ-350А) были основным средством для огневой поддержки пехоты.
- Бронебойные снаряды БР-350А (тупоголовые) и БР-350Б (баллистической формы) использовались против бронетехники и полевых укреплений.
- Кумулятивные снаряды БП-350М использовались только на поздних сериях СУ-76М, главным образом против тяжёлых танков противника.
- Шрапнель использовалась редко, но документально подтверждено неоднократное их применение по скоплениям пехоты противника.
Боекомплект составлял от 36 до 60 выстрелов в зависимости от укладок, модификации и задачи. В боевой практике, особенно в уличных боях, расчёты часто размещали дополнительные снаряды в нестандартных местах, несмотря на снижение безопасности. На практике СУ-76 могла эффективно поражать полевые укрепления, огневые точки и лёгкие укреплённые цели, успешно вести огонь по бронетехнике противника прямой наводкой с малых дистанций, а также применяться для заградительного и контрбатарейного огня с закрытых позиций благодаря неплохим углам вертикальной наводки орудия (от -3 до +25 градусов).
Несмотря на то, что пушка ЗИС-3 изначально не создавалась как противотанковое орудие, она могла поражать немецкие средние танки Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV в борт и лоб с расстояний до 1 000 м. Однако против более тяжёлых машин («Пантеры», «Тигры») эффективность орудия резко снижалась: пробитие лобовой брони было возможно только с дистанций не более 300–400 метров и только при удачном стечении обстоятельств, либо при использовании кумулятивных снарядов, которые в то время были редки и не слишком надёжны.
Изначально ни СУ-76, ни СУ-76М не имели штатного пулемёта, что вызывало жалобы расчётов. САУ была уязвима к атакам пехоты в ближнем бою. В ряде частей экипажи самостоятельно устанавливали пулемёты ДП или ДТ на борта рубки, либо ручные ППШ или ППС, закреплённые в боевом отделении для самообороны машины и экипажа. В некоторых случаях отмечалась установка трофейных пулемётов MG-34, которые крепились в самодельных станках в боевом отделении. Только после войны,на часть СУ-76М монтировали штатный пулемёт ДШК на турели для стрельбы по воздушным и наземным целям. Это решение так и не стало массовым, но иногда встречалось на поздних машинах 1945–46 годов. Во всех остальных случаях, оборона машины от пехоты противника определялась либо возможностями по самостоятельной модернизации (установка стрелкового вооружения), либо возимым личным оружием экипажа.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
Самоходные установки СУ-76 и СУ-76М разрабатывались как максимально унифицированные с серийными лёгкими танками и автомобилями Красной Армии. В конструкции САУ использовались агрегаты, хорошо освоенные в производстве и доступные в достаточном количестве. Это позволило не только ускорить выпуск, но и облегчить ремонт в полевых условиях.
Первый вариант СУ-76 оснащался двумя параллельно установленными бензиновыми двигателями ГАЗ-202, каждый мощностью 70 л.с., общей мощностью 140 л.с. Эти моторы были авиационного происхождения — их основой служил двигатель ГАЗ-11, разработанный на базе американского Dodge D5. Каждый двигатель имел собственную коробку передач и приводил в движение свою половину трансмиссии, то есть правую или левую гусеницу. Такая компоновка называлась двухмоторной с независимыми силовыми линиями, и она представляла собой чрезвычайно сложное решение для практической эксплуатации. Более того, конструкция вызывала серьёзные проблемы при штатной эксплуатации боевой машины - отсутствие внятной синхронизации оборотов при работе двигателей вызывали увод машины в сторону, особенно на неровностях (исправили довольно быстро, но осадочек остался), двигатели перегревались, вследствие чего пробои головок блока стали массовым явлением в первое же лето эксплуатации. Более того, двигательная установка была сложной в ремонте и техническом обслуживании, а также требовала высокой квалификации обслуживающего персонала при настройке двигателя после ремонта. В результате двухмоторная схема была признана неудачной, и производство СУ-76 с таким двигателем было остановлено осенью 1943 года.
И практически сразу же был выбран другой, более надёжный двигатель - отработанный в производстве ГАЗ-203Ф, позаимствованный у серийных лёгких танков Т-70. Его конструкция была иной - вместо параллельной схемы объединения двигателей (которая на деле не объединяла двигатели, а была реальным препоном в нормальной работе трансмиссии), была использована продольная схема. Она включала в себя: пару соединённых параллельно двигателей с синхронизирующей муфтой, редуктор и четырёхступенчатую механическую коробку передач с реверсом, избавляла машину от потерь мощности, улучшала устойчивость хода и упрощала обслуживание. Мощность двигателя осталась на уровне 140 л.с., чего хватало для движения по пересечённой местности со скоростью до 30–34 км/ч, по шоссе — до 45 км/ч. Запас хода составлял около 200–250 км в зависимости от дорожных условий.
САУ оснащались механической четырёхступенчатой коробкой передач, с передачей крутящего момента через главный редуктор и бортовые фрикционы. В ранней версии (СУ-76) трансмиссия дублировалась — по одному на каждый двигатель. В СУ-76М схема была унифицирована и располагалась в передней части корпуса. Главные особенности трансмиссии — наличие реверса, позволявшее двигаться задним ходом со скоростью до 10–12 км/ч. Управление боевой машиной осуществлялось при помощи тяг и рычагов. Муфты сцепления в составе трансмиссии — сухого типа, многодисковые, типа “сталь по стали”, а бортовые передачи — цилиндрические, с прямыми шлицами.
Ходовая часть СУ-76 и СУ-76М базировалась на конструкции лёгкого танка Т-70, но с определёнными упрощениями и адаптацией под нужды самоходной артиллерийской установки. Она включала по шесть опорных катков малого диаметра с каждой стороны, сгруппированных попарно на тележках с индивидуальной торсионной подвеской. Такая схема обеспечивала машине достаточную плавность хода, важную как при передвижении по пересечённой местности, так и при стрельбе с коротких остановок. Ведущие колёса располагались в передней части корпуса, а направляющие — в кормовой части. Поддерживающих катков было по три с каждой стороны. Гусеницы использовались стальные, мелкозвенчатые, шириной 250 мм, что обеспечивало приемлемое удельное давление на грунт и проходимость на сложных участках. Компоновка ходовой части в целом отличалась надёжностью, при этом была достаточно простой в производстве и удобной в ремонте. В ходе эволюции от СУ-76 к СУ-76М были усилены некоторые элементы — например, торсионы и балансиры, чтобы выдерживать возросшие нагрузки при длительной эксплуатации. На практике ходовая часть доказала свою эффективность: она допускала длительные маршевые переходы без серьёзных поломок и уверенно справлялась с типичными для Восточного фронта условиями — грязью, снегом, глубокими колеями. Именно надёжность и ремонтопригодность этой конструкции позволили использовать СУ-76М в самых различных климатических и дорожных условиях вплоть до конца войны.
Боевое применение
СУ-76 предназначалась для огневой поддержки пехоты в роли лёгкого штурмового орудия и противотанковой САУ. В этом качестве она заменила лёгкие танки непосредственной поддержки пехоты. САУ шла на вооружение лёгких самоходно-артиллерийских полков. Однако её оценка в частях была очень противоречивой. Пехотинцам СУ-76 скорее нравилась, так как её огонь был мощнее, чем у танка Т-70, а широко распространенная пушка ЗИС-3 имела большой ассортимент боеприпасов и была хорошо освоена в войсках, полуоткрытая рубка позволяла экипажу тесно взаимодействовать с пехотой в городских боях.
Часто отмечаемыми экипажем слабыми местами машины были противопульное бронирование (хотя бронирование её было одним из самых сильных в классе лёгких САУ), пожароопасность бензинового двигателя и открытая боевая рубка, которая не защищала от стрелкового огня сверху и миномётных мин. Экипажи СУ-76 называли эту машину «сукой» — при поражении её снарядом, механик-водитель, располагавшийся рядом с бензобаком, сгорал заживо. Хотя с другой стороны, та же открытая рубка была удобна для экипажа в работе, снимала проблему загазованности боевого отделения при стрельбе, облегчала обзор во всех направлениях и позволяла экипажу в любой момент использовать гранаты и стрелковое оружие в ближнем бою, покидание машины в критических ситуациях также облегчалось. СУ-76 имела много положительных сторон — лёгкость в обслуживании, надёжность, малошумность. Высокая проходимость и небольшая масса позволяла ей двигаться по лесисто-болотистой местности, лёгким гатям и мостам вместе с пехотой.
В первом же бою были обнаружены конструктивные недостатки самоходок СУ-76. Так отзывались порой о СУ-76 на передовой. Учитывая такие недостатки, при наличии на вооружении в полках наряду с СУ-76 также другие установки, такие как СУ-122, имели место решения командующих полками разделить полк на два, выделив СУ-76 в отдельный. Впоследствии высокую оценку самоходкам СУ-76 дал в военных мемуарах выдающийся полководец Великой Отечественной войны Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский: «Особенно полюбились солдатам самоходные артиллерийские установки СУ-76. Эти легкие, подвижные машины поспевали всюду, чтобы своим огнем и гусеницами поддержать, выручить пехоту, а пехотинцы в свою очередь готовы были защищать их от огня вражеских бронебойщиков и фаустников».
Отрицательные стороны боевого применения СУ-76 часто вытекали из того, что в среде командного состава Красной Армии не всегда учитывалось, что эта самоходка является бронетехникой лёгкого класса, и приравнивание её в тактическом плане к танку или САУ на базе Т-34, КВ вызывало неоправданные потери. Тем не менее, в качестве противотанковой САУ СУ-76 могла успешно бороться со всеми типами лёгких и средних танков вооружённых сил Германии (вермахта) и равноценными САУ противника. Против «Пантеры» СУ-76 была менее эффективна, однако также имела шансы на победу — 76-мм снаряды пробивали маску пушки и относительно тонкую бортовую броню. Однако борьба с «Тиграми» и более тяжёлыми машинами представляла для СУ-76 проблему. В подобных ситуациях инструкции для экипажа предписывали стрелять в ходовую часть и ствол орудия; бить в борт на близких дистанциях. Шансы самоходки несколько повысились после введения подкалиберного и кумулятивного снарядов к орудию. В целом же для успешной борьбы с танками противника от экипажа требовалось максимальное задействование положительных качеств СУ-76. В частности, грамотное использование маскировки и рельефа местности, а также маневрирование от одного отрытого в грунте укрытия к другому нередко позволяло самоходчикам получить боевое преимущество даже над тяжёлыми танками противника.
СУ-76 иногда использовались для стрельбы с закрытых позиций. Угол возвышения её орудия был максимальным среди всех советских серийных самоходок, и дальность стрельбы могла достигать пределов установленного на ней орудия ЗИС-3, то есть 13 км. Однако подобное применение сильно ограничивалось тем, что, во-первых, разрывы 76-мм снарядов на дальних расстояниях малозаметны, что осложняет или делает невозможной корректировку огня, во-вторых, для этого нужен грамотный командир орудия/батареи, которых во время войны сильно не хватало; использовались подобные специалисты преимущественно там, где это давало наибольший эффект, то есть в артиллерийских батареях от дивизионных и выше.
На завершающем этапе войны СУ-76 также использовались в качестве эрзац-БТР, машины передовых артиллерийских наблюдателей или для эвакуации раненых. После войны самоходки продолжали состоять на вооружении Советской Армии: в октябре 1945 без учёта учебных заведений и частей их было 5391, в декабре в регулярных частях в общей сложности насчитывалось 5824, а в ноябре 1947 года уже 5851 (скорее всего, учитывались машины из последних заводских партий, а также доведённая до ума отбраковка и вывоз части машин из учебных частей).
Последним эпизодом боевого применения можно назвать Корейскую войну - в рамках военной помощи бойцам КНДР было передано 132 самоходных установки СУ-76М. К сожалению, мне не удалось найти описание их боевого применения, а также точные списки потерь боевой техники - по некоторым данным, 74 или 75 машин были подбиты или уничтожены, информация об оставшихся в строю 58 машинах осталась совсем размытой.
Заключение
Самоходную артиллерийскую установку СУ-76 можно назвать едва ли не единственной, которая “смогла” - простая в освоении и эксплуатации, не требующая особых навыков при ремонте (начиная с конца 1943-начала 1944 годов), а также обладающая достаточной огневой мощью для выполнения возложенных задач. Да, были самоходки “покруче”, однако сравнивать их - бесполезно, да и не имеет никакого смысла.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!
Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.