Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. САУ СУ-76 образца 1933 года

Самоходная артиллерийская установка СУ-76 (КТ-27) была разработана в 1933 году под эгидой постановления РВС СССР «Система артвооружения РККА на вторую пятилетку». Работы над САУ проводились под руководством Ивана Абрамовича Маханова, но в серию машина не пошла. Рассмотрим, почему? Первоначально идея о создании самоходной артиллерийской установки родилась в недрах специального конструкторского бюро завода “Красный Путиловец”. Однако в инициативном порядке начать работы не удавалось - нагрузка на конструкторов была огромная, да и выдавать шасси для экспериментов без указания “сверху” никто не собирался. Время для всей страны было достаточно сложное - а для РККА и вовсе хаотично-суматошное в силу программы перевооружения. Однако документ Революционного Военного Совета СССР от 5 августа 1933 года включил для разработки САУ “зелёный свет”. Неизвестно почему, но Маханов в качестве базы для новой самоходной артиллерийской установки выбрал танкетку Т-27. Это компактная по габаритам машина, пос
Оглавление

Самоходная артиллерийская установка СУ-76 (КТ-27) была разработана в 1933 году под эгидой постановления РВС СССР «Система артвооружения РККА на вторую пятилетку». Работы над САУ проводились под руководством Ивана Абрамовича Маханова, но в серию машина не пошла. Рассмотрим, почему?

САУ СУ-76 образца 1933 года собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
САУ СУ-76 образца 1933 года собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

История создания

Первоначально идея о создании самоходной артиллерийской установки родилась в недрах специального конструкторского бюро завода “Красный Путиловец”. Однако в инициативном порядке начать работы не удавалось - нагрузка на конструкторов была огромная, да и выдавать шасси для экспериментов без указания “сверху” никто не собирался. Время для всей страны было достаточно сложное - а для РККА и вовсе хаотично-суматошное в силу программы перевооружения. Однако документ Революционного Военного Совета СССР от 5 августа 1933 года включил для разработки САУ “зелёный свет”.

Неизвестно почему, но Маханов в качестве базы для новой самоходной артиллерийской установки выбрал танкетку Т-27. Это компактная по габаритам машина, построенная с использованием не самой грузоподъёмной ходовой частью, в целом, не подходила под транспортировку тяжёлого орудия (в сравнении с основным вооружением Т-27). Говорить про боевое применение и вовсе не приходилось. Однако конструкторы твёрдо решили использовать именно танкетку в качестве шасси.

Танкетка Т-27, послужившая базой для СУ-76. Фотография в свободном доступе.
Танкетка Т-27, послужившая базой для СУ-76. Фотография в свободном доступе.

Первые три машины были построены к концу 1934 года, и они сразу были направлены на испытания. Целью государственных испытаний было определение реальных тактико-технических свойств САУ, поэтому один наскоро сооружённый подвозчик боеприпасов военные всё же вытребовали. Первые прогоны новых САУ прошли 5-8 января 1935 года. Получив удовлетворительные результаты на снегу, военные решили провести стрельбовые испытания, которые проходили не совсем удачно - перед их началом, на корпус нанесли метки, которые должны были показать возможные деформации корпуса. Однако после стрельб корпус деформациям не подвергся, зато вытесненными пороховыми газами при первых же выстрелах были сорваны фары, а чуть позже, из-за бракованного орудия, были выявлены повреждения качающейся части и ствола. Эти повреждения дважды стали причиной отправить СУ-76 на Кировский завод для ремонта, где рабочие заменили ствол, люльку и салазки, а также осветительные приборы.

Коллаж в свободном доступе.
Коллаж в свободном доступе.

После этих испытаний, испытатели задумали сделать “большой прогон” - САУ решили прогнать по маршруту со сложным ландшафтом длиной в 300 километров. Правда, совершить этот заезд не вышло - дело было уже в конце апреля-начале мая, во время жары. И в то же время выявился один серьёзный дефект конструкции - осмотр двигателя показал, что силовая установка сильно разогрелась, вода в радиаторе кипела. Находиться в такой машине механик-водитель не мог в силу высокой температуры в кабине, что грозило ему обмороком. Ещё раньше, во время испытаний системы малым пробегом было установлено, что при переходе с 3-й скорости на 4-ю мощности двигателя не хватает и последний затухает. По окончании испытаний были сделаны выводы о том, что вес установки не соответствовал мощности двигателя. Проходимость была удовлетворительной, машина преодолевала канавы шириной до 1 м и подъемы до 20°. Для разворота машины на мягком грунте требовалась площадка шириной 4—5 м, а на твёрдом грунте она могла разворачиваться на месте.

Военные достаточно высоко оценили удобство обслуживания машины на огневой позиции, но в походном положении вызвало нарекания из-за необеспечения механику-водителю нормальных условий работы из-за близкого расположения к двигателю и неудовлетворительного отвода тепла. Выявление этих недостатков, затрудняющих боевое применение машины, стало причиной прекращения дальнейших испытаний и разработок проекта СУ-76.

Описание конструкции

САУ СУ-76 образца 1933 года была построена на базе серийной танкетки Т-27, которая на тот момент времени была довольно массовой. Особых изменений в конструкцию танкетки внесено не было, что позволило собрать прототипы самоходной артиллерийской установки в кратчайшие сроки.

Корпус

Конструкция корпуса мало отличалась от конструкции базовой машины - конструкторы лишь “сыграли” на понижение линии огня, перенеся топливный бак и радиатор системы охлаждения двигателя. Установка орудия, а также защитного щитка существенно увеличили массу боевой машины - она, в сравнении с “материнской” машиной, выросла почти на пятьсот килограмм, но конструкторам не удалось решить одну проблему - хранение снарядов. Для этого выделить места в САУ не смогли, и поэтому конструкторы решили выпускать боевые машины парами - непосредственно самоходка и подвозчик снарядов, построенный на той же базе.

Установка сошников при изготовке орудия к стрельбе была обязательной. Фотография в свободном доступе.
Установка сошников при изготовке орудия к стрельбе была обязательной. Фотография в свободном доступе.

Корпус сохранил все параметры по бронированию, в целом оно было недостаточным для боевых действий того времени. Однако военные планировали новую машину как средство непосредственной поддержки пехоты, следовательно, оно должно было двигаться во второй линии. Именно поэтому серьёзного бронирования на САУ не устанавливали. В кормовой части машины устанавливались два упора, которые устанавливались при стрельбе - они необходимы для гашения импульса отдачи.

Вооружение

В качестве системы вооружения на САУ использовалась 76-мм полковая пушка образца 1927 года, установленная на машину без особых изменений в конструкции - предполагалось, что экипаж (он же артиллерийский расчёт) будет работать также, как в артиллерийских батареях, все операции выполняя вручную. Длина ствола составляла 16,5 калибров, углы вертикальной наводки ствола находились в пределах от -5 до +25 градусов, горизонтальная наводка без поворота шасси находилась в пределах 36 градусов.

76-мм полковая пушка обр. 1927 г. в Центральном музее Вооружённых Сил Москвы. Фотография в свободном доступе.
76-мм полковая пушка обр. 1927 г. в Центральном музее Вооружённых Сил Москвы. Фотография в свободном доступе.

Максимальная дистанция ведения огня составляла 7 000 метров. Прицельные приспособления крепились с левой стороны люльки. Прицельные приспособления состояли из панорамы, прицела, прицельной коробки и кронштейна. Панорама представляет собой коленчатую оптическую трубу, состоящую из поворотной головки, неподвижного корпуса и окулярной трубки. Для установки угломера на панораме имеются кольцо угломера и барабан угломера с указателями. Панорама закрепляется на прицеле в специальной корзине. Прицел состоит из стебля, бокового и поперечного уровней и визирной трубки.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Двигатель для САУ, как и в случае с танкеткой, “позаимствовали” вначале у Ford A, а затем у его советского клона - ГАЗ-А. Это был рядный четырёхцилиндровый бензиновый двигатель карбюраторного типа, мощностью в 40 лошадиных сил при 2200 оборотах в минуту. Устанавливался двигатель маховиком вперёд, для компактности - охлаждающий вентилятор при этом находился в корпусе и толку от него особо и не было, ведь температура в боевом отделении очень быстро росла до серьёзных показателей. Запуск двигателя осуществлялся либо при помощи электростартера с места механика-водителя, либо при помощи кривого ключа снаружи.

Трансмиссия также была “позаимствована” у ГАЗ-А, и состояла из трёхскоростной механической коробки передач, однодискового “сухого” сцепления, простого конического дифференциала с ленточными тормозами (механизма поворота), а также колодочной тормозной системы. Такая схема была простой в эксплуатации, но при этом довольно надёжной - даже увеличенная масса машины (САУ весила 3,2 тонны), не повлияла на прочность трансмиссии. Однако здесь вопрос кроется, скорее в том, что серьёзных испытаний для самоходки не проводилось.

Ходовая часть состояла из шести одинарных обрезиненных опорных катков на борт, сблокированных попарно в три балансирные тележки, установленные на продольной балке (сделанной из деревянного бруса со стальной оковкой), переднего ведущего колеса и направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы. Гусеничный движитель машины состоял из мелкозвенчатой цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, шириной в 150 миллиметров. Особой проходимости от самоходки никто не ожидал, хотя на самом деле, она её демонстрировала, к удивлению военных.

Заключение

Несовершенство конструкции, а также неправильный подход к выбору шасси стал причиной полного краха проекта САУ на базе танкетки Т-27. Конечно, сама идея была неплохой - компактная машинка с мощным орудием, с достаточной проходимостью, была бы хорошим подспорьем для РККА. Однако роль сыграло именно не до конца доработанное шасси серийной танкетки, которое было выбрано конструкторами для реализации программы РВС СССР.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.